16+

Храм-беженец нашел приют во Владимирской области. Здесь он получит постоянную прописку и новое имя

Недавно по Москве прокатилась очередная волна «архитектурного скандала». В Свиблово сносят деревянный храм-часовню святого Владимира, митрополита Киевского. Место потребовалось для строительства нового торгово-развлекательного центра. Объявление на заборе успокаивает православных: для них неподалеку будет построена каменная церковь, а часовню перевезут во Владимирскую область. Неверящие верующие забеспокоились, что «Владимирская область» окажется на ближайшей городской свалке. «Призыв» выяснил: ненужный столице храм действительно переезжает к нам.

Село без креста

Село Кишлеево в Собинском районе – очень древнее. Первые упоминания о нем в летописях относятся к XIV веку, но местные жители уверены, что оно еще на два столетия старше. Возникновение села относят к временам татаро-монгольского ига: то ли захватчики бежали от русских войск, а местные кричали им «Кишлевее», то есть что-то вроде «проходите мимо». То ли, наоборот, какой-то хан Кишлей настолько полюбил здешние места, что решил остаться тут навсегда. В пользу последней версии приводят то обстоятельство, что стоит село на пригорке в излучине двух рек. И это, во-первых, действительно красиво; а во-вторых, удобно для обороны. Самодеятельные кишлеевские краеведы предполагают, что хан таким образом подготовился к попыткам выкурить его с понравившейся земли.

Но был ли хан, нет ли – доподлинно неизвестно. Зато известно точно, что в XVI веке село принадлежало боярам Романовым, из дома которых пошла русская императорская фамилия, а затем было пожертвовано московскому монастырю Спаса Нового.

Кишлеево по-прежнему стоит. На вид это даже довольно успешное место: около трех сотен добротных домов, деревянных и каменных, больше четырехсот жителей (летом еще больше – приезжают на отдых московские дачники). И постоянное население состоит не сплошь из одних стариков – в детские сады и школы ходят около семидесяти юных кишлеевцев. Большая по сельским меркам цифра. И еще, хотя местный совхоз-миллионер и закрылся, есть частный сельскохозяйственный комплекс, который дает людям работу. Что не жить? Вот только «селом» Кишлеево называется, скажем так, безосновательно. Потому что дома и жители там есть, а вот церкви, которая всегда на Руси отличала село от деревни, нет.

Вернуть разрушенное

Раньше в Кишлеево храм, конечно, был: большую каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы возвели в 1871 году, а до этого времени там находилась церквушка попроще. Рядом – дом настоятеля и каменное здание церковно-приходской школы. Но простояло все это благолепие недолго. Когда к власти пришли большевики, местный поп, по преданию, сперва запил, а потом и вовсе удавился с тоски – и похоронили его за оградой кладбища. С церкви сняли кресты и разместили в ней сначала зернохранилище, а потом сельский клуб. В конце 50-х обветшавшее здание окончательно разрушили.

Некоторые кишлеевские жители об этом событии помнят:

– Мы сами тогда молодые были, глупые, – рассказывает пенсионерка тетя Дина Крайнова, – ходили в ту бывшую колокольню на танцульки, в церкви кино смотрели. А потом – я тогда работала в колхозе – бегут ко мне девчонки и кричат: «Давай скорее, там сейчас храм ломать будут». Ну, и я помчалась. У нас дом как раз напротив церкви был – боялась, что когда начнет падать, разрушит крышу. У храма тогда почти все село собралось. Помню, под стены подводили столбы, бревна потом поджигали, и когда все прогорело, церковь рухнула как раз на дорогу. Многие очень переживали тогда, особенно старики, некоторые плакали. А мы же все молодые комсомольцы, в Бога не верили. Но все равно было немножко жалко.

– А главным тогда был какой-то приезжий, он не только у нас – по всему району ездил и храмы рушил, – подхватывает пенсионерка Лидия Щеврова, – здоровенный такой был мужичище. Но и на него нашлась высшая сила: когда ломал следующую церковь, после кишлеевской, его обломками завалило, и, говорили, помер.

Село стояло без храма больше полувека – для клуба построили новое, современное здание, которое и до сих пор выглядит довольно впечатляюще, несмотря на обшарпанный вид и выбитые стекла.

90-е принесли стране не только демократию и невиданный с гражданской войны разгул бандитизма, но и возрождение веры. Бывшие склады, клубы и мастерские стали возвращать церкви. Их восстанавливали, назначали священников, начинали службы. В Кишлеево передавать, понятно, было нечего. И сначала это даже никого не беспокоило – немногочисленные на первых порах верующие ездили в церковь поселка Ставрово.

Но чем дальше, тем больше кишлеевцы задумывались о том, что им нужен собственный храм. Главным образом, из-за стариков (кстати, тех самых бывших комсомольцев), которым тяжело и дорого каждый раз ездить туда-обратно на автобусе. В прошлом году жители даже собрали совет по поводу восстановления церкви и пустили шапку по кругу. В шапку нападало сорок тысяч. Селяне подумали, что небольшая часовня – это тоже неплохо. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. И сельский час пробил!

В добрые руки

А дальше в этой истории начинаются сплошные удачные совпадения, которые иначе чем чудесами и не назовешь. Мама одного из московских дачников оказалась свибловской прихожанкой, и через нее кишлеевцы узнали о том, что в столице пропадает целый готовый храм. Куда девать строение, в тот момент действительно было непонятно: московские православные не хотели мириться с мыслью, что разобранная церковь окажется на помойке, и даже договаривались о том, чтобы перевезти храм куда-то в Сибирь. Но позже выяснилось, что «сибирская ссылка» обойдется слишком дорого, и сибирякам выйдет дешевле построить новую церковь. А Владимирская область в этом плане подошла идеально. Кроме того, в Кишлеево уцелел фундамент прежнего храма, и по размеру он, в принципе, годится для нового.

Московские строители, освобождавшие площадку под торговый центр, согласились бесплатно разобрать церковь и даже погрузить доски в машины. С транспортом, техникой и деньгами помогли неожиданно нашедшиеся меценаты-предприниматели, причем не только из Кишлеево и даже не только из Собинского района.

Сейчас разобранный храм-часовня находится возле дома кишлеевского жителя Максима Строкина, в самом центре села, под присмотром бдительных местных пенсионерок. «Можно было бы разгрузить и на том месте, где будет стоять церковь, но, честно говоря, страшновато, –    объясняет Максим, –   все-таки люди у нас разные живут. Есть и маргинальные личности, и просто бедные люди, которым нечем отапливать дом. И ведь понимают, что не дрова привезли – будущий храм Божий, который все так хотели. Но вот попутает лихо, растащат доски по личным хозяйствам и сделают вид, что ничего не знали и ни о чем не догадывались». Вместе с церковью в Кишлеево привезли и иконостас – пока он хранится у Максима дома.

Благочинный церквей и приходов Собинского района отец Игорь (Любченко) рассказал, что по благословению владыки Евлогия храм после завершения всех работ будет вновь освящен и получит имя равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Открыть церковь, по словам священника, планируется 15 июля, в день поминовения этого святого.

Начать возводить храм заново в Кишлеево собираются уже на следующей неделе. Правда, дело это затратное – московские строители, разбиравшие конструкцию, сообщили, что поднять стены готовы за 370 тысяч рублей, а монтаж «под ключ» обойдется в миллион. С обработкой дерева от плесени и грибка – и того дороже. Понятно, что таких денег в селе отродясь не видали. Но кишлеевцы верят, что Бог, пославший им храм, не оставит их и теперь. Ведь, во-первых, на селе есть своя бригада плотников, которые раньше церквей не строили, но готовы попробовать. Во-вторых, остается надежда, что московские дачники тоже не останутся в стороне от святого дела. В-третьих, кишлеевцы рассчитывают на помощь жителей соседних Даниловки, Подвязья, Ягодного, Лучинского и других ближних сел и деревень, которые тоже захотят стать прихожанами новой церкви.

В-четвертых, могут найтись новые меценаты. «А давайте и Путину письмо напишем, – ухарски восклицают старушки, которые теперь каждый день дозором ходят вокруг разобранного храма. – Он же всем помогает – глядишь, и нам с церковью подсобит». Это известная традиция глубинки: верить сразу и в Бога, и в партию, и в доброго барина – хоть что-то, да подействует.

А пока в селе говорят о том, что храм пустовать не будет: летом на уличный молебен Николаю Угоднику собралось человек семьдесят, при том, что день был будний и многие ушли на работу. И что возвести его люди готовы всем миром: когда месяц назад расчищали фундамент прежней церкви, помогать по доброй воле, без всяких просьб и объявлений, пришло полтора десятка молодых парней. А когда дело закрутится – будет еще больше.

Основа жизни

Правда, оптимизм отца Игоря, который говорит о завершении работ к 15 июля, в Кишлеево разделяют не все. С другой стороны, и тянуть некуда: бревна и доски не могут долго лежать на земле под открытым небом. Но если храм-беженец, спасение которого казалось таким счастливым, вдруг сгниет в последней точке своего путешествия, это будет просто нечеловечески обидно.

И в Кишлеево продолжают уповать на чудеса. «Храм в селе – это не просто здание, не просто место для молитвы, – говорит Максим Строкин, – это основа жизни. Это нечто, что сближает людей, подвигает их помогать друг другу. Батюшка, к примеру, знает своих прихожан и их проблемы – и если после службы скажет, что какой-нибудь бабушке надо починить крышу, натаскать воды или принести дров, эту просьбу не пропустят мимо ушей». Жизнь в селе понятно какая -интересного мало. Клуб, где были зал для концертов, библиотека, где занимались кружки, уже закрыли. Так что всех развлечений у молодежи – телевизор и алкоголь. Иные и вешаются от такой жизни. «На купола с крестами лишний раз посмотрят – глядишь, и передумают», – говорят в Кишлеево.

К слову сказать, хотя пока церковь находится в селе в виде отдельных досок, надежды на лучшую жизнь обосновались в Кишлеево уже довольно прочно. Сейчас кишлеевцы мечтают о том, что разрушенное здание церковно-приходской школы, где раньше была обычная сельская школа, потом больница, а сейчас разруха, тоже получится восстановить. В селе хотят, чтобы в нем сделали приют для одиноких стариков, которые смогут доживать свой век в сени нового храма.

P. S .

Мы обещаем и дальше следить за развитием событий в Кишлеево, а также опубликовать в одном из ближайших выпусков номер счета, на который смогут перечислить деньги все желающие помочь восстановлению храма.

Марина Сычева, “Призыв”

Просмотры: