16+

Когда оживает глина

 

Глиняной игрушкой сегодня никого не удивишь. Даже там, где исторически этот вид народного творчества никогда развит не был, сейчас осваивают изготовление поделок из доступного природного материала. Однако аналогов тому, чем занимается гороховчанка Лидия Веселовская, видеть не доводилось.

Вроде бы та же глина, похожая техника лепки, но в итоге из-под умелых рук опытной мастерицы выходят не фигурки-игрушки, а целые глиняные картины-панно. Народные традиции, динамичные композиции, яркая раскраска и сочный колорит в сочетании с юмором и подчас нарочитой простотой делают эти творения неповторимыми, радующими глаз.

Лидия Веселовская – человек с большим творческим потенциалом. С юных лет ее привлекала живопись в различных видах, разработка новых технологий рисунка. После окончания худграфа девушка работала в школе учителем рисования. Но хотя общение с учениками, многие из которых раскрыли свои способности благодаря Лидии Петровне, и приносило  удовлетворение, стремление совершенствоваться не проходило. После окончания факультета декоративно-прикладного искусства Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Веры Мухиной Веселовская получила диплом художника по керамике и стеклу.

Сколько хрупкой, но удивительной по гармонии и легкости красоты она сотворила за годы работы – теперь уже и не перечесть! Всевозможную посуду – и повседневную, и подарочную, вазы, фужеры, стаканы, чаши, тарелки и блюдца из глины и из фарфора, а также особо масштабные изделия – витражи из цветного стекла. Параллельно довелось вспомнить и про навыки педагога – год от года набирающая опыт художница преподавала в школе искусств, делилась своими наработками с перспективной молодежью.

А потом пришли трудные времена. «Мир спокойствия и радости», как теперь называет Лидия Петровна давнюю пору, рухнул. Предприятие, где она трудилась, залихорадило. Пошли сокращения. Мастер художественной росписи с 20-летним стажем вынужденно работала маляром-оформителем. Это был тот случай, про который говорят: градусником гвозди забивать! Но работа ради хлеба насущного не могла остановить процесс творческого поиска. Веселовская осваивала новые формы, пробовала различные материалы. И остановилась на обычной глине.

– Не совсем она обычная, – поправляет Лидия Петровна. – Глина бывает различных сортов: красная, белая, желтая и даже голубая. Внешний вид определяет свойства материала. В окрестностях Гороховца распространена красная глина. Она пластична, но вместе с тем держит форму и хорошо подходит для лепки.

Глиняные картины – именно так называют гороховчане изделия мастерицы, можно разглядывать долго. В них оригинально и самобытно отразилось прошлое этого древнего края. Румяные барышни с зонтиками и степенные купцы в поддевках, пляски скоморохов с непременным топтыгиным и девичьи хороводы, мужички с гармошками и чаепитие с пузатым самоваром, подчас сказочные или детские мотивы (и, конечно же, непременный Царь Горох) лучше любых слов передают очарование Гороховецкой земли. Запечатлены и бытовые сценки, которые нынче тоже воспринимаются как экзотика: идущая по воду девушка с коромыслом, пряха за работой, соблазняющий покупателей ситцем и парчой офеня-коробейник, а подчас и вовсе обычная кошка на украшенном узорчатыми наличниками окне.

А есть еще целая серия видов Гороховца, где на каждом панно изображен тот или иной памятник архитектуры, которых по официальной статистике в невеликом городке на Клязьме сохранилось больше, чем в прославленном на весь мир Суздале. Не случайно одна из выставок Лидии Веселовской так и называлась – «Сохраняя прошлое, думаем о будущем».

Уникальный талант не остался невостребованным. Уже несколько лет Веселовская руководит студией по изготовлению глиняной игрушки «Гороховецкие глинянки» в межпоселенческом Доме народного творчества. Среди ее нынешних учеников – и взрослые, и дети. Даже специалисты Дома народного творчества учатся технологии работы с глиной. А с ней мастерица обращается поистине виртуозно, под ее руками глина словно оживает.

– Лепка – творческий процесс обдумывания образа, мысленное формирование, осмысление характера будущей картины или игрушки. Какой она окажется – целиком зависит от вашей фантазии и умения, – делится своими ощущениями Лидия Петровна. – Каждый раз, начиная новую работу, обязательно надо помнить – впереди долгий творческий процесс. И непременно требуется вкладывать в свои творения душу.

В студии «Гороховецкие глинянки» уже появились достойные последователи. Работы студийцев с успехом демонстрировались на районных и областных выставках, различных праздниках и конкурсах: «Творчеством жива душа», «Город мастеров», «Дом, в котором живут ремесла», «Праздник самовара», «Купеческий разгуляй», «Подарим друг другу праздник», «Культурная реальность» во Владимире, Муроме, Вязниках и в городах соседней Нижегородской области – в Дзержинске и Павлове на Оке. 

Сегодня Лидия Веселовская вместе учениками занимаются изучением истории гончарного промысла, когда-то широко развитого в пределах Гороховецкого уезда, не без успеха пытаются возрождать почти утерянное в районе ремесло изготовления глиняной игрушки. Но, ориентируясь на традиционные образы, «веселовцы» еще и разрабатывают свой неповторимый стиль, создают изделия, сочетающие наследие предков со вкусами современной массовой культуры.

Можно только позавидовать гороховчанам, что в их необычном городе есть такие неравнодушные и щедро одаренные люди, как Лидия Петровна Веселовская. Не только глина оживает, соприкасаясь с ней. Многие земляки признаются, что эта скромная женщина своим творчеством делает их жизнь хотя бы немного, но ярче, светлее и добрее.

Николай Фролов

Просмотры: