16+

РИСУНКИ НА ПОЛЯХ

Каждый из нас во время скучных совещаний или разговоров по телефону чертит каракули на полях блокнота. То, что выходит из-под пера, оказывается, имеет некий смысл и может быть истолковано специалистами.

Психологи используют эти рисунки для диа­гностических целей. Есть даже термин «проектив­ное рисование». Прием этот чаще применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста и взрослее. Начинающий семейный консультант Ирма Нюшкова расска­зала «Призыву» об интер­претации наших рисунков на полях.

Как оказалось, одни специалисты считают, что рационально истолковать плоды спонтанной изо­бразительной деятельно­сти невозможно. Другие выстроили и обосновали целую теорию спонтан­ного творчества, назвав этот психологический феномен «проективным рисунком». Диагностиче­ские проективные методы и методики строятся на хорошо продуманных тестах, связанных с ри­сованием на заданную тему.

–  В любом человеке заложена способность к проецированию своих внутренних состояний в визуальной форме, -поясняет Ирма Нюш-кова. – Через изобра­жение автор передает свои индивидуально-психологические свой­ства, мироощущение, характер, самооценку.

Так, эмоциональные проблемы и общее психо­логическое состояние че­ловека отражаются в фор­мальных особенностях рисунка. О них можно судить по силе нажима на карандаш, своеобразию линий, размеру рисунков, их размещению на листе, степени тщательности и детализированности изображений, наличию штриховки и т.п.

–  Размещение рисунка на листе говорит о са­мооценке, – продолжает

Ирма Нюшкова. – Если изображение внизу, она у человека занижена, если вверху – завышена или неустойчива. Усиленный нажим, толщина линии являются признаком эмо­циональной напряжен­ности, сигнализируют о высокой конфликтности, агрессивности. В некото­рых случаях так прояв­ляется острая стрессовая реакция.

Четко прорисованный контур, а также избыток однообразных деталей могут говорить о повы­шенном самоконтроле, стремлении скрывать от окружающих свои про­блемы и переживания. Это состояние возникает при необходимости при­спосабливаться к нео­жиданным изменениям ситуации.

В противоположность толстым линиям рисунка тонкие позволяют сде­лать вывод о снижении психомоторного тонуса. Человек как бы экономит силы, пытается сохра­нить оставшиеся ресурсы психической энергии. Иногда это может быть признаком импульсив­ности. На таких рисунках отсутствуют детали, а их контуры не замкнуты.

Есть и промежуточный вариант линии, когда нажим на ручку то осла- бляется, то усиливается. Это считается признаком повышенной эмоцио­нальной неустойчивости, частой смены настроений по незначительному пово­ду или вообще без види­мого повода.

Штриховую линию че­ловек использует, боясь попасть не туда, куда нужно. Так выражается его страх и повышенная тревожность. Аккуратная штриховка говорит и о высокой степени пункту­альности, приводящей к перфекционизму, то есть стремлению выполнять любую работу на самом высоком уровне. Против ожидания это качество снижает достижения, по­скольку неоправданно много времени уходит на мелочи и на главное вре- мени просто не остается. Множественность штрихов также говорит о высокой тревоге. Эскиз­ная линия с явным выде­лением предварительных и основной указывает и на такую особенность, как стремление «держать себя в руках».- Размер рисунка тоже о многом говорит, – раз­бирает наши почеркушки Ирма Нюшкова. – Уве­личение изображения типично для состояния тревоги, уменьшение -для состояния депрессии. Много значит и само изображение. Например, признаками агрессии являются изображения холодного оружия, стрел, пик. Признаком одино­чества – картинки, изо­бражающие солнышко, диковинные растения и цветы. Повторяемость элементов символизирует скуку.

Для оценки устойчивых личностных особенно­стей большое значение имеет способ изображе­ния отдельных частей че­ловеческого тела и лица, которые могут быть уве­личенными или совсем отсутствовать. Например, интроверт может «за­быть» нарисовать своему персонажу рот, человек с заниженной самооцен­кой, переживающий из-за чужого мнения о нем, подчеркнет уши, лишен­ный социальной опоры в жизни для эмоциональ­ной устойчивости усилит ступни своей модели.

О характере поведения автора можно судить по выбранному сюжету. Например, изображение клоуна, шута и других подобных персонажей часто встречается у людей с негативным самовы­ражением, которые для привлечения внимания используют нарушение правил. Использование экзотических мотивов становится навязчивым для людей, не приспосо­бленных к жизни, живу­щих в мире своих фан­тазий.

– Рисунки людей могут быть использованы для первоначальной диагно­стики их психологическо­го состояния, – подыто­живает Ирма Нюшкова. – На 70% человеческая индивидуальность прояв­ляется в бессознательном. Но коррекция поведения может быть проведена только при неоднократ­ных личных встречах с психологом, который подберет эффективный способ разрешения вну­тренней проблемы.

Ольга РОМАНОВА

Просмотры: