16+

И вам мое почтение

 60 + 40 = 100. Такая простая арифметика обозначает жизненные даты Петра Питиримова, актера Владимирского областного театра кукол. Первое слагаемое обозначает жизненный юбилей, второе – творческий.

Жизнь в танце

Петр Николаевич обожает патефоны. Это у него с детства. В семье Питиримовых в Кирово-Чепецке был патефон, на котором заводили пластинки Руслановой и Мордасовой. Под их песни малолетний сынишка пускался в пляс. Когда он вырос, то исполнял народные танцы в ансамбле «Дружба» Дома культуры химкомбината. Высокий паренек с копной кудрявых волос всегда был на сцене на первом плане. Но пришло время служить в армии и юношу при- I звали в РВСН, во Владимирскую дивизию. Но кирзовые солдатские сапоги ему пришлось носить недолго: сразу после присяги Петра перевели в ансамбль гвардии, где он прослужит пять лет. А потом перейдет работать в ансамбль «Русь». Это случится в 1975-м. Ныне прославленному коллективу тогда был всего год, он еще находился в стадии становления. Бесконечные репетиции, концерты, гастроли по нескольку месяцев.

– Это было замечательное время, – вспоминает Петр Николаевич. – Нас, молодых и дерзких, Яков Васильевич Хохлов буквально заставил поступить в культпросветучилище, чтобы мы были дипломированными специалистами. Так что в перерывах между гастролями мы успевали еще и учиться.

Сегодня, находясь на определенном жизненном рубеже, Петр Питиримов определяет, что главными учителями в формировании его как танцора стали Владислав Садаков – в «Дружбе», Николай Парфенов – в армии, Сергей Руднев и Владимир Часовников – в «Руси».

Крутой вираж судьбы

Танцоры рано уходят на пенсию по выслуге лет – после двадцати лет творческого стажа. Пенсионером Питиримов стал в сорок лет, но после этого еще восемь лет танцевал и пел на сцене. Всего же в коллективе он проработал 23 года, но 1998-й стал переломным не только в его жизни, но и в судьбах многих артистов первого поколения «Руси». В преддверии 25-летия ансамбля руководитель Михаил Фирсов решил обновить состав, поэтому практически все ветераны были выведены из состава ансамбля.

– Если б уволили меня одного, то мне было бы гораздо больней, – признается наш герой. – А так получилась компания в семь человек. Но я был тогда очень расстроен, даже отказался ехать на фестиваль во Францию.

Но тут судьба протянула ему руку помощи в лице главного режиссера театра кукол Владимира Миодушевского, который пригласил Питиримова попробовать себя на других подмостках. Начинал он с должности монтировщика, затем был машинистом сцены. Первый выход на публику был в новогодней сказке, там было мало слов, больше движения. Сейчас Питиримов уже в актерской труппе, водит кукол и является балетмейстером последних постановок.

–   Мне повезло, что директор театра и главный режиссер поверили в меня, – говорит артист. – В театре своя специфика, за ширмой даже драматические актеры тушуются. Мне много помогали актеры Валентин Пашков, Надежда Лукьянова, Галина Смоль, Галина Седова, Татьяна Макух и другие. У меня есть любимые спектакли «Петрушкины приключения», «Сказка о царе Салтане», но так сложилась, что в основном я во всех постановках играю волков.

И никакого мошенничества

Нынешний год по восточному календарю – год Тигра. Это год нашего героя. Себя Петр характеризует как «тигр с бантиком». Он, действительно, очень добрый, незлобивый человек, даже волки в его исполнении получаются милые и симпатичные. Последнее увлечение артиста – фокусы.

–    Иллюзионист-манипулятор – это просто ловкость рук и никакого мошенничества, – разъясняет Петр. – Мне Мария Ивановна (директор театра кукол. – Прим. автора) разрешила, и я даже показывал детям перед спектаклем фокусы.

В его доме много-много книг о том, как исполнять фокусы. Он облачается в мантию, надевает цилиндр и белые перчатки. И вдруг платочек вылезает из куриного яйца, а пластиковый шарик из чьего-то уха, разрезанная веревка оказывается целой, а пустой бокал – налитым. Несколько раз Петра Питиримова приглашал на «Рождественские встречи» Алексей Молдалиев, но каждый год тот обещал ему немного «подшлифовать» номер, приобрести реквизит, и так до следующего года.

– Я ведь свои фокусы показываю только перед родными и друзьями, – как бы оправдываясь, говорит Петр.

Пять родных сердец

Он признался, что в день юбилея обязательно покажет своим гостям представление. По столь замечательному поводу приехали из Кирово-Чепецка его самые родные к люди – отец | Николай Дмитриевич и сестра Людмила, придут поздравить и коллеги-артисты. Фокусы фокусами, а оркестр создать у себя дома не каждый решится. У Питиримова собрана небольшая коллекция инструментов, в которой балалайка, домра, гармонь, скрипка, рожок, жалейка, гитара, различные национальные барабаны. Так что туш по поводу 60-летия юбиляра будет довольно громким.

Сорок лет на профессиональной сцене – не менее значимое событие. Фамилия Питиримовых по-прежнему звучит на сцене. Его сын Алексей – известный ди-джей, дочь Александра пошла по стопам отца – прима шоу-балета одного из владимирских клубов. На днях она очень порадовала отца, получила диплом об окончании ВГГУ. Вместе с Петром радовалась за Александру и его супруга – Лариса Питиримова.

– Лариса – это судьба, – с нескрываемой теплотой в голосе говорит он. – Ведь столько лет мы ходили по одним коридорам филармонии: она – в оркестр, я – в ансамбль. Только смотрели друг на друга, а потом сошлись. Я только потом узнал, что именно она попросила Миодушевского обратить на меня внимание. За что я ей очень признателен.

Наш герой не устраивает пышных бенефисов по поводу юбилея, не мелькает на местных каналах ТВ, он просто живет, напевая одну заволокинскую песню, где в качестве припева взяты слова преподобного Амвросия Оптинского: «Надо жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

Ольга Вознесенская

Просмотры: