16+

Песчаных дел мастер

Наполеон Бонапарт, Джек Воробей, всадники, гладиаторы, королевы, пираты… Сегодня эти творения из песка остались лишь в фотографиях и воспоминаниях. Владимирский скульптор Илья Шанин считает песок одним из самых сложных материалов, но и самым благодатным. За несколько дней из него можно создать то, над чем из бронзы надо работать несколько лет.

Правда, в отличие от бронзового Георгия По­бедоносца, одного из последних творений ху­дожника, жить песчаным скульптурам отпущено всего два-три месяца. До закрытия очередной выставки.

Неправильно не значит неинтересно

Илья Шанин, из­вестный владимирский скульптор, имеет нео­бычное хобби – он делает скульптуры из песка и занимается этим с 2002 года. «Поиграть в песо­чек» Илья отправляется по нескольку раз в год на всемирно известные фе­стивали песчаных фигур. Вот и в этом году уже успел побывать в Бель­гии и Германии. В нача­ле лета германский фе­стиваль транслировали по всему миру – одна из центральных компози­ций, королева и принц, была выполнена нашим земляком. А на входе в павильон гостей встре­чал пират – известный персонаж старогерман­ского фольклора, также исполненный Ильей.

Так уж повелось, что практически на каждом из таких вот масштабных проектов Шанину пору­чают самую ответствен­ную работу – профессионализм, опыт, виртуоз­ное владение техникой и особое эмоциональ­ное видение скульпто­ра здесь используют на все сто. Организаторов можно понять. Проекты коммерческие, и именно от профессионализма приглашенных со всего мира художников зави­сит, окупятся они или нет.

В апреле в Бельгии, где главной темой фестиваля были животные, центральную композицию баранов на скале – тоже должен был исполнить наш земляк. Но все кар­ты спутало извержение исландского вулкана -Илья на фестиваль при­летел позже и получил задание выполнить фи­гуру моржа. Впрочем, своей работой скульптор очень доволен – она не только выдержана в со­ответствии со всеми за­конами скульптуры, но и имела свой характер. В отличие от животных других мастеров, выпол­ненных в мультяшной манере, шанинский морж в льдинах получился как живой. Баранов же де­лал, по мнению Ильи,настоящий диле­тант, поэтому центральная ком­позиция получилась неудачной. Впрочем, у непрофессионалов, коих на подобные фестивали приезжает великое мно­жество, очень часто бы­вают творческие удачи и неожиданные решения.

– Иногда дилетанты делают вроде бы непра­вильные вещи, а по­лучается оригинально, – рассказывает Илья и показывает фотогра­фию выполненного в песке тыквенного поля. – Такие проекты тем и интересны, что на них привлекаются разные люди. Все мы приез­жаем из разных концов света, творим каждый по-своему, а в итоге по­лучается интересный проект. И все мы друг у друга учимся. Это и есть самое ценное.

Поиграть за деньги

В последние годы фе­стивали песчаных фигур устраиваются по два-три раза в сезон. А бывали годы, когда, например, было сразу пять проектов. Есть настоящие фа­наты, не пропускающие ни одного подобного ме­роприятия, живущие от одного проекта до дру­гого. Однако позволить себе та­кое удовольствие Илья Шанин не может – у него есть люби­мая работа, отнимающая не меньше сил и эмоций. Его бронзовые скульпту­ры хранятся не только в частных коллекциях. Например, скульптура «Скупость» – победитель всероссийского конкурса молодых художников -заняла почетное место в Третьяковской галерее. Бронзовая трехметровая статуя шоколадной феи в городе Покрове является первым в мире памятни­ком шоколаду.

На вопрос, почему именно песок выбрал Илья в качестве аль­тернативы бронзе, он отвечает, что ему это ин­тересно с точки зрения самой скульптуры.

– В мастерской я не могу работать с такими объемами, какие пред­лагаются на таких вот своеобразных пленэрах, – объясняет художник. – К тому же здесь при­ходится выполнять по­рой немыслимые задачи. Вот, например, в проекте «Римская империя» в 2006 году пришлось соорудить эротическую композицию из песка. Когда ты приезжаешь на проект, порой не знаешь заранее, какое задание получишь, приходится уже на месте находить оригинальные решения. Интересно посмотреть, на что ты способен. Это твоя своеобразная про­верка на профпригод­ность.

На фестивали, как правило, ездят одни и те же мастера. Все другдруга знают, понимают, кто на что способен. Все люди творческие и амбициозные. В каком-то смысле амбициозным себя может назвать и Илья, но, скорее, по отношению к самому себе. Для него важна самооценка: сумел под­няться до уровня лично поставленной планки или нет. Как правило, высота бывает взята.

К тому же, что скрывать, фестиваль – это хорошее времяпрепро­вождение для худож­ника. Во-первых, пре­красная возможность попутешествовать по миру, познакомиться с разными людьми, рас­ширить свой кругозор. Кстати, Илья прекрасно владеет английским язы­ком, чем не раз удивлял заграничных журнали­стов. Во-вторых, можно заработать. Перелет к месту проекта, проживание в отелях, питание и суточные – все это оплачивается.

«Мы, как дети, игра­ем в песочек, – говорит Илья, – и за это нам еще платят деньги». Как уже было сказано, это ком­мерческие проекты, на которых организаторы зарабатывают огромные деньги. Так что скуль­пторы являются чем-то вроде наемных мастеров, помогающих отрабаты­вать затраты.

О Воробье и ушах Бонапарта

За 4000 лет до рож­дения Христа египтяне использовали песок в ка­честве вспомогательного материала для строи­тельства пирамид. Го­ворят, даже макеты этих гигантских строений предварительно делались из песка. А вот в качестве одного из современных видов искусства песча­ная скульптура имеет не очень давнюю историю. Доподлинно известно, что первые чемпионаты, а потом и фестивали песчаных фигур, прока­тились по миру лет со­рок назад. В настоящее время они пользуются популярностью более чем в 100 странах мира – наиболее известные проходят в Канаде, Японии, Испании, Бельгии,
Германии, Великобритании. В последнее время к миру стали подтягиваться также москвичи и питерцы. А вот в Европе фестивали песчаных фи­гур давно уже являются неотъемлемой частью культурной жизни и туристического бизнеса. В начале лета во многих странах и городах появляются большие и
маленькие песочницы, в которых не прочь «поиграть» взрослые дяди
и тети, соорудив нечто, чем можно удивить и даже восхитить мир.

«Илья Шанин (Рос­сия) одержал победу на четвертом ежегодном европейском конкурсе скульптур из песка, – со­общало РИА «Новости» третьего августа 2007 года. – Конкурс прохо­дил на испанском пля­же Форте де Винарос в Кастельоне, под эгидой местного управления по туризму. В состязании приняли участие пяте­ро лучших скульпторов из Испании, Велико­британии, России, Гол­ландии и Литвы. Они работали четыре дня и использовали в общей сложности около 19 тонн песка. В итоге были объ­явлены два победителя соревнования. По мне­нию зрителей, победил российский участник конкурса Илья Шанин, создавший из песка фи­гуру капитана Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря», судьи же отдали предпочтение испанскому участнику Аарону Хименесу, ко­торый воспроизвел из песка фигуру гигантской обезьяны».

– Вот поэтому я и не люблю соревнования, – комментирует Илья испанский чемпионат. – Там все очень заформализовано. Общая оцен­ка ставится, исходя из многих критериев. Очки за создание целостного образа, за выработку всего объема песка, за чистоту резки и так да­лее. Подобных критериев – целая папка. И порой за ними уже не видно образа, который создал художник.

Зато зрители никогда не ошибаются в своих оценках. О полюбивших­ся работах много говорят,фотографируются рядом с ними на память, остав­ляют отзывы в Интерне­те. Так было с песчаным портретом режиссера – собирательный образ, который организаторы фестиваля в Португалии
попросили соорудить Илью Шанина. В 2007 году этот портрет был
признан лучшей работой в мире.

О 9-метровой скуль­птуре Наполеона Бона­парта, которую выпол­нил Илья в 2008 году в Германии, тоже много разговоров было. Осо­бенно обсуждались… уши Бонапарта, непо­мерно большие, но от того не менее симпатичные. С императорскими ушами связана любо­пытная история.

– Песок – очень слож­ный материал, – рас­сказывает Илья. – Одно неловкое движение, и все упадет. Это прин­цип детского куличика –       сделать так, чтобы все стояло. Но я человек опытный. Если что-то упадет, я сумею выйти
из положения.

Обычно песчаную скульптуру начинают вырезать с верхней де­тали. Голову Наполеона, облаченную в треуголку, скульптор выполнил до­вольно быстро. И уши были, как уши – вполне обычные. Но тут по­лил дождь, который не прекращался два дня. В результате широкие поля треуголки отвалились вместе с ушами. При­шлось уши налепливать и восстанавливать шля­пу. В новой интерпрета­ции уши Бонапарта уже служили подпоркой к полям треуголки, потому и получились такими непропорциональными. Зато скульптура очень полюбилась немцам.

Трудный ребенок –душе ближе

Перелистываем с Ильей многочисленные альбомы фестивальных фотографий. Невероят­но, что все это сделано из такого обычного и привычного, казалось бы, материала, как речной песок. Каждая скульпту­ра – отдельная история. Спрашиваю, а какая из них самая любимая?

– Пожалуй, нет люби­мой, – отвечает Илья. – Все они разные, в каждую я вкладываю эмоции. Но особенно запоминаются те, над которыми труднее всего было работать. Мне осо­бенно приятно делать сложные вещи.

Например, уникаль­ную технику применил скульптор, когда работал над пиратским островом в Голландии. У скелета он вырезал ребра так, что внутри получилась полая грудная клетка, череп также был полый. Никто в мире такого не делает. Коллеги тогда проявили свою профессиональную зависть молчанием: при­дут, вспоминает Илья, постоят молча у работы и уйдут.

В Италии у владимирца особенно хоро­шо получилась скаковая лошадь – очень точно удалось передать движе­ние. Запомнился проект «Римская империя» в Британии в 2006 году. Тогда 50 скульпторов из США, Голландии, Рос­сии, Австралии, Израи­ля, Канады, Франции воссоздали на морском берегу Древний Рим. 500 грузовиков из Гол­ландии доставили на британское побережье почти 10 тысяч тонн песка. Было выполнено около ста композиций, среди которых – храм Юпитера, Колизей, рим­ские бани, Адрианов Вал, Гай Юлий Цезарь и император Август… Илья Шанин работал над созданием эроти­ческой сцены и фигуры гладиатора.

А однажды российский скульптор умудрился поссориться с органи­затором фестиваля в Италии. Ему прислали задачу – воссоздать один из кругов ада из «Боже­ственной комедии» Данте. А именно восьмой круг – куда Данте поместил тех, «…кто лицемерит, льстит, берет таясь, Волшбу, подлог, торг должностью церковной, Мздоимцев, своден и другую грязь». Илья подошел к заданию очень ответственно – он перечитал произведение в лучшем из существующих переводов, изучил иллюстрации к нему известных художников и решил изобразить ноги коррумпированных чи­новников (мздоимцев) в языках огня, так, как он их увидел. Но организа­тору (а это знаменитый скульптор, специализи­рующийся на замках из песка, Ричард Варано) такое видение Ильи не понравилось. Сам он в качестве «шпаргалки» (и рекомендовал дру­гим скульпторам) ис­пользовал американское адаптированное издание, где вся «Божественная комедия» уместилась на нескольких страницах, – там ноги мздоимцев были изображены совсем по-другому, и именно на таком варианте (по его мнению, на самом правильном) настаивал Ричард. Шанин все-таки сделал по-своему, но в этом году не получил приглашение на фести­валь в Италию.

И это еще не все, чем удивил меня Илья Ша­нин. Оказалось, что в его руках послушными становятся не только бронза и песок,но та к же снег и лед. В 2006 году, в год 600-летия Рембранд­та, скульптура Шанина из снега и льда «Снятие Иисуса с креста» произ­вела настоящий фурор.

К сожалению, сезон песчаных чудес быстро заканчивается. Вслед за последним посетите­лем на выставку обычно приезжает бульдозер, чтобы развалить и срав­нять фигуры с землей. А песчаных дел мастера отдохнут и переквали­фицируются в ледовых скульпторов. Каждому сезону свои удоволь­ствия.

Ирина ДУБИНЕВИЧ

Просмотры: