16+

«Волга» – ровесница хозяина

Автомобиль ГАЗ-21 «Волга» давно уже стал культовым. Первая из обширного семейства «Волг», эта машина стала символом достатка нашего человека первых послевоенных десятилетий. Не случайно именно это авто запечатлено в нестареющей кинокомедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».

Последняя 21-я «Волга» сошла с конвейера Горьковского автозавода ровно 40 лет назад –  летом 1970 года. Но, несмотря на столь значительный промежуток времени, на наших дорогах до сих пор можно видеть легко узнаваемый силуэт самой первой «Волги» – автомобиля-долгожителя, который имеет немало преданных поклонников.

Один из них – Владимир Георгиевич Спасов, 56-летний житель поселка Малыгино Ковровского района. По своей специальности он вовсе не шофер, и вообще человек, казалось бы, бесконечно далекий от техники. Спасов – директор Малыгинской детской школы искусств, фактически «школы талантов» всего района. Он не только незаурядный педагог и хороший организатор, но еще артистически освоил, наверное, самый русский музыкальный инструмент – баян. Но есть в жизни директора, педагога и баяниста Спасова еще одно увлечение –  светло-серая «Волга» ГАЗ-21, которая лишь на несколько лет моложе своего владельца…

Транспорт по наследству

Владимир Спасов родился в Коврове в рабочей семье. Отцовский мотоцикл К-175, производимый на заводе имени Дегтярева в 1957-1959 годах, стал первым транспортом у Спасовых и приобщил маленького Володю к увлечению техникой. Трудно поверить, но этот «фамильный» мотоцикл до сих пор на ходу! Правда, любовь к музыке и пению у Спасова-младшего оказалась все же сильнее. После школы он успешно закончил Владимирский пединститут, работал учителем пения и постепенно «вырос» до директора районного «храма муз». Еще в вузе Владимир Спасов познакомился со своей нынешней супругой Любовью Владимировной, тоже педагогом – воспитателем детского сада. От тестя Владимира Ивановича Мокеева и перешла к молодой чете Спасовыхта самая 21-я «Волга».

Машина эта поистине удивительная. Так как к Спасовым она попала, что называется, через третьи руки (тесть тоже покупал машину уже не новую), то точный год выпуска авто в документах не значится. Однако известно, что первоначально этот автомобиль должен был стать… «Победой», так называлась предшественница «Волги» машина ГАЗ-20. Однако еще на заводе в связи с изменением модельного ряда базу «Победы» переделали под новую (по тем временам) «Волгу». А потом ее владельцы всячески улучшали и модернизировали свою любимицу, ставя на нее детали и узлы от более поздних «Волг», так что определить время рождения этого автомобиля по внешнему виду теперь уже тоже почти невозможно. Так или иначе, но ГАЗ-21 серийно выпускали с 1956 по 1970 годы. Авто Владимира Спасова, скорее всего, появилось на свет в начале 1960-х годов и совсем скоро отметит свой полувековой юбилей.

Раритет на ходу

Пробег серой «Волги» тоже неизвестен. Сам Владимир Георгиевич накатал на ней более 200 тысяч километров. Какие по счету это «круги» – точно не знает. Не исключено, что машина пробежала уже более 400 тысяч км! За своей красавицей хозяин ухаживает бережно, почти что трепетно. С каждым годом его «Волга» все более ощутимо воспринимается окружающими уже не просто как старый автомобиль, а как редкое, почти антикварное авто. На ходу старых «Волг» остается все меньше. А ценителей раритетов становится все больше. К Спасову уже не раз подкатывали такие любители. Даже сулили на обмен новую машину: мол, махнемся, не глядя! Но хотя на автомобиле-ветеране с нынешними его потомками особенно не погоняешься, Владимир Георгиевич даже от самых соблазнительных предложений решительно отказывается. Здесь не прост о союз по расчету, а настоящая любовь…

– Чем меня привлекает моя «Волга»? – Владимир Георгиевич на секунду задумывается. – Помимо того, что она мне нравится эстетически, у нее отличная грузоподъемность: можно нагрузить столько, сколько ни одни «Жигули» не выдержат. Сколько перевозил на ней разных грузов – и для дома, и для дачи, стройматериалы для ремонта. К тому же у ГАЗ-21 очень вместительный и удобный салон. Сиденья раскладываются, и при необходимости получается одна большая кровать. В дальних путешествиях это особенно ценно. Однажды при поездке впятером на Украину по дороге во время заморозков мы все заночевали в машине и прекрасно поместились. В другом авто такого же размера это было бы вряд ли возможно. Немаловажно, что двадцать первая «Волга» очень надежна в эксплуатации, проста и дешева в обслуживании. Электроники в ней нет, а практически любую поломку можно устранить прямо на месте, имея минимум технических навыков. Запчасти прекрасно подходят и от ГАЗ-24, и от «уазиков», а резина – и от ГАЗ-69 (ее использую в качестве зимней), и от «Нивы», и даже от «Баргузина». Да и качество сборки отменное. Тот же кузов почти за 50 лет остается вполне в сносном состоянии. Умели раньше делать у нас машины! «Жигули» за это время, скорее всего, проржавели бы насквозь.

Вопросы о любви

–   Случалось ли попадать на этой «Волге» в аварии?

–   В середине 90-х у въезда во Владимир автобус ударил меня в заднюю дверь. Специалисты потом сказали, что если бы я ехал на другой машине, то от меня осталось бы мокрое место. А так все выправили, починили – и снова в путь!

– Какие скоростные качества у почти пятидесятилетнего авто?

–  Особенно быстро я никогда не езжу. Считаю, что скорости в 110 км в час на шоссе вполне достаточно. А в таком режиме моя «Волга» идет спокойно и уверенно. Расход топлива у нее, вопреки расхожим представлениям, вполне умеренный – 11 литров 80-го бензина на 100 километров. Кстати, масса ГАЗ-21 всего на 40 к г больше, чем у ГАЗ-24.

–  Каковы ощущения за рулем столь своеобразного по нынешним временам авто?

–  На дороге чувствую себя уверенно. Знаю, что машина не подведет, причем пройдет там, где порой могут проехать лишь внедорожники. Посадка у нее высокая, а проходимость изначально была рассчитана на наше бездорожье. Разве что 21-я «Волга» постоянно привлекает внимание. Даже на парковке люди часто подходят, рассматривают, задают разные вопросы, что да как, интересуются. Меня это не раздражает, а скорее даже радует. Значит, не только мне дорог и подобные старушки. В Коврове и районе таких машин осталось не более пяти. А впрочем, сами попробуйте!

Пользуясь любезным предложением Владимира Георгиевича, занимаю место за крупной, словно корабельный штурвал, баранкой автомобиля-легенды. С непривычки сцепление кажется очень тугим, поэтому тронуться с места получается не сразу. Зато потом с тихим рокотом машина незаметно набирает скорость. Даже после внедорожника кажется, что едешь, словно на броневике. Массивный кузов и плавный ход – одно слово, автоклассика…

–  Сколько еще собираетесь ездить на этой машине? – спрашиваю напоследок Владимира Спасова.

–  Уверен, что на мой век ее хватит, – без тени рисовки спокойно отвечает Владимир Георгиевич, занимая «хозяйское» место за рулем. Величаво развернувшись, серая «Волга» трогается и почти торжественно удаляется по улице поселка. Рядом идет малыгинское стадо, дорогу с которым делят велосипедисты. И кажется, что чудесным образом оказался в другом веке и в иной стране…

Николай Фролов

Просмотры: