Скоро взглянем на карту будущего…

Когда-то путешественники пользовались картами, рисованными от руки и стоившими баснословно дорого. Тогда мироздание прочно держалось на трех китах. Сегодня земной шарик стал крайне неустойчивым, карты называются геоинформационными системами...

Когда-то путешественники пользовались картами, рисованными от руки и стоившими баснословно дорого. Тогда мироздание прочно держалось на трех китах. Сегодня земной шарик стал крайне неустойчивым, карты называются геоинформационными системами (ГИС) и создаются с помощью космических спутников.

Еще в 2006 году областные власти озаботились созданием ГИС. По постановлению № 723 от 25 ноября 2006 года была сформирована рабочая группа из представителей органов и структурных подразделений администрации области для реализации ГИС-проекта, создан эскизный проект системы, который разработала московская компания «РДТЕХ».

– Система состоит из набора базовых и тематических слоев, содержащих собранную и систематизированную в разные годы информацию, – пояснил «Призыву» начальник отдела ГИС комитета информатизации, связи и коммуникаций администрации области Василий Кулагин. – Различные электронные карты накладываются друг на друга для получения наиболее полной и уникальной картины.

За каждым слоем областной электронной карты закреплен свой ответственный из каждого структурного подразделения области. Департамент строительства и архитектуры переносил в электронную систему информацию о генпланах и схемах территориального планирования, департамент лесного хозяйства – сведения о типе растительности и квартальной сетке лесного фонда, департамент внешних экономических связей – данные о размещении инвестиционных площадок, департамент транспорта и дорожного хозяйства – о сети автомобильных дорог.

В 2009 году был сформирован уже упомянутый отдел, который стал непосредственно вести все работы, организовал технологическую инфраструктуру, проводит работы по организации взаимодействия между участниками системы. В конце 2009 года система прошла тестовую эксплуатацию. В первой половине 2011-го она будет запущена в рабочую эксплуатацию.

Летом 2010 года заключено соглашение с Федеральным космическим агентством (Роскосмос) по использованию результатов космической деятельности, подписан договор с Научным центром оперативного мониторинга Земли (НЦОМЗ) на поставку данных дистанционного зондирования. В конце прошлого года подписано соглашение о сотрудничестве с управлением Росреестра по Владимирской области по совместному использованию геоинформационных ресурсов на территории региона. Управление утвердило систему координат МСК 33, так как до этого у всех районов были разные точки привязки.

До 1 июля 2010 года отдел ГИС областного комитета информатизации, связи и коммуникаций должен был завершить формирование 27 базовых слоев. Они были сгруппированы по семи базовым направлениям, которые необходимы в работе всем подразделениям администрации области: административно-территориальное деление, лесное хозяйство, водное хозяйство, дорожно-транспортная сеть, земельные ресурсы и другие.

Очень важно, что доступ к ГИС должны иметь все граждане, обладающие персональными компьютерами. В 2009 году был сформирован ГИС-портал, куда может зайти любой пользователь Интернета и активизировать любой из приведенного перечня базовых слоев. Чтобы подключиться к тематическим слоям, нужно вводить логин и пароль.

На портале будет храниться краткая семантическая информация о муниципальных образованиях области, включающая наименование, площадь, периметр, население, количество вводимого жилья, краткую информацию по гербу.

– С этого года согласно 22-ФЗ у нас проводится активная работа по внедрению системы ГЛО-НАСС, – продолжает Василий Кулагин. – В конце 2 010 года департамент транспорта и дорожного хозяйства выбрал по конкурсу организацию (ГУП «Владимирский автовокзал») и ввел в тестовую эксплуатацию систему мониторинга пассажирского транспорта, которая позволит отслеживать объект в реальном режиме времени на карте.

В данный момент в систему заведено 200 пассажирских муниципальных и межмуниципальных маршрутов. Но в следующем году работы продолжатся, и в перспективе любой пассажир сможет отследить местоположение автобуса на маршруте, так что, дорогие читатели, обзаводитесь мобильными навигационными системами.

В настоящее время на федеральном уровне активными темпами ведутся работы по внедрению отечественной системы ГЛОНАСС, аналога зарубежной системе GPS. Над проблемами синхронизации сигнала и уменьшением погрешности навигационного измерения расстояний уже работает Российская академия наук. Погрешность бытовых колеблется в пределах от 10 до 100 метров. В навигационных системах GPS/ГЛОНАСС погрешности в определении координат достигают нескольких сантиметров.

– Летом в пожароопасный период система уже работала и помогала формировать отчеты. В самые напряженные дни информация считывалась с портала каждые четыре часа, – рассказывает Василий Кулагин. – Сейчас мы постепенно подключаем к ГИС органы местного самоуправления.

В дальнейшем на ГИС-портале будут организованы дополнительные аналитические функции: например, во время половодья можно будет сформировать новые слои и посмотреть, какие территории находятся в зоне затопления.

Мнения

Заместитель директора департамента строительства и архитектуры администрации области, главный архитектор Владимирской области Елена Каляева:

–  В прошлом году комитет информатизации, связи и коммуникаций разработал и создал первый электронный документ «Геоинформационная система Владимирской области», содержащий наиболее полную информацию о регионе. Это большое и значимое событие. Возможно, появившаяся на ГИС-портале электронная карта области пока несовершенна, но наполнение ее информацией будет вестись дальше. Что касается описания границ муниципальных образований с привязкой к координатам, то на момент создания ГИС требовалось только их текстовое описание. Сейчас законодательные требования изменились. Следующим этапом наполнения геоинформационной системы будет совмещение информации, содержащейся во всех слоях, и создание единой структуры.

Заместитель директора ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Владимирской области Галина Тарасова:

–  С точки зрения получения первичной информации о покупаемом земельном участке – каковы подъезды, расположены ли рядом инженерные коммуникации – каждый пользователь ГИС, обладающий доступом в Интернет, может быть вполне удовлетворен. Если речь идет об акте выбора земельного участка под строительство, то информацией, предоставляемой ГИС, разумеется, пользоваться пока нельзя. Если ГИС рассматривать как государственный ресурс, то в этом случае нам придется говорить о ее легитимности, о регламентах взаимодействия разработчиков с субъектами, являющимися юридически значимыми источниками предоставляемых данных. Весь вопрос в том, ради чего пользователь заходит на ГИС-портал.

Что касается наполнения ГИС описаниями пространственных объектов в определенной системе координат, обязанность удостоверения которых в настоящее время возложена на конкретных субъектов, и корректного употребления ссылок на описания таких объектов, то это дело техники. К примеру, кадастр уже готов к переходу на областную систему координат. Почему бы и нет?

Ольга Романова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике