Президент России публично заявил о необходимости повсеместного внедрения энергосберегающих технологий и поэтапном отказе отламп накаливания. Однако мало кто задумывается над решением жизненно важной проблемы утилизации отработавших свое компактных люминесцентных ламп, отнесенных российским законодательством к чрезвычайно опасным отходам.
Отсутствие в Федеральном законе №89-ФЗ «Об отходах потребления» специальных положений, регулирующих взаимоотношения населения с организациями, работающими в сфере обращения с опасными бытовыми отходами, и отсутствие централизованной сети сбора, хранения, транспортировки и переработки ртутьсодержащих ламп грозит вырасти до уровня национальной экологической катастрофы.
Самое печальное, что это вовсе не преувеличение. До сих пор упаковка компактных люминесцентных ламп не маркируется предупреждающими об опасности надписями, и каждый из нас без колебаний выбрасывает в мусорное ведро отслужившую свой срок лампу, которая содержит от 3 до 5 мг ртути, находящейся в агрегатном состоянии пара. Если колба лампы от удара не дай бог разрушится или повредится, то высвободит пары ртути, которые могут вызвать тяжелое отравление всех наших чад и домочадцев с поражением нервной системы, печени, почек, желудочно-кишечного тракта.
По 89-ФЗ такое поведение наказывается административным штрафом от одной до двух тысяч рублей, но никто никогда не был наказан за это. Да и какой смысл наказывать людей, если у них нет иного выхода, кроме как дышать ртутными парами? Кто в нашем регионе взял на себя ответственность продумать систему и организовать централизованный сбор ртутьсодержащих отходов у населения?
По гигиенической классификации ртуть относится к первому классу опасности — к чрезвычайно опасным химическим веществам. Предельно допустимая концентрация ртути в атмосферном воздухе и воздухе жилых, общественных помещений составляет 0,0003 мг/куб. м. В закрытом помещении без проветривания в результате повреждения одной лампы в течение нескольких часов возможно достижение концентрации ртути в воздухе до 0,05 мг/куб. м и более, что превышает предельно допустимую концентрацию более чем в 160 раз.
Плохая информированность граждан, неотработанность законодательства, неисполнительность должностных лиц ведут к тому, что отработанные компактные люминесцентные лампы вместе с бытовым мусором попадают на полигоны для захоронения твердых бытовых отходов, что законодательно запрещено. По данным Роспотребнадзора, общее количество ртути, загрязняющей объекты окружающей среды в пределах жилой территории, составляет более 1,5 тонны в год.
Но если легкомысленное обращение населения с компактными люминесцентными лампами можно хотя бы объяснить отсутствием законодательно проработанной на областном уровне схемы сбора опасных отходов, то поведение крупных организаций в уже выстроенной системе правовых взаимоотношений граничит с уголовным преступлением.
Юрьев-Польское предприятие ИП Клюев образовалось в 1996 году. Основным направлением его деятельности всегда были инженерные и отделочные работы. Два года назад в соответствии с №309-ФЗ оно оформило лицензию на ведение работ по обращению с опасными отходами. Во Владимирской области в тот момент в этой сфере вообще никто не работал.
- Мне казалось, что экология — такая вещь, о которой государство печется в первую очередь, к тому же экономическая ниша на рынке в тот момент была свободна, что вселяло надежду на прибыльность начатого мною нового дела, — рассказывает Виктор Клюев. — Но вместе с лицензией я получил серьезную головную боль. Выстроить взаимоотношения с организациями при полном отсутствии поддержки со стороны природоохранных органов и муниципальной власти оказалось непросто.
Между тем Федеральный закон «Об отходах потребления» предписывает индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам хранить опасные отходы в специально отведенных для этих целей местах и передавать, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения ими на договорной основе организациям, имеющим лицензию.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическими лицами законодательства РФ в области обращения с отходами влечет за собой по ст. 8.2 КоАП дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц может быть ограничена при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами, а также при осуществлении несанкционированных действий по их накоплению, хранению и перевозке. Но спрашивать с них за халатность никто и не собирается, как никто не побуждает заключать договоры с созданным лицензированным предприятием.
Тем не менее, именно муниципальные администрации всех уровней, освещающие газоразрядными ртутными лампами высокого давления улицы городов и весей, должны быть в первую очередь заинтересованы в отлаживании процесса утилизации и являть собой пример долгосрочного взаимодействия. Только задумайтесь, где захоронены и как переработаны тысячи отработавших свой срок ламп ДРЛ в нашем регионе?
В Юрьев-Польском ИП Клюев обошел 130 предприятий, которые в большом количестве используют газоразрядные, люминесцентные лампы и другие ртуть-содержащие источники света. Только 25% из них заключили договора на услуги по вывозу с переводом в собственность опасных отходов в течение года, остальные недоумевают, зачем платить предпринимателю, если можно временно заскладировать, а затем выбросить лампы на помойку.
- Смысл 89-го ФЗ в том, что на любую стадию обращения с опасными отходами, какими являются ртутьсодержащие лампы, — сбор, транспортировку, хранение, утилизацию — нужно получить лицензию, — подчеркивает Виктор Клюев. — А большинство учреждений сегодня предпочитает в течение года копить лампы, а потом разово сдавать их. Или пять ламп самостоятельно вывозят в аналогичную организацию города Владимира. Между тем это нарушение норм российского законодательства: у них нет лицензии на хранение и транспортировку.
Становится не по с е б е, когда представишь, что купленные тобою в магазине продукты хранились по соседству с пришедшими в негодность люминесцентными лампами. А если одна из них была разбита? Страшно подумать, что точно так же могут поступать дирекции школ, больниц, детских садов, хотя набрать номер телефона компании проще простого:
8 (49246) 2-21-72, 2-37-31, 8-915-752-71-59.
Запах ртути уловить невозможно, а последствия отравления ею тяжелы. При вдыхании воздуха, содержащего пары ртути в концентрации не выше 0,25 мг/м³, она задерживается и накапливается в легких. В случае более высоких концентраций ртуть всасывается неповрежденной кожей. В зависимости от количества ртути и длительности ее поступления в организм человека возможны острые и хронические отравления, а также микромеркуриализм. В наибольшей степени к ртутным отравлениям чувствительны женщины и дети.
Социальная ответственность руководителей органов власти при управлении опасными бытовыми отходами и организаций при обращении с ними чрезвычайно высока. Их беспечность может привести к трагедии. Но если механизм для юридических лиц более или менее обкатан, то схему сбора перегоревших энергосберегающих ламп у населения только предстоит отработать.
Управляющие компании, обслуживающие многоэтажные дома, всячески сторонятся этой проблемы. Не проявляют интереса к ее решению и торговые организации, реализующие потенциально опасный товар. Хотя легко было бы представить себе, как ты приносишь в магазин использованную лампочку и вместо нее получаешь новую. Именно так когда-то в продуктовых магазинах обменивали пустые стеклянные бутылки на полные, покупая молоко или кефир. Способов много, просто местным администрациям не хватает политической воли и ответственности за будущее малой родины. Российские СМИ уже назвали сложившуюся экологическую проблему «ртутной бомбой замедленного действия».
Ольга ЛЬВОВА
Возможно Вас также заинтересует:
- Всем до лампочки Год назад рядовые владимирцы не могли бесплатно сдать в утиль...