К нам прилетели супермодели

В выходные на аэродроме Семязино под Владимиром в восьмой раз прошел чемпионат России по авиамодельному спорту в классе копий, полукопий и копий-гигантов.

В выходные на аэродроме Семязино под Владимиром в восьмой раз прошел чемпионат России по авиамодельному спорту в классе копий, полукопий и копий-гигантов.

Копия не должна отличаться от прототипа: в идеале это должен быть тот же самый самолет, но уменьшенный в десятки раз. Моделисты шлифуют детали до мельчайших подробностей: так, если раньше на чемпионате кресло пилота могло быть пустым или занятым плюшевым мишкой, то теперь туда стараются посадить «копию летчика», причем в соответствующем костюме. Владелец одного из самолетов хвастался, что у его «пилотика» даже белье соответствует исторической эпохе – все это на стендовой оценке может принести дополнительные очки; небольшие, но иногда необходимые для победы. «Качество копий растет, – поясняет организатор чемпионата Сергей Плющев, – людям уже не так интересно, чтобы модель просто летала – у них появился строительный азарт».

Модель и в воздухе должна вести себя, как самолет-прототип, и выполнять те же самые пилотажные фигуры. Копиям летательных аппаратов времен Первой и Второй мировых войн нужно крутить петли, восьмерки и бочки; моделям современных пассажирских самолетов – летать строго на заданной высоте и по указанному маршруту, реактивным истребителям – делать «кобру» и «колокол». Одно отличие – управлять самолетом приходится не из кабины, а с земли.

– Это непросто. Пилот модели видит ее в небе под углом примерно тридцать градусов, – объясняет авиамоделист Сергей Семенов, – и в некоторых случаях последовательность движений приходится выполнять в обратном порядке. Научиться этому сложно. И так как модели стоят довольно дорого, разбить их легко, а починить – не очень, то новички сначала учатся управлению на компьютерных симуляторах, а потом на пульте «учитель-ученик». Однажды к нам пришли летчики из пилотажной группы «Стрижи» и попросили дать им поуправлять моделью. И хотя они настоящие асы высшего пилотажа, даже у них не сразу получилось вести самолет «с пульта».

На соревнования в этом году приехали авиамоделисты из Владимира, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми, Ярославля, Самары и других городов. «Весь чемпионат делается на чистом энтузиазме, – говорит Сергей Плющев, –  участники не получают никакой выгоды, кроме удовольствия. В принципе, здесь все друг друга знают, так что приезжают, чтобы пообщаться и похвастаться».

Музей военной техники Вадима Задорожного из подмосковного Красногорска привез целую эскадрилью российских самолетов 30-х годов. На чемпионате пилоты надели военную форму летчиков того времени, в перерыве между полетами они отдыхали под музыку старинного патефона. «Самолеты мы строим по старым фотографиям, – рассказал авиамоделист Владимир Смирнов, – те же инструменты – пила и ножовка. Те же материалы: фанера, казеиновый клей, перкаль. Так рождалась «тряпочная авиация» в 30-е, так делаем и мы. Только моторы – покупные. На строительство эскадрильи ушло семь месяцев, еще четыре – на облет. Зато теперь в небе копию не отличить от оригинала».

Московский клуб любителей реактивных авиамоделей «RusJet» считает себя элитой самолетного моделирования. Фюзеляж миниатюрного истребителя тоже изготавливается вручную – из стеклопластика, но работа «от и до» занимает примерно четыре года. «Некоторые любители разыскивают свой прототип на действующих аэродромах, – говорит директор клуба Павел Лапшов, – потом со всех сторон фотографируют, ищут в Интернете и книгах чертежи… Такая модель, готовая, развивает скорость около 200 километров в час, а рекорд – 566 километров в час. Копию трудно изготовить и сложно пилотировать, поэтому в реактивное моделирование приходят, как правило, уже опытные люди».

В небе, тем не менее, равны все: и «кукурузники», и истребители. Считается, что авиамодельный спорт – недешевое удовольствие: точная копия с хорошим мотором может стоить сотни тысяч рублей. Но участники уверены: если есть желание, то простой самолет можно сделать буквально из пластиковой бутылки. А потом, если появится интерес развиваться дальше, возникнет и стимул для зарабатывания денег.

Марина СЫЧЕВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике