Код вам в руки

Предложение священника Всеволода Чаплина ввести общероссийский дресс-код вызвало бурное обсуждение общественности. Столь горячо дебатировали разве что по перспективе увеличения пенсионного возраста, или возможному введению шестидневной рабочей недели.

Предложение священника Всеволода Чаплина ввести общероссийский дресс-код вызвало бурное обсуждение общественности. Столь горячо дебатировали разве что по перспективе увеличения пенсионного возраста, или возможному введению шестидневной рабочей недели.

Если бы глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин просто сказал, что современному обществу не хватает скромности и вкуса, его слова пропустили бы мимо ушей. Но он заявил: «Женщина, условно одетая или раскрашенная, как клоун; женщина, которая таким образом рассчитывает на знакомства на улице, в метро или баре, не только рискует нарваться на пьяного идиота, но уж точно не найдет себе в спутники жизни мужчину, имеющего хотя бы зачатки разума и самоуважения. Найдет, может быть, трезвого идиота, но разве его она по-настоящему ищет?..

Во все времена, у всех народов внешний вид человека не считался на сто процентов частным вопросом. Как женщины ведут себя в публичных местах, в институте, на работе – не только их «личное дело». Кстати, мужчин это не в меньшей мере касается. Тип, одетый посреди большого города в шорты и майку, в треники и тапочки, точно так же не достоин уважения. Только жалости – если он бомж, например.

Неплохо, что сейчас компании, вузы, школы вводят у себя дресс-коды. Хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать (на стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его не распространять). Думаю, доживем мы и до тех времен, когда из приличного места неприлично одетую особу или того самого типа в трениках будут выводить…»

«Каждый человек имеет право на сексуальную неприкосновенность, независимо от того, как он (она) одевается и с кем он (она) общается», – бурлит блогосфера. «Сегодня заставят удлинить юбки, а завтра начнут сжигать ведьм и еретиков». Некоторые, правда, вспоминают офисные дресс-коды, иногда весьма строгие: есть конторы, где мужчинам даже в жару нельзя приходить без пиджака и галстука, а женщинам – без колготок и в открытой майке. «Но те, кому не нравится, могут уволиться, – пишут комментаторы, – а куда уволишься из страны?»

Больше всего противников идеи дресс-кода возмущает то, что разговор на подобную тему публично начал именно священник. Само по себе сочетание «священник» и «дресс-код» вызвало в народе совершенно однозначную ассоциацию: всех женщин страны предполагается нарядить, как маститых посетительниц церкви. То есть в юбку до пят и закрытую кофту (то и другое – цвета заслуженной половой тряпки). На голове всенепременно платок той же стадии затрапезности. Из косметических средств не возбраняется прижечь прыщи йодом. А потом – глаза в пол, плечи ссутулить и пошла на работу ли, на свидание – все едино.

На самом деле протоиерей Чаплин ничего такого в виду не имел. К тому же «женщина в сером» – явление в церкви распространенное, но не обязательное. Начнем с того, что головной убор может быть любым. То есть вместо привычного глазу платка можно спокойно надевать шляпу, берет или шарф. Верхняя часть туалета должна прикрывать плечи и грудь, нижняя — колени. И это, прямо скажем, не худшее зло, к которому можно принудить женщину. Цвет не регламентируется. Кстати, известный модельер Вячеслав Зайцев, привлеченный к дискуссии, посоветовал дамам «для похода в храм выбирать светлые тона и воздушные ткани, наполненные солнцем».

Любопытно, но многие из тех, кто яростно осуждает «церковный дресс-код», спокойно относятся к нему же в странах с другим вероисповеданием. Если на мечети в Турции, Тунисе, Марокко написано «женская одежда должна закрывать голову и плечи, в шортах вход запрещен», то все туристки будут послушно переодеваться в предложенные шарфы и безразмерные юбки на резиночках. «Нельзя нарушать чужие традиции», – скажут они. Хотя в собственной стране еще полсотни лет не прошло с тех пор, когда дружинники распарывали штаны и брили головы тем, кто одевался «не как все», а женщины на собраниях доказывали – и не всегда успешно, – что брюки – это скромная хорошая мода, приличнее юбок.

Впрочем, поднятая вокруг заявления отца Всеволода дискуссия сподвигла некоторых участников заняться серьезными исследованиями. Благодаря чему посетители Интернета узнали, что «платочно-балахонистая» манера одеваться пришла из времен Петра Первого как ответ на разделение светского и церковного. Протест выражался в ношении подчеркнуто ветхой и мрачной одежды, напоминающей нищенскую. И именно этот типаж был растиражирован отечественным кинематографом. Неофиты, хлынувшие в храмы в 90-х годах прошлого века, восприняли сложившийся образ как наиболее органичный для церкви.

Было бы странно, если бы в пику «церковной теории костюма» не возникла «дарвиновская». Сторонники этой группы пишут, что человеку, как любому представителю природы, свойственно одеваться в соответствии со своими склонностями. Как и в животном мире, одни стараются привлечь к себе внимание яркой раскраской, другие пытаются слиться с окружающей средой. И заставлять женщину одеваться так, как ей не хочется, – все равно что пытаться перекрасить тигра. То есть технически возможно, но не умеючи лучше не начинать.

На заявление отца Всеволода отозвались и официальные лица. Так, глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов заявил, что не видит необходимости что-то менять. «Россия – светская страна и у нас существует масса дресс-кодов, – подчеркнул он. – Свой дресс-код в банке, он отличается от дресс-кода на заводе. У нас уже давно существует большой набор дресс-кодов, которые широко применяются в обществе. Не нужно ничего менять, но нужно развивать культуру, в том числе в отношении одежды».

Большинство из тех, кто вступил в дискуссию по поводу одежды, и сами не находят ничего особенно привлекательного в слабоодетой женщине. Наряд, выставляющий напоказ все прелести дамы, требует, чтобы открытые части тела были именно достоинствами, а не недостатками. То есть ноги должны быть стройными, живот подтянутым, бюст упругим. Иначе неудачно раздетая для выхода в свет женщина будет выглядеть, в лучшем случае, смешно. Увы, большая часть наших соотечественниц не отличается идеальной фигурой – что легко можно замеить на любом пляже. Но там дама в наряде из трех кусочков ' ткани хотя бы не сильно выделяется из среды, а потому не привлекает особого внимания. Женщину, которая приходит на работу, выставив голое (и не беременное, хотя похоже) пузо, или максимум спичечных ног, хочется сразу же послать. В крайнем случае – на программу типа «Модного приговора». Но мы люди вежливые, привыкли сдерживать себя.

Другое дело, что насаждать дресс-код, как картошку при том же Петре, дело бессмысленное и беспощадное; кроме протестов, ничего не вызовет – и большинство это также понимает. Проблема «женщины в голом» или «типа в трениках» –  в отсутствии вкуса, стиля, а также уважения к себе и окружающим. А это нельзя привить насильственным образом.

Мнение

А как должна одеваться владимирская женщина?

Анастасия Данилова, владелица магазина одежды:

–  Меня возмущает сам факт, что кто-то диктует женщинам манеру одеваться, не являясь при этом авторитетом в области моды. Такую критику я приняла бы от кутюрье, но не от священника – при том, что сами они носят неопрятные бороды и черные рясы. Я считаю, что женщина должна одеваться изысканно, скрывая свои недостатки и подчеркивая достоинства. Но у нас бывают разные настроения. Случается, что сердце просит нарядиться вызывающе. Или, наоборот, побыть мышью. Не стоит женщин за это ругать, один из секретов нашей привлекательности именно в разнообразии.

Роман Репкин, преподаватель и путешественник:

– Я придерживаюсь демократических взглядов: пусть одеваются настолько откровенно, насколько это не противоречит общественным приличиям. Длина юбки может быть любой, лишь бы это было уместно. Также я считаю, что манера одеваться не должна быть продиктована религиозными требованиями. Что касается лично меня, то я в первую очередь обращаю внимание на женщин, одетых со вкусом.

Светлана Войнакова, председатель региональной ячейки «Союза российских домохозяек»:

– Женщина в любом случае должна одеваться разумно, соответственно событию. Понятно, что для работы подходит один наряд, а для праздника другой. Но, по-моему, майка с голым пузом и коротенькая юбка, особенно на девочках-школьницах, это не только некрасиво и неуместно, но еще и вредно для здоровья и к тому же небезопасно. Мужчины всегда оценивают женщин предвзято, и открытая одежда – это явная и сознательная провокация. Она может и не привести к серьезным последствиям, но стоит ли рисковать? На мой взгляд, лучше одеваться сдержанно, но стильно, как Юлия Тимошенко или Светлана Медведева.

Петр Соколов, фотограф:

–  Главное – это содержание. Мне кажется, женщина должна соблюдать  чувство меры, причем во всем. Мне приятно смотреть на красивую женщину, но если при этом она ведет себя вызывающе, то стиль ее одежды не имеет значения – она мне не понравится. То же и в обратной ситуации: если женщина привлекает меня, то не потому, что одета развязно или скромно. Для этого у нее должно быть что-то особенное в глазах…

Марина Сычева

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике