Праздник в трех лицах

В воскресенье страна отпразднует Троицу - один из самых необычных праздников, который считается самым близким к народу. Даже в прежние времена, когда религиозные торжества были под запретом, Троицу...

В воскресенье страна отпразднует Троицу – один из самых необычных праздников, который считается самым близким к народу. Даже в прежние времена, когда религиозные торжества были под запретом, Троицу отмечали – правда, под видом праздника русской березки…

Говорят, на пятидесятый день после Пасхи апостолы преисполнились Святого духа и получили дар говорить на разных языках, после чего отправились по миру проповедовать христианство. Так, апостол Андрей Первозванный из Иерусалима поехал в восточные страны и добрался сначала до Киева, а затем и до Новгорода. Впрочем, в Киевской Руси празднование Троицы долго не приживалось – идея божественного триединства казалась слишком трудной для понимания. И так продолжалось почти три века, пока на смену греческим и византийским проповедникам не пришли русские попы, умело связавшие языческие и христианские традиции. Поэтому вплоть до ХХ века на Троицу люди поутру шли в храм, а потом – на гулянья с «завиванием березки».

Береза у русских людей считалась деревом, оберегающим от нечистой силы и приносящим здоровье. При этом она была и покровительницей девушек и молодых женщин, и символом связи с душами умерших предков. Поэтому на Троицу улицы и дома украшались березовыми венками. Этот обычай переняла и церковь – в храмах на праздник устилали пол зелеными ветками, а у алтаря ставили срубленное деревце. Кстати, только один раз в год – в четверг накануне Троицы – церковь разрешала молиться за нераскаявшихся грешников и самоубийц, что во все остальное время считалось категорически запрещенным. Поминали также «безродных и безыменных» – тех, за кого больше некому молиться.

Перед праздником девушки ходили украшать березу – заплетать ветки в косы, привязывать цветные ленты и платки. Затем под деревом устраивали пир с угощением и хороводами. По березовым венкам и веточкам девицы гадали о суженых. Иногда разукрашенную березу срубали и с песнями носили по деревне, а потом снимали все украшения и пускали вниз по реке.

Народные троицкие традиции возрождают во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Уже несколько лет подряд здесь в один день отмечают и Троицу, и праздник березки, и праздник народных ремесел – под общим традиционным названием «Березовые ситцы». В суздальский Музей деревянного зодчества приезжают мастера со всей Центральной России – гончары, кузнецы, кожевники, вышивальщицы, плетельщики из лозы, кукольники. «Музыкально-обрядовую» часть представят ансамбли «Веснянка», «Селяночка», «Брянички», саратовская этно-фолк-группа «Морденс» и студенты Владимирского областного колледжа культуры. Кульминацией праздника, как обычно, станет большой троицкий хоровод.

Сотрудники музея-заповедника, которые будут на празднике, загодя шьют себе ситцевые сарафаны. Гостей также призывают надеть народные костюмы – за самый нарядный и затейливый обещают приз.

Троицкий фестиваль предварит праздничное богослужение, которое состоится в 8.30 в отреставрированной и освященной Воскресенской церкви в Музее деревянного зодчества. Начало самого праздника – в 11.00.

Марина Сычева

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике