Полвека гибели С-80, предтечи «Курска»

На днях в ЗАТО Александровск Мурманской области, а также во всех подразделениях и гарнизонах ВМФ России вспоминали экипаж одной из первых ракетных дизельных подводных лодок С-80, погибший в...

На днях в ЗАТО Александровск Мурманской области, а также во всех подразделениях и гарнизонах ВМФ России вспоминали экипаж одной из первых ракетных дизельных подводных лодок С-80, погибший в Баренцевом море ровно 50 лет назад.

Субмарина на связь не вышла

25 января 1961 года С-80 под командованием капитана 3-го ранга Анатолия Ситарчика вышла в море для отработки и совершенствования задач одиночного плавания. На борту лодки было 15 офицеров, 16 старшин и 37 матросов. Субмарина находилась в Баренцевом море, чуть севернее полуострова Рыбачий. 27 января около 0.30 командир доложил, что волнение на море достигло 6 баллов при температуре воздуха – 5°C. Больше С-80 на связь не выходила. Вскоре стало ясно, что субмарина затонула вместе со всем экипажем. Это была первая в череде крупных катастроф отечественного подводного флота после Великой Отечественной войны, последней из которых стала недавняя трагедия «Курска». Тогда вся информация о С-80 была засекречена. И до сих пор мало кто знает, что среди погибших на той лодке был и наш земляк – 23-летний инженер-лейтенант Владимир Иванович Князев, уроженец села Рождествено Собинского района Владимирской области.

Недолгая служба земляка

Владимир Князев родился в 1937 году и вырос в обычной семье колхозников. С детских лет паренек обнаружил большие способности к точным наукам, а также любил читать книги о далеких морях и путешествиях. Постепенно неосознанное влечение к экзотике переросло в твердое желание стать военным моряком. Вскоре после окончания средней школы он поступил на подводный факультет Высшего морского инженерного радиотехнического училища в Гатчине под Ленинградом. Во время обучения Князева это училище было объединено с Высшим военно-морским училищем связи имени А.С.Попова в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени Попова.

В 1960-м Владимир окончил училище, получив диплом военного инженера и новенькие погоны лейтенанта вместе с офицерским кортиком. Как одного из лучших выпускников его назначили на новейшую ракетную субмарину С-80 212-й бригады 8-й дивизии подводных лодок Северного флота на должность начальника радиотехнической службы – командира боевой части-4. Эта лодка могла нести две крылатые ракеты, расположенные в герметичных контейнерах за рубкой. Фактически данная субмарина являлась испытательной платформой для нового морского оружия. Однако служба молодого лейтенанта на ней оказалась недолгой. Уже в январе 1961-го С-80 вышла в свой последний поход…

Человеческий фактор

Сначала причина гибели лодки оставалась неизвестной. Тайна С-80, которую в 1968-м случайно обнаружили рыбаки (за корпус лодки на дне цеплялись их сети), серьезно беспокоила не только командование ВМФ, но и руководство страны. Было установлено, что подводная лодка лежала на твердом грунте без дифферента, накренившись на правый борт. В результате тщательного обследования с помощью батискафа было точно установлено, что это С-80. На самом «верху» при личном участии тогдашнего лидера страны Никиты Хрущева было принято решение о подъеме затонувшей «эски». Так как глубина моря на месте ее гибели составляла 200 метров, специально для судоподъемных работ было построено спасательное судно «Карпаты». В июле 1969-го подводную лодку удалось поднять. Это была беспрецедентная операция, так как даже более 40 лет спустя «Курск» поднимали лишь со 100-метровой глубины.

Комиссия установила, что примерно через час после своего последнего донесения лодка ушла ниже перископной глубины, что должно было вызвать автоматическое закрытие клапана шноркеля для предотвращения попадания в него забортной воды. Однако этого не произошло из-за обледенения поплавкового клапана: система обогрева горячей водой была отключена. Дизельные двигатели остановились, как только вода попала в их систем у вентиляции. Матрос-моторист 5-го отсека обнаружил попадание воды, но не смог оперативно перекрыть вентиль вентиляционной системы двигателя. Вместо того чтобы перекрыть его, он стал открывать его по максимуму. Дело в том, что матрос был прикомандирован с другой подводной лодки, где воздушная магистраль перекрывалась не влево, а поворотом рукоятки вправо. Моряк отжимал его с такой силой, что согнул шток.

Вскоре отсек был затоплен, лодка потеряла управление и начала крениться. Как только крен дошел до 45 градусов, лодка замедлила ход, а вскоре и полностью остановилась. Затем она начала двигаться назад и погружаться. Второй, третий и четвертый отсеки были разрушены мощной силой удара подлодки о грунт.

Мемориал возле моря

На всплытие у лодки не хватило запасов сжатого воздуха. Однако в оставшихся отсеках еще были живы 24 человека. Все 68 членов экипажа С-80 погибли, оставаясь на своих боевых постах.

Погибших подводников (большинство из них удалось опознать, некоторые выглядели так, словно умерли только вчера из-за бальзамирующих свойств воды Баренцева моря на 200-метровой глубине) с воинскими почестями похоронили в братской могиле в поселке Оленья Губа, где базировались подводные лодки. Там покоится и лейтенант Владимир Князев, фамилия которого навсегда внесена в мартиролог Военно-морского института радиоэлектроники им. А. С. Попова.

Сегодня над мемориалом С-80 шефствует местная воинская часть и ученики школы № 280 поселка Оленья Губа. Материалы о службе и гибели лодки кропотливо собирают ребята из поисково-исследовательского объединения «Поиск» под руководством своего командира Равиля Фазыльянова. Среди прочих данных есть сведения и о владимирце лейтенанте Князеве…

Николай Фролов

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике