16+

Символ Года учителя – горячее сердце

Год учителя завершается, оставив свой след в душе каждого педагога, управленца, директора школы или совсем молодого учителя, только начинающего свой путь в профессию."Учитель" – должно звучать гордо. Пока сами педагоги признаются, что престиж их профессии оставляет желать лучшего. Чтобы поднять статус учителя, нужно время. Объявленный Президентом РФ Дмитрием Медведевым Год учителя дал импульс преобразованиям, стал временем конкретных дел. Муромским  педагогам он подарил немало знаменательных событий.

Округ Муром – единственная в области территория, в которой в 2010 году сразу два новых объекта образования введены в эксплуатацию: детский сад на  45 мест и пристрой к средней общеобразовательной школе № 15 расходной части бюджета направляется на содержание и развитие муниципальной системы образования. «Учительство видит заботу о самой системе образования  и о человеке, учителе. Не знаю случая, когда  наши предложения не находили бы отклика у главы округа, – говорит начальник управления образования администрации округа Муром, заслуженный учитель России  Валентина Ивановна Клещевникова. –  Для педагогов, которые  приходят к нам после вузов, установлена  единовременная гарантированная выплата. Когда-то мы начинали с 15 тысяч рублей, а сейчас мы ее проиндексировали до 40 тысяч. Те педагоги, которые  получают такое единовременное  пособие, у нас из школы, как правило, не уходят. И дело не только в материальной поддержке.  В округе создаются условия для раскрытия многообразия таланта педагога, для его профессионального роста».

Посвящение в профессию

Привлечение новых кадров в школы города и региона – сегодня одна из самых актуальных проблем. Число желающих работать в школе, отмечает Валентина Ивановна Клещевникова, в округе Муром за последние годы выросло.Всех молодых специалистов  объединяет  клуб «Союз горячих сердец», где проходят встречи, семинары, круглые столы. Педагоги получают не только  методическую, но и  психологическую помощь. Частый гость в клубе – глава округа Валентин Качеван, который интересуется жизнью, проблемами молодых специалистов.  «Это всегда живой диалог, в котором каждому предоставляется возможность высказаться, а главное, почувствовать себя нужным окружающим. Это и обнадеживает, и прибавляет оптимизма. Мастерство приходит с опытом, поэтому нужно определенное время, чтобы начинающий учитель стал настоящим профессионалом. Молодым педагогам в первое время необходимы особые условия, чтобы поверить в себя, убедиться в правильности выбранной профессии. Куратор Ирина Александровна Яковлева, учитель русского языка и литературы средней школы № 3, для нас как вторая мама», – рассказывает Наталья Владимировна Софьина.

4 года назад после окончания университета она пришла в школу № 20 г. Мурома и сразу получила опытного наставника. Сейчас сама опекает вчерашнюю выпускницу педагогического колледжа. Наталья Владимировна признается, что скучать молодым специалистам некогда. Они часто бывают в областном центре в театре, концертном зале, на выставках. Ежегодно весной проходит декада молодого специалиста, к которой все очень серьезно готовятся: «Ходим друг к другу на открытые уроки, защищаем свои методические  разработки, делимся опытом, пусть небольшим». Декада завершается конкурсом молодых специалистов «Признание». В этом году его победителем стала учитель этой же 20-й школы Вера Сергеевна Головина.

Традицией клуба «Союз горячих сердец» стал ритуал посвящения в профессию вчерашних выпускников педагогических вузов и колледжей, пришедших работать в школу. В Год учителя его прошли более 20 молодых специалистов. Они представляли свои визитные карточки, получали значки с эмблемой клуба и слова напутствия от старших коллег, управления образования и администрации округа.

Работой на будущее называют в управлении образования и создание педагогических классов. Этим занимается муромская школа №20 – единственная во Владимирской области, имеющая такой профильный класс. Валентина Николаевна Кожемякина, заслуженный учитель России, была классным руководителем второго в истории школы выпуска педкласса. Многие  выбрали профессию учителя, и сейчас они уже студенты-третьекурсники. «Говорю, приходите, как раз освобожу в школе место, – улыбается педагог  и уже серьезно добавляет:  – Мы с ребятами получали направление в вуз в управлении образования. Там не просто запрашивали характеристику, а серьезно беседовали с каждым. Управление всегда берет шефство над педклассами, привлекает их к работе клуба молодых специалистов. Обязательно 11-классников везут в университет, и там специально для педагогического класса проводят день открытых дверей, нас встречают, знакомят с работой кафедр. Так  происходит первое осознание себя в профессии, чтобы было еще легче выбрать свой путь после окончания школы.Мы в педкласс тоже отбираем ребят, смотрим, смогут ли они там учиться».

Акцент в программе для педагогического класса сделан  на познание основ педагогики и психологии, развитие навыков, необходимых будущему педагогу: организаторских, коммуникативных, навыков самостоятельной работы с педагогической литературой, конструирования коллективных творческих дел.Ученики таких классов должны получить возможность вникнуть в сущность педагогической деятельности. «Надеемся, что растим учителей для себя. Пока это маленькие сердечки учеников, которые раскрыты навстречу горящему сердцу учителя», – замечает Валентина Ивановна Клещевникова.

Ветеранам – признательность и почтение

Данью уважения благородному труду учителя стала аллея учительской славы. Ее заложили в Муроме на территории средней школы №8 осенью прошлого года, когда только стало известно, что будет объявлен Год учителя. Выбрали рябину – красивую и яркую, как и судьбы тех, кто получил право посадить именное дерево. Это заслуженные учителя, обладатели президентских грантов, ветераны трудового фронта и Великой Отечественной войны: Михаил Павлинович Шапошников, Виктор Александрович Красильников, Михаил Матвеевич Погодин, Петр Леонтьевич Паршаченко, Николай Егорович Николаев и др. Кого удостоить этой чести, определял Совет образования.

«Мы уделили особое внимание ветеранам, которые давно на заслуженном отдыхе или продолжают работать в школе. Надо было видеть их глаза, почувствовать сердцем, как для них это важно. Наш долг – выразить им признательность и почтение, показать, что их помнят, ценят и любят  бывшие ученики, их дети и внуки. Аллея всегда будет напоминать об учительском труде», –  отмечает начальник управления образования Валентина Ивановна Клещевникова. В закладке аллеи вместе с педагогами участвовали школьники. Все лето они ухаживали за хрупкими саженцами, поливали, защищали от зноя. Все 30 деревьев выстояли, а этой осенью педагогов вновь пригласили на торжество, к своим рябинкам, чтобы вручить именные свидетельства.  Через несколько лет на месте тонких кустиков зашумит рябиновая роща – живой памятник самой гуманной профессии на земле.

Результатом большой поисковой работы  учащихся 20-й школы стала мемориальная доска в память об учителях – участниках Великой Отечественной войны, а годом раньше была открыта мемориальная доска в честь Героя Советского Союза Вячеслава Филатова, чье имя носит школа. Торжество приурочили к Дню Победы, пригласили ветеранов, вдов; ученики стояли в почетном карауле, играл оркестр. Этот почин подхватывают другие школы. В округе 12 образовательных учреждений носят имена героев. Учителей-ветеранов неизменно приглашают в гости на 9 Мая и День учителя. «Это святое. Готовим концерт, накрываем стол. Но и в остальное время связь поддерживаем: поздравляем с днем рождения, юбилеем, просто перезваниваемся, держим их в поле зрения. Из таких моментов тоже складывается эстафета поколений», – рассказывает учитель школы №20 Валентина Николаевна Кожемякина.

Слава династиям

15 лет назад в Муроме стали проводить слеты педагогических династий. Их в округе около сорока. Среди представителей этих династий есть учителя, награжденные правительственными наградами, ученые, академики, преподаватели высшей школы. Есть династии, чей общий педагогический стаж насчитывает до 700 лет. Обидовские и Березины, Силины и Касьяновы, Ермаковы и Архангельские… «Учителями славится Россия» – так назвали книгу, в основу которой легли архивные документы, воспоминания родных и близких, друзей и знакомых, коллег и учеников. В 2003 году, когда вышла книга о педагогических династиях Мурома, никто не знал, что она положит начало циклу изданий. Молодые учителя и старшеклассники открывали все новые и новые имена. Появилась вторая книга, третья, а в этом году, объявленном Президентом РФ Дмитрием Медведевым Годом учителя,  вышла в свет четвертая. В отличие от предыдущих, она объединила лучшие работы, представленные на конкурс «Мой любимый учитель». В нем принимали участие родители, школьники; своих учителей вспоминали педагоги. 

Эссе, рассказы, стихи, очерки, зарисовки – книга вместила все разнообразие жанров. «Потрясающие это люди  – учителя: у них болеют маленькие дети – они на работе, все давно смотрят сериал – они с нами на экскурсии, все уехали летом на юг – они красят стулья в кабинете. Они только кажутся суровыми, наши учителя! Но это совсем не так. С ними можно поделиться самым сокровенным, рассказать о вчерашней прогулке с собакой и о том, что скоро в семье намечается пополнение или что в подарок ты наконец-то получил долгожданные ролики…Пока мы не задумываемся, что «когда уйдем со школьного двора», то выставим оценку учителю всей своей дальнейшей жизнью. Жизнь каждого из нас – это их непрерывный экзамен». Эти строки  об учителе литературы Евгении Вадимовне Киевской написал Игорь Брагин, восьмиклассник школы №8 г. Мурома. 

Каждая страница книги – благодарность учителю за уроки жизни, за преданность избранной профессии, за доброту и принципиальность, за стремление понять и помочь. В школах округа трудятся более 1600 педагогов, в том числе около 700 учителей. 25 педагогам присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», около 240 имеют ведомственные награды. В школе №1 трудится единственный на всю Владимирскую область народный учитель РФ Вячеслав Васильевич Федотов.

Педагогические идеи

Эта школа, где он работает директором, трижды получала президентские и областные гранты в рамках национального проекта «Образование», первой в регионе начала дистанционное обучение детей- инвалидов. В 1992 году, когда в российские школы пришли первые компьютеры, школа выполнила все условия, необходимые для подключения новой техники, и получила несколько комплектов. Чтобы войти в федеральную программу дистанционного обучения, за опытом ездили в одну из московских школ.  Учить по общеобразовательной  программе тогда не имели права, так как это относилось к  полномочиям субъекта. Начинали дистанционное образование как дополнительное, входившее в полномочия муниципалитета. В этом году дети начали обучаться уже по общеобразовательным  дисциплинам, потому что проект стал областным.

Дети-инвалиды получают компьютеры, им оплачивается подключение к Интернету и трафик. Обучением на дому, как правило, занимаются педагоги ближайшей школы, а дистанционным, работающим на всю территорию округа, – 1-я школа. Не все дисциплины ребенок изучает с помощью Интернета, он выбирает один-два предмета, кому сколько по силам. Вместе с тем в округе продолжается работа по развитию модели муниципальной системы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Школа № 1 стала региональной опытно-экспериментальной площадкой, работающей над проектом.

Созданием условий для развития социально активной личности успешно занимается школа № 15, культурно-образовательный центр с гимназическими классами – это школа №6, взаимодействие с семьей ставит во главу угла школа №28. Около половины муромских школ, осваивая различные проекты, являются опытно-экспериментальными площадками.

Вся работа управления образования и школ открыта для педагогов, родительской общественности и учащихся. На сайтах управления и образовательных учреждений можно получить самую последнюю информацию, обсудить ее на форумах. «Августовскую конференцию проводим с широким участием родителей и старшеклассников. Им обязательно даем слово, – рассказывает начальник управления образования Валентина Ивановна Клещевникова, –  Детское телевидение создать – это было предложение детей, и мы его создали. Потребовали клуб интересных встреч – тоже организовали. Родители свои предложения внесли: нужна страница в местной газете. Назвали ее «Родительское собрание» и выпускаем с октября текущего года. Тематический план утверждаем вместе с советом родителей».

Пять лет он работает совместно с педагогами, а в этом году активизировались главы семейств и создали свой Совет отцов. Они сосредоточились на воспитании здорового образа жизни и профилактике асоциальных  проявлений в молодежной среде. Организации всего несколько месяцев, но  отцы уже начинают вести секции на базе школ. Авторитетные, сильные духом мужчины, развитые физически – хороший пример для подражания.

Раз в два года в Муроме проходят ярмарки педагогических идей. Последняя выпала как раз на Год учителя. «Педагоги  представляют свои методические наработки, которые по итогам ярмарок мы объединяем в сборники. Работ стало так много, что в этом году пришлось выпустить каталог, – рассказывает директор Центра по работе с педагогическими кадрами Галина Николаевна Тростина. – Материалы есть в каждой библиотеке. Учителя могут прийти, познакомиться с работами коллег. Это целая научная база. Кроме того, педагоги активно принимают участие во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок», который проводит некоммерческий благотворительный Фонд имени Менделеева. В этом году финалистом стал учитель школы №1  Игорь Владимирович Афонин. Мы всегда участвуем во Всероссийском  форуме образования в Москве, получаем дипломы».

Чем запомнится год

Традиционный конкурс «Учитель года» проходит в округе по-особенному. Он даже называется по-другому: «Педагог года». В нем несколько номинаций: не только для учителя, но и для классного руководителя, воспитателя, педагога-психолога, педагога ОБЖ. Все положения о конкурсе утверждены постановлением главы округа. Действует и система местных грантов. Ежегодно 10 лучших учителей  получают по 60 тысяч рублей, 5 педагогов дополнительного образования –  по 50 тысяч, 10 воспитателей детских садов – по 30 тысяч рублей. Главой округа учреждены даже гранты для одаренных школьников. 15 учащихся, проявивших себя в учебе, спорте или творчестве, могут рассчитывать на поощрение в 10 тысяч рублей. «Если талант ребенка поддерживается материально, это дает стимул к дальнейшему развитию. Для педагога успехи ученика – счастье. Конкурсы поднимают престиж учителя и стимулируют его интерес», – считает начальник управления образования администрации округа Муром, заслуженный учитель России  Валентина Ивановна Клещевникова.

Педагогам округа Год учителя  запомнится целым рядом конкурсов. Выставка «Мир увлечений» раскрыла всесторонние таланты педагогов. Каждое образовательное учреждение представило обширные экспозиции. Чего здесь только не было! Картины и фотографии, макраме и вышивка, вязание и роспись по керамике, игрушки и рушники, кружева и швейные изделия. «Ох, не ленятся рукодельницы» – назвала свою выставку одна из школ.

Традиции проводить конкурс художественной самодеятельности в округе 20 лет. С годами он только изменил название и стал фестивалем, но по-прежнему доказывает, что учителя талантливы во всем. «Народ у нас дружный. В прошлом году хотели отказаться от фестиваля, но все закричали: как это так, мы готовимся! Значит, не проводить нельзя. Так все годы в марте, в последние дни весенних каникул, поем и пляшем, – констатирует факт Валентина Ивановна Клещевникова, – один день – «дошкольники», второй – «школьники». Традиционно фестиваль открывает хор заведующих детскими садами. Директора школ выходят со своими коллективами, это мы отдельно поощряем. Нет проблем организовать любой концерт, хоть учительский, хоть ученический. Мы считаем, такие фестивали  сплачивают большой педагогический коллектив. Большое собирается из маленьких кирпичиков». 

Учителя признаются, что с большим удовольствием участвуют в спартакиаде педагогов. Ее вдохновитель и главный организатор, учитель физкультуры школы №1 Игорь Владимирович Афонин расписание соревнований составил на целый год. В программу включил теннис, шахматы, лыжи, легкую атлетику и даже турслет. «Мы даже представить себе не могли, что с таким азартом будем бороться за победу, – делится впечатлениями учитель Валентина Николаевна Кожемякина. – В баскетбол играем, на лыжи встаем, бегаем. А знаете, как дети за нас болеют? Молодые коллеги впереди, а мы, постарше, к финишу уже еле ползем. Так ребятишки готовы под руки подхватить и вперед тащить». На следующий год педагоги собираются повторить спартакиаду и включить в программу еще больше видов спорта, а пока ждут, когда судьи  подведут общий итог и назовут победителей.

«У нас всегда учитель на высоте, потому что  мы живем бурной, интересной жизнью – учителя всех возрастов, – рассказывает Валентина Николаевна Кожемякина. – Мне посчастливилось быть на ассамблее во Владимире, где открывался Год учителя. Установили интернет-связь, и мы могли  узнать, как встречают его педагоги из других районов области. В Муроме тоже было очень праздничное открытие. На наши мероприятия  всегда приглашается мэр, это придает особую торжественность. В городе к учителю  со стороны власти особое отношение. Мы ощущаем уважение и поддержку. Думаю, каждый учитель доволен, что нам посвятили этот год, что государство обратило внимание на труд педагога».

На календаре – последние дни уходящего года. Педагоги Мурома провожают его с легким сожалением и надеждой на то, что  труд учителя будет по достоинству оценен обществом, ведь, однажды и навсегда выбрав эту профессию, свое горячее сердце учителя они отдают детям.

Елена Щукина

Просмотры: