16+

Композиторы с владимирскими корнями

Впервые реликвии, связанные с жизнью и творчеством Танеева и Бородина, были представлены вместе в рамках одной экспозиции в Палатах.

Сергей Танеев – уроженец Владимира и потомок старинного владимирского дворянского рода. Александр Бородин в течение ряда лет творил в селе Давыдово (ныне в Камешковском районе) в родительском доме своего ученика и друга Александра Дианина. Именно эти обстоятельства обусловили участие в организации «композиторского» вернисажа сразу четырех музеев. Помимо «хозяев» свои экспонаты представили Государственный центральный музей музыкальной культуры (ГЦММК) имени М.И.Глинки в Москве, а также музей-усадьба Танеевых в селе Маринино – филиал Историко-краеведческого музея Ковровского района и Дом-музей Бородина – филиал Камешковского историко-краеведческого музея.

Всего в залах Палат было представлено 180 подлинных экспонатов (в том числе и из частных коллекций), большинство из которых во Владимире оказались впервые.

Открытие «выставки двух композиторов» не обошлось без музыкальных произведений. В исполнении владимирского муниципального хора «Распев» под руководством Натальи Колесниковой прозвучали романсы С.Танеева и фрагменты оперы А.Бородина «Князь Игорь».

В выступлениях патриарха музейного дела Алисы Аксеновой, директоров музеев – участников выставки (в том числе специально приехавшего из Москвы руководителя ГЦММК имени Глинки Михаила Брызгалова) было сказано много добрых слов о «виновниках торжества» – композиторах Танееве и Бородине. Некоторое недоумение вызвала лишь речь руководителя департамента по культуре обладминистрации Владимира Трубина, почему-то назвавшего Танеева и Бородина «мастодонтами» отечественной культуры. Подобное сравнение всемирно известных композиторов с вымершим семейством хоботных млекопитающих буквально покоробило некоторых из присутствующих.

К тому же, как стало известно из неофициальных источников, благодаря г-ну Трубину владимирцы лишились уникальной возможности услышать Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова, который заслуженно считается едва ли не лучшим в мире исполнителем произведений Сергея Танеева. Руководитель хора профессор Борис Тевлин буквально рвался во Владимир, дабы танеевские шедевры самым лучшим образом прозвучали на родине композитора. Выступление должен был оплатить столичный музей имени Глинки. От руководства владимирского департамента по культуре требовалось лишь предоставить автобус для проезда свешниковцев. Но, несмотря на неоднократные запросы и просьбы москвичей, руководитель владимирской культуры проявил полнейшее равнодушие к данному проекту. Транспорт так и не был выделен, и Б.Тевлин с хором имени Свешникова во Владимир, увы, не попал.

После концертно-торжественной части все желающие могли ознакомиться уже с самой выставкой. Посетители теснились около стендов с раритетами, внимательно слушая объяснения сразу нескольких экскурсоводов. В роли одного из них выступила заведующая отделом музея имени Глинки Елена Фетисова – правнучка Владимира Танеева, родного брата композитора, хранительница танеевского наследия. Среди участников вернисажа присутствовала и Виктория Кржижановская – праправнучка выдающегося российского пианиста и композитора маркиза Александра Дюбюка, одного из первых преподавателей Московской консерватории. Она преподнесла в дар музею-усадьбе в селе Маринино копию родовой святыни Танеевых – икону Владимирской Божией Матери.

В целом Танеев на выставке по сравнению с Бородиным явно преобладал. Особый колорит танеевской теме придавала экспозиция о возрожденном танеевском «дворянском гнезде» в Маринино, которую представляла экскурсовод усадьбы Татьяна Сурикова в наряде барышни позапрошлого века. Дополняла рассказ экскурсовода целая серия марининских пейзажей, выполненных ковровскими художниками, а также подборка портретов представителей семейства Танеевых и их родственного окружения работы молодой камешковской художницы Людмилы Ветровой.

Михаил Одинцов

Просмотры: