Кабинет, которого нет

Специалисты считают, что за последние десять лет состояние здоровья школьников резко ухудшилось. Дети стали болеть чаще, продолжительность болезни становится больше. И виной этому, помимо всего прочего, отсутствие качественного...

Специалисты считают, что за последние десять лет состояние здоровья школьников резко ухудшилось. Дети стали болеть чаще, продолжительность болезни становится больше. И виной этому, помимо всего прочего, отсутствие качественного медицинского обслуживания в школах.

Миллионов не хватает

Школьный медкабинет –  это не просто уголок «обетованной земли», где за хныканье и потирание живота дают освобождение от контрольной. Здесь, по идее, должны следить за состоянием здоровья учащихся с первого по одиннадцатый классы, определять возникающие заболевания и направлять детей на своевременное лечение, а также проводить ежегодные медосмотры и делать необходимые прививки. Однако с 90-х годов прошлого века эта система начала разваливаться. Итог неутешительный: если 70% первоклассников, по статистике, можно признать относительно здоровыми, то 45-50% выпускников уже имеют хронические заболевания.

Можно ли вернуть школам «классические» медкабинеты? Во Владимирской области 420 школ. Однако, по данным областного управления Росздравнадзора, медицинские кабинеты есть только в 349 школах. Из них всего 163 соответствуют требованиям СанПиН. Сейчас в соответствии с «Положением о лицензировании медицинской деятельности» каждая школа должна иметь специальное разрешение на осуществление медицинской деятельности. Но практически во всех школах области такой лицензии нет. Подавляющее большинство учебных заведений не могут получить этот документ.

Одна из причин – недостаточное финансирование. Оборудовать медицинский кабинет –  задача не из легких. В соответствии с законом «Об образовании» школы должны сами создавать необходимые условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относится выделение средств на создание условий для организации медицинского обслуживания в школах. Однако этот процесс происходит с нарушениями и дефектами. Самим школам не под силу организовать медкабинет. Ведь в соответствии с «Перечнем оборудования и инструментария» он должен быть оснащен по 36 позициям. Это и мебель (письменный стол, кушетка, шкаф для хранения историй болезни), и медицинское оборудование (весы, носилки, ростомер, кварц тубусный и т.д.), и инструменты. Такой набор стоит около 130 тысяч рублей. А если речь идет не просто об оборудовании, а об оборудовании современном, то цена комплекта взлетает примерно до 300 тысяч.

По оперативным данным, на мероприятия по созданию условий для организации медицинской деятельности в школах нашего региона в прошлом году было выделено более 6 миллионов рублей. Однако этих средств не хватает. Например, в Киржачском, Гороховецком, Кольчугинском, Петушинском районах школы получили в среднем только около 30 тысяч.

Однако это не единственная проблема. На основании того же «Положения о лицензировании медицинской деятельности» для получения лицензии в штате учебного заведения должен быть постоянный медработник. Однако в действительности такие специалисты работают только в 20 школах области.

Медсестра вместо доктора

На сегодняшний день только 8 школ области получили лицензии. Владимирская гимназия №3 – одна из немногих, где школьный медкабинет работает, как надо. Медкабинет, как и положено по требованиям СанПиН, состоит из двух помещений: для амбулаторного приема (куда обращаются за помощью ученики) и отделанного плиткой процедурного кабинета (там делают прививки). Это, кстати, большая проблема для многих школ: типовые проекты, по которым строились эти здания, предусматривают для медика всего одну комнату, причем кое-где она даже не подходит под современные требования СанПиН по размерам. Из оборудования – кушетка, шкаф для лекарств, холодильник для хранения вакцин, процедурный столик, бактерицидный облучатель, необходимый для обеззараживания помещения.

В кабинете работают двое: врач и фельдшер. Оба состоят в штате поликлиники городской больницы №4 (гимназия № 3 определена у них как рабочее место). Прием ведется с 9 до 12, и нет ни одного дня, когда медработники сидели бы без дела. «По сути, лечить детей – обязанность не наша, а участкового педиатра, – объясняет школьный врач Нина Макарова, – но к нам постоянно обращаются школьники, у которых возникли какие-то проблемы. Это может быть ссадина, ушиб от падения, поднявшаяся температура, заболевший живот. В таких случаях мы должны оказать ребенку первую помощь, а если обнаружены какие-то отклонения в состоянии здоровья – направить к участковому».

В школьной аптечке – только самые необходимые препараты: перекись водорода, аспирин, но-шпа, спрей от кашля, лекарства от боли в животе, средства от давления, антиаллергетики. Средства для их приобретения выделяет городской отдел образования. Обычно перечень этих препаратов составляет медик, а вот покупает их, хранит и выдает по требованию школьный завхоз как материально ответственное лицо. Гимназии ¹3 повезло: у них работает врач, который в силу квалификации имеет право назначать пациентам лекарства. В принципе, то же самое может сделать фельдшер, который также специализируется на лечении больных (с небольшой поправкой – препараты могут быть только из «элементарного» списка). Хуже приходится сельским образовательным учреждениям, где за детьми присматривает максимум медсестра из ближайшего ФАПа. Фактически она может только выполнять назначения врача (а если возникла необходимость дать таблетку без предписания специалиста – обязана заранее предупредить об этом родителей школьника). На самом деле в экстренных случаях именно медсестре приходится действовать на свой страх и риск и брать ответственность за заболевшего ребенка.

Проблема еще и в том, что найти медработника в школу бывает достаточно трудно. Зарплата фельдшера в среднем чуть больше 4 тысяч рублей, и мало кто соглашается трудиться за такие деньги, особенно это касается молодых специалистов. Со школьным врачом еще сложнее. Оказывается, чтобы «отработать» ставку, доктору необходимо обслуживать 1200 школьников. Такого количества учащихся нет даже в учреждениях областного центра. Поэтому врачи вынуждены совмещать работу в школе и, например, в детском саду (где по штату, кстати, сейчас положены только медсестры).

Впрочем, даже работающая медсестра – это лучше, чем говорить заболевшему ребенку: «Одевайся и иди в ФАП».

Больной вопрос

Пока получается, что большинство школьных медкабинетов хотя и продолжают принимать детей, но при этом действуют практически нелегально. В областном управлении Росздравнадзора полагают, что для решения возникшей проблемы с медицинским обслуживанием в учреждениях здравоохранения муниципальным органам необходимо при формировании бюджета предусматривать средства для оборудования медицинских кабинетов в школах. В соответствии с законом образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. А медицинское обслуживание должны обеспечивать органы здравоохранения. При этом на основании ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия на медицинскую деятельность и приложение к ней строго привязаны к месту осуществления этой деятельности. Проще говоря, поликлиникам, работники которых сейчас дежурят в школах, требуется получение лицензии на меддеятельность с адресом осуществления, то есть образовательного учреждения, иначе их нахождение в школах противоречит закону. Однако пока ни одно ЛПУ области данных приложений к лицензии не имеет. Однако департаментом здравоохранения администрации Владимирской области вопросы лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий не затрагивались, свидетельствуют в Росздравнадзоре.

Закрывать медкабинеты, не прошедшие лицензирование, пока не планируется; как и сами школы, которые по закону также не имеют право осуществлять образовательную деятельность без наличия медкабинета и медработника. Однако сейчас нарушителям грозят штрафами – до 20 тысяч рублей с учреждения и до 3 тысяч с директора. Впрочем, найти такие деньги иной раз легче, чем выделить дополнительное помещение для процедурного кабинета (ширмой в приемной здесь не отделаешься) и обеспечить школу хотя бы фельдшером. Тем временем требования к медкабинетам растут: на федеральном уровне обсуждается вопрос о том, что для постоянного качественного контроля за состоянием здоровья детей требуются не только весы, ростомер и тонометр, но и спирометры, динамометры, приборы для определения косоглазия и т.п. А это дополнительные средства, и где их взять органам местного самоуправления – еще один большой и больной вопрос.

Марина Сычева

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике