Вместо начального профессионального – переподготовка

Педагоги, предприниматели, директора профильных департаментов приняли участие в «круглом столе» на тему «Роль бизнеса в процессах модернизации профессионального образования: вызовы, риски, перспективы».

Педагоги, предприниматели, директора профильных департаментов приняли участие в «круглом столе» на тему «Роль бизнеса в процессах модернизации профессионального образования: вызовы, риски, перспективы».

В Государственной Думе идет работа по подготовке фундаментального закона «Об образовании», который во многом изменит ход образовательного процесса в стране. Владимирская область должна будет представить в Министерство образования свою концепцию развития данной сферы в регионе. Пока же «Белый дом» обсуждает насущные проблемы образовательных учреждений.

Каждый четвертый рубль консолидированного бюджета Владимирской области направляется сегодня на образование. По «капиталовложениям» в отрасль регион-33 занимает второе место по ЦФО и 14-е место по России в целом. Но порой количество не переходит в качество. В области наблюдается дисбаланс между учреждениями профессионального начального образования и вузами, выпускники не хотят работать по специальности, на рынке труда по-прежнему ощущается нехватка рабочих рук, слабеет учебно-производственная база. Владимирский государственный университет дважды входил в число соискателей на получение статуса национального исследовательского университета. До финиша, к сожалению, добраться не удалось.

В новом законе будет отсутствовать термин «начальное профессиональное образование», мы перейдем на «профессиональную переподготовку», что, конечно, разные вещи. По мнению исполнительной власти, необходимо проводить укрупнение образовательных учреждений и соединить учебный процесс непосредственно с производством.

Так, на заводе «Автоприбор» уже четвертый год при участии профессионального училища № 30 и областного департамента образования работает опытно-экспериментальная площадка. В это же время на базе предприятия был открыт корпоративный университет, в котором сейчас осваивают специальность «управление качеством и менеджмент» 47 человек. Между тем генеральный директор завода «Автоприбор» Алексей Мельников замечает, что страна в целом и регион в частности стремительно теряют высокий образовательный уровень. Причины этого в том, что стареют трудовые кадры, за время обучения студенты теряют мотивацию работать по выбранной профессии, молодых людей не привлекает труд в сфере производства.

– Если говорить несколько грубо, то учиться в техническом вузе сегодня непрестижно, учат не тому, не те и не там, – сказал Алексей Мельников. – Выпускники, которые приходят работать к нам на завод, самостоятельно, без дальнейшего обучения могут выполнить только 50% от объема необходимых работ.

Таким образом, разрыв между подготовкой выпускников и реальным положением дел на производстве существен, поэтому предприятиям просто необходимо взаимодействовать с образовательными учреждениями.

«Автоприбор» начал с заключения договоров со школами и училищами о социальном партнерстве в области подготовки кадров. За шесть лет работы в этом направлении на повышение материально-технической базы учреждений и выплату стипендий студентам, совмещающим учебу с работой на предприятии, было потрачено 25 миллионов рублей. Вместе с деятельностью на базе предприятия опытно-экспериментальной площадки это способствует привлечению на завод молодых специалистов. Директор областного департамента образования Михаил Корешков подробно остановился на новшествах, ожидающих нас с вступлением в силу закона «Об образовании». Среди них – сокращение числа федеральных университетов и федерально-региональных вузов до ста, понижение статуса значительного числа университетов до уровня институтов, расширение деятельности колледжей, упразднение начального профессионального образования. То есть профессиональную подготовку специалистов смогут осуществлять все участники образовательного процесса, а не технические лицеи и училища, как это есть сей час. Весь процесс обучения при этом займет от одного месяца до одного года. Будущее региона Михаил Корешков видит в создании единого федерального университета, под крышей которого соберутся профильные институты. Кроме этого, руководитель департамента предложил предоставить налоговые преференции тем предприятиям, которые сотрудничают с образовательными учреждениями.

Ректор Владимирского государственного университета Валентин Морозов идею создания объединенного университета поддерживает.

– Наиболее приемлемо включить в его состав профильные институты: педагогический, гуманитарный, экономический институты, институт проблем точного машиностроения, институт культуры и искусств. Перед нами стоит задача создать институт сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Это сложные задачи, но они должны решаться, – сказал Валентин Морозов.

Юлия Денисова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике