Сложная это работа – изображать бегемота

Первая владимирская городская театральная смена состоялась. Ее участники воскресным днем разъехались по домам. А накануне закрытия смены в лагере побывал корреспондент «Призыва».

Замысел устроить теа­тральную смену у ру­ководителя студии «Ваганты», а кроме того, заместителя директора по воспитательной части лагеря «Икар» Романа Чуркина появился вес­ной. По словам автора проекта, главной целью было вовлечь влади­мирских школьников в театральное движение, объединить их и сделать что-то вместе.

В июле, когда про­ект под названием «От сердца к сердцу: театр и дети» стал обладателем областного гранта, не стало сомнений – смене быть!

Ребят-участников на­бирали немного – что­бы работа с ними была эффективней. В итоге к назначенному дню в лагерь поступили заявки от двадцати пяти ребят. И хотя смена была не­большая – всего пять дней, но она оказалась насыщена событиями. Ежедневно с ребятами занимались «мастера» – опытные специалисты в своих областях искусств. Занятия по эстрадно- цирковому мастерству и хореографии проводи­ла Татьяна Барабанова, мастер-классы по вокалу – владимирские музыканты Михаил Перевезенцев и Оксана Зорина.
А в субботу к ребятам приехал молодой режиссер, выпускник РАТИ
Андрей Абашкин. На его счету оказались сразу два события за один
вечер – актерский тре­нинг и премьера своего фильма.

Кто последний – тот молодец

Занятия по актерско­му мастерству, именую­щиеся заморским сло­вом «тренинг», – это не что иное как комплекс упражнений, который в игровой форме помо­гает юным дарованиям раскрыться и научиться взаимодействовать друг с другом и направлять энергию.

Андрей Абашкин при­вез как программу тре­нинга то, что проходят студенты первых-вторых курсов театральных ву­зов. Для этого специ­ально консультировал­ся с преподавателями ВГИКа.

– Вообще, это второй в жизни тренинг, который я провожу, – позже при­знался Андрей. – Первый раз был, когда я учился в институте. Но вообще, когда работаешь в театре с актерами – это ведь тот же тренинг, просто ребята – не столь тре­нированные. С ними в чем-то легче, а в чем-то – сложнее.

Первым делом нужно расслабиться. Здесь глав­ное не скорость, а качество. Поэтому похвалы достаются тем, кто за­вершил упражнение по­следним. Но это только начало. Дальше ребятам пришлось изображать дикобразов и бегемотов, создавать броуновское движение и входить в образ контрабандистов – проскакивать мимо чут­ких «пограничников». Пришлось даже узнать, где у человека находится «третий глаз». Оказы­вается, на спине между лопатками – это доказало одно из упражнений.

– Если кто-то знает, что чувствует направленные на него взгляды, чувствует людей на рас­стоянии, выходите впе­ред, – говорит Андрей.

Смельчаков поворачи­вают лицом к стене. За­дача остальных – напра­вить всю свою энергию в одного конкретного с громким криком: «Ты!». Первая же попытка – и удача. Никита Уголев, на которого был направлен поток эмоций, неуверен – но оборачивается. Все аплодируют.

Еще одно упражнение, которое вызвало бурю положительных эмоций у детей, – «Ожившие картины». Задача участ­ников – один за другим выстроить мизансцену, привнося свои «фишки», порой в корне меняющие суть происходящего. Так, к примеру, в сцену с объяснением в любви вдруг вклинился человек, со­бирающий монетки, а девушка, играющая на гитаре, неожиданно для себя стала медсестрой, держащей руку паци­ентки.

С тренинга каждый унес «охапку» позитив­ных эмоций и, конечно же, какие-то личные выводы. Кто-то запом­нил игры, чтобы потом развлекаться в компании с друзьями. А «мастер», тренинг проводивший, всерьез задумался, не заняться ли педагогической деятельностью.

Искусство из подручных средств

Каждый вечер теа­тральной смены завер­шался одинаково – по­казами спектаклей «на скорую руку». Дело в том, что основной частью программы лагеря было знакомство с разными видами театра. Утром детей по жребию делили на три группы, каждая из которых занималась определенным направлением – театр кукол, теней, драматический и даже театр на стульях. В первой половине дня – теоретические занятия, после обеда – пять часовна практическое вопло­щение. На плечи ребят и вожатых ложилась под­готовка от и до: начиная от замысла и заканчивая выставлением декораций и света.

  • Когда нашей группе достался театр кукол, – рассказывает Евгений Клочков, – мне пришлось шить. Я делал куклу Ай­болита, которая, кстати, потом и участвовала в нашем фрагменте.

 

  • Самое главное то, что все эти жанры мы попро­бовали на себе, – считает «согруппница» Евгения Елена Привезенцева. – И когда мы в следующий раз придем в театр ку­кол, будем смотреть и думать: полтора часа с поднятой рукой – это же очень тяжело…

В последний вечер программа чуть изме­нилась, но показы – дело обязательное. На этот раз ребятам достались театр музыкальный, литературный и театр рук. В итоге получил­ся небольшой мюзикл, размышление на тему любви молодой девушки к мужчине в возрасте и позитивная зарисовка о лете, сделанная букваль­но своими руками.

Далее обещанный «гвоздь» вечера – пре­мьера мистической короткометражки «Желез­ная старуха» по рассказу Платонова. Участники смены стали одними из первых, кто увидел фильм, – до этого его смотрели исключитель­но друзья режиссера. Так что получился такой вот тестовый показ.

Премьера прошла практически в тишине, зато потом режиссера засыпали вопросами: как снималось, где, какой бюджет и каково буду­щее ленты?

–  Короткометражка – это не коммерческое
кино, – отвечает режиссер, поэтому будем уча­ствовать в фестивалях. А потом, может быть, разместим в Интернете.

Последнее заявление, кажется, детей обрадо­вало больше всего. У постановщика оказался другой повод для радо­сти:

– Во-первых, до этого я видел фильм только на экране компьюте­ра,  а сейчас впервые – на большом экране, – рассказывает Андрей Абашкин. – Когда не­сколько десятков человек смотрят – это совсем другая атмосфера, намного лучше. А второе – это были неискушенные зрители, и искренние реакции типа «ни фига себе» очень радовали.

Продолжение следует?

Первая театральная смена – это, по боль­шому счету, огромный эксперимент. Результат оказался более чем удач­ным, поэтому, возмож­но, проект будет иметь продолжение.

-Честно говоря, никто не ожидал, что все так здорово получится, –
признается руководитель проекта Роман Чуркин. – Программа получилась
очень динамичная, на­сыщенная. Скучать было некогда. Но особо прият­
но другое. Среди ребят, приехавших на смену, только семь человек занимаются в театральных студиях города. Но даже те, кого сцена раньше не
интересовала и им про­ сто хотелось подольше побыть в лагере, теперь
восклицают: «Театр – это круто!»

Одиннадцатиклассница Елена Привезенцева вообще теперь задалась целью стать профессио­нальной актрисой.

-Я раньше занималась аниматорством, – говорит Елена. – А здесь
благодаря тренингам мы раскрепостились, стали свободнее себя чувство­вать и на сцене, и среди людей. Я думаю, следующим шагом будет то, что
я пойду заниматься в какую-нибудь театральную студию. А потом
попробую поступить в театральный вуз – очень этого хочется.

Сколько еще ребят ре­шили всерьез заняться театром, неизвестно. Но одной цели организа­торы смены добились точно: все двадцать пять ребят крепко подружи­лись и уже договорились встретиться вне рамок лагеря.

Ирина КУРОЧКИНА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике