16+

А пока гарант надежности – лопата

А снег не знал и падал – страдания горожан нынешней зимой стали привычным делом. Падает снег совершенно бесплатно, а убирать и вывозить его надо за деньги – почесывают голову руководители промышленных предприятий и не спешат заключать договоры.

Вместе с начальником участка механической уборки города Владими­ра ООО «Мехколонна» Галиной Елисеевой едем по историческому центру города. Возле одного из ресторанов – сугроб. Приметный такой на фоне убранной терри­тории рядом. По словам Галины Елисеевой, ре­стораторы не заключили договор на вывоз снега. С Гастелло поворачи­ваем на Тракторную и

–  о чудо! – снежные горы рядом с автосалонами. Какие реки потекут здесь весной – можно только догадываться.

Сугроб растет, когда хозяин территории начинает экономить на уборке и вывозе мусора, – тако­во убеждение предста­вителей коммунальной службы. Границу между «своим» и «чужим» они знают четко, но, как при­знаются, приходится помогать нерадивым хозяе­вам и бизнесменам.

Попробуйте припар­коваться в «карманы» на проспекте Ленина в районе «Чародейки». Они завалены снегом. Нам поясняют: убирать долж­ны те, кто заказывал их обустройство. Гостевые стоянки также обязаны чистить магазины и офи­сы, к которым они при­писаны. А на деле?

Все улицы города раз­делены на категории – их пять. Центральные – в начале отсчета; третья, четвертая, пятая категории – это частный сектор, например, «Марьинка». Но, по словам представи­телей «Мехколонны», они по полной программе работают и там. Гидрометеоцентр дает установку дорожникам – не спать! Небесная канцелярия перекрывает все нормы по выдаче осадков.

– Снег моментально убрать невозможно, но мы берем 80 процентов убираемой площади, -говорит Галина Елисеева. –  Если какие-то дороги заужены, то не более 20 процентов – это плано­вое.

Но попробуйте при этом «плановом заужении» свободно разъехать­ся, например, по Суз­дальской улице: теснота! Бордюрный камень не видать. Оговорюсь сра­зу: улицы центральные чистят действительно до бордюра. Но узкие улочки – 3-я, 4-я, 5-я категории – по нормативам чистят без вывоза снега, там громоздкий погрузчик не помещается, ширина улицы 2-2,5 метра, а ширина лопаты у погрузчика – 2,7 метра.

Коммунальщики пыта­ются убедить нас в том, что приезжие из Нижне­го Новгорода или Ива­ново приятно удивлены: как хорошо расчищены дороги! Но почему надо сравнивать с террито­риями, где дела обстоят плохо? Давайте равняться на «передовиков»!

Москва – бесснежная, но там коммунальные службы не скупятся на разброс реагентов. Вла­димирские улицы обра­батывают проверенным противогололедным ма­териалом – пескосоленой смесью. Других реагентов нет! Запас смеси – 28 ты­сяч кубов – сделан зара­нее, за два зимних месяца ее было израсходовано больше нормы – 18 тысяч кубов. Ежедневно не ме­нее 20-22 машин выходит на посыпку улиц, нор­ма обработки – 200-250 граммов на квадратный метр. Дороги 4-й и 5-й категории по нормам обрабатывают 5 раз в месяц, но реальность вносит коррективы.

– Мы работаем вне за­висимости от погодных условий, – говорит Гали­на Елисеева. – Кратности согласно муниципально­му контракту не придер­живаемся, чтобы людям было удобно. Мы хотели использовать реагенты, полностью удаляющие снег, однако отказались от их применения, когда выяснилось, что они не соответствуют санитар­ным требованиям – не­гативно влияют на эко­логию, в частности, на зеленые насаждения. Пока «работает» свежеразбросанная пескосмесь, техника на ули­цы не выходит (это 3-4 часа). После того, как под колесами образовалась «снежная» каша, должна начинаться снегоуборка. Но есть и еще один ню­анс – высота снежного покрова: чистить улицы города начинают, когда она превышает пять сан­тиметров.

– А говорят: вот на­сыпали и грязно! – горя­чится Галина Елисеева. – А по-другому нельзя, если снимем слой – будет скользко.

Но главная беда для уборки – оставленные автомобили. Действую­щие правила уборки и содержания городских улиц предусматривают радикальный метод борьбы с этим явлением – эвакуация авто. Но кто это будет делать? В соб­ственности города нет эвакуатора, хотя о не­обходимости подобного приобретения говорится уже несколько лет. Были попытки объявить тор­ги, но предложенные суммы не вызвали (и можно сказать, обосно­ванно) интереса продав­цов такого рода техни­ки – сумма показалась участникам низкой. А впрочем, один эвакуатор проблемы тоже не решил бы: стоянки для «про­штрафившихся» авто­мобилей у города тоже нет. В этих условиях очень просто разводить руками, перекладывая всю вину за снежный коллапс на водителей. Правда, отдуваться при­ходится уборщикам, а не чиновникам и городским депутатам.

– У меня погрузчик длиной 17 метров, за ним «КамАЗ» идет – еще 9 метров. Надо сформи­ровать вал, иначе снег не уберешь, а для этого нужна дополнительная площадь. Как можно в таких условиях убрать дорогу, заставленную ма­шинами? – задает рито­рический вопрос Елисее­ва и адресует его властям города и представителям ГИБДД.

Автолюбители край­ними себя вряд ли будут считать. Понятно, что безалаберных хватает с лихвой – их машины с вросшими в асфальт колесами стоят во дво­рах и на дорогах. Но есть и вполне законо­послушные водители, припарковавшиеся на свободном участке про­сто в силу необходимо­сти… Наверное, самое удручающее впечатление сегодня представляетулица Балакирева. Бро­шенные машины здесь настолько сузили про­езд, что троллейбус и встречный поток авто разъезжаются только по очереди. Ручная уборка улиц «Мехколонной» не осуществляется, а по­грузчик маневрировать просто не может.

Складывается впечат­ление, что несколько бесснежных зим на­столько расслабили, в первую очередь, управ­ляющие компании, что они растеряли навыки борьбы со снегопадами. Наверное, городу нуж­на и более маневренная снегоуборочная техника. Нужно, наконец, решить вопрос с эвакуатором. А пока этого нет – достаем проверенное и нехитрое ручное приспособление – лопату. И пусть снег идет – она не подведет в любой ситуации.

Светлана САЛАТАЕВА

Просмотры: