16+

Владимирские археологи пригодились в Палестине

«Призыв» уже писал о том, что сезон 2010 года в силу сложившихся обстоятельств для владимирских археологов оказался крайне неудачным. Но достойное занятие для них все-таки нашлось.

Несмотря на затеянную ликвидацию Госцентра по использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области и весьма туманные перспективы, сотрудники центра Данил Кабаев и Сергей Сазонов дали согласие Институту археологии РАН на свое участие в проведении раскопок на русских землях Палестины.

Кто, где и когда

Охранные раскопки были организованы в городе Иерихон Палестинской автономии на территории паломнической достопримечательности «Дерево мытаря Закхея». Экспедицию возглавил доктор исторических наук, автор книги «Христианские древности», заведующий сектором археологии Москвы Института археологии РА Н, главный редактор журнала «Российская археология» Леонид Беляев. В составе экспедиции работали 8 специалистов.

Жилье археологам на своем подворье предоставила Русская духовная миссия, расположенная неподалеку от места раскопа. В связи с особенностями местного климата, в котором дневные температуры достигают 50 градусов выше нуля, пик активной деятельности ученых приходился на утренние и вечерние часы.

Но самое любопытное, что раскопкам, как зачастую бывает в этих древних землях, предшествовали беспрецедентные исторические события, важнейшее из которых приходится на 9 июня 2008 года. Именно в этот день на заседании совета Императорского православного палестинского общества (чудом дожившего до нашего времени), главой которого сегодня является председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, состоялась торжественная передача в собственность правительства РФ земельного участка в городе Иерихон площадью 12 тыс. кв. метров. Кроме того, оформлены документы на участки земли в Иерихоне, принадлежащие Русской православной церкви. Площадь участков составляет 8 и 3 тыс. кв. метров, и они находятся в местности, называемой «Москобия» – «Московская земля».

История Русской Палестины

Русское подворье было основано на нескольких земельных участках у стен Старого города на Мейдамской площади в 1860 году. По указу императора Александра II на Императорское православное палестинское общество возлагались функции по приему и обеспечению потребностей русских православных паломников на Святой земле.

Но разобщенность интересов Российского консульства в Иерусалиме и Синода с Русской духовной миссией вынудили одного из деятельных начальников миссии архимандрита Антонина (Капустина) самостоятельно искать для себя новую сферу деятельности. С целью приема паломников, направляющихся к Горе искушения и месту крещения на реке Иордан, он приобрел в 1871 году земельный участок в местечке Ейн-Карем близ Иерусалима, где впоследствии была основана женская обитель, предоставившая приют владимирским археологам.

Изучаемый же археологами участок земли был приобретен иеромонахом Иоасафом (Плехановым) на деньги русской благотворительницы крестьянки Елены Резниченко в 1886 году. Когда отец Иоасаф Иерихонский был вынужден покинуть Святую землю, он подарил участок Палестинскому обществу. Участок оформили на тогдашнего председателя Императорского православного палестинского общества, великого князя Сергея Александровича Романова. До революции там были проведены раскопки, в результате которых были найдены два мозаичных пола, один из которых представляет собой уникальный образец мозаичного искусства и датируется V – VI веками. Однако в силу известных каждому школьнику исторических обстоятельств этот «русский» участок до конца освоен не был и постепенно пришел в запустение.

После 1917 года паломничество из России в Палестину почти прекратилось, и Русское подворье опустело. Часть помещений была сдана в аренду под административные здания британским мандатным властям. В конце британского мандата, когда усилилось еврейское сопротивление, территория Русского подворья превратилась в штаб-квартиру англичан и была окружена колючей проволокой.

В 1948 году англичане, уходя из Израиля, бросили Русское подворье. Правительству нашей страны оно тоже было не нужно. Русская православная церковь не имела возможности распорядиться своей собственностью, и подворье постепенно заняли государственные учреждения Израиля. В 1964 году состоялась печально известная хрущевская «апельсиновая сделка», в результате которой значительная часть подворья была продана Израилю за поставки яффских цитрусовых. Законность этой сделки была опротестована 9 июня 2008 года.

Библейская легенда

– Земельный участок, на котором проводились раскопки, знаменит тем, что на нем находится библейская достопримечательность – дерево Закхея, – рассказывает старший научный сотрудник госцентра Данил Кабаев. – Его еще называют смоковница, или сикомора. Оно упоминается в Новом Завете.

Согласно Библии именно на это дерево влез начальник мытарей Закхей, отличавшийся небольшим ростом, чтобы увидеть приближавшегося к Иерихону Иисуса. Христос заметил его и обратился к нему со словами: «Закхей, сойди ко мне, ибо сегодня мне надо быть у тебя в доме».

По велению Иисуса Закхей раздал половину имения, а также пообещал вчетверо воздать всем, кого он когда-либо обидел. В доме Закхея Христос произнес знаменитые слова: «Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибших!» По церковному преданию Закхей впоследствии стал первым епископом христианской церкви в палестинской Кесарии. А смоковница, на которой он сидел, до сих пор отличается пышной листвой.

Кстати, выездная комиссия во главе с директором Субтропического ботанического сада Кубани, доктором биологических наук Юрием Карпуном провела дендрохронологическую экспертизу древней смоковницы и установила, что дереву действительно около 2000 лет и оно требует лечения и восстановления.

Историческая преемственность

Более поздние сведения об «освоении территории» возле дерева Закхея, как говорилось выше, восходят к V – VI векам нашей эры. На двух «русских местах» – на подворье Русской духовной миссии и возле дерева Закхея – были открыты остатки памятников византийской эпохи, неизвестные историкам искусства и археологии. Так, выяснилось, что в месте основания женской обители приют для паломников, шедших к месту крещения на реке Иордан, обустроил в конце V века еще преподобный Савва Освященный.

Сейчас здесь возведена часовня святого Иоанна Предтечи, на службе в которой накануне отъезда побывали владимирцы. Они увидели, что уникальная мозаика тщательно сохраняется и предоставлена обзору всех желающих.

На земельном участке возле дерева Закхея строится музейно-парковый комплекс, который призван стать новым паломническим центром, тем более что Русская духовная миссия находится неподалеку. Для проведения охранных археологических работ вокруг строящегося комплекса были заложены четыре раскопа, один из которых появился еще во времена архимандрита Антонина. К нему была сделана небольшая прирезка, чтобы выявить границы ранее найденного сооружения.

– Совместно с палестинскими специалистами мы участвовали в завершении археологических работ, – поясняет Данил Кабаев. – Дело в том, что из «исторического раскопа» с византийской мозаикой будет сделан музей под открытым небом, и нам нужно было приготовить его к музеефикации: укрепить стенки, расчистить мозаику, составить опись находок.

В прирезке к основному раскопу были найдены монеты, самая ранняя из которых относится к первой половине II века нашей эры. В основном обнаруженные фоллисы и нумми укладываются в период конца V – начала VI  веков и принадлежат константинопольскому монетному двору. Среди извлеченных из раскопа предметов – большая бронзовая лампа, бронзовое кадило, толстостенные кувшины XIII века для хранения используемых в ювелирном деле химически активных веществ и материалов.

В культурном слое раскопов четко прослеживались три горизонта: позднеантичный, относящийся к концу V века и отличающийся заимствованиями упрощенных деталей античной архитектуры, ранневизантийский VI века, во время которого формировалась «паломническая точка», и раннеисламский начала VII  века. Интересно, что для «раннеисламского горизонта» характерно использование антропоморфных изображений, что сейчас в исламской культуре приравнивается к греху и находится под запретом. Мощное влияние византийских канонов, допускающих изображение человека, животных и птиц, прослеживается и во дворце халифа Хишама, построенном на западе Иерихона. В нескольких местах ближе к поверхности раскопа были обнаружены остатки турецких построек XIX века с большими резервуарами для воды.

Ольга Романова

Просмотры: