В новый финансовый год – с умеренным оптимизмом

«Бюджет должен быть открытой книгой, в первую очередь, для населения», - сказал на публичных слушаниях, посвященных главному финансовому документу региона, директор областного департамента финансов, бюджетной и налоговой политики...

 «Бюджет должен быть открытой книгой, в первую очередь, для населения», – сказал на публичных слушаниях, посвященных главному финансовому документу региона, директор областного департамента финансов, бюджетной и налоговой политики Вячеслав Кузин. «Для тех, кто умеет читать», – послышалось из зала.

Дефицита не избежать

Действительно, простому обывателю разобраться в хитросплетениях главного областного закона ой как непросто. Специально для общественности вот уже третий год подряд закон о проекте областного бюджета проходит процедуру публичных слушаний. Вот и в этот раз обсудить главный финансовый документ региона собрались представители исполнительной и законодательной власти, руководители органов местного самоуправления и представители общественности.

В последующую трехлетку исполнительная власть региона смотрит с умеренным оптимизмом. Проект областного бюджета на 2010 год и на плановый период 2012-2013 годов разрабатывался в посткризисных условиях. Преодолев период финансовой непогоды, финансистам удалось вернуться к полному трехлетнему формату областного бюджета. Доходы областной казны составят 29 миллиардов 568 миллионов рублей, расходы – 32 миллиарда 519 миллионов. В основу по доходам бюджета положен умеренно-оптимистический вариан т социально-экономического развития области. Консервативный вариант невозможен из-за имеющегося дефицита, который по прогнозам составит 2 миллиарда 951 миллион рублей.

Дефицита можно было бы избежать за счет сокращения расходов на выполнение социальных обязательств, повышения пенсионного возраста и усиления налоговой нагрузки на бизнес, но понятно, что федеральный центр по этому пути не идет и региону тоже не пристало. Весь объем социальных обязательств перед населением будет сохранен. Основой устойчивости системы является валовый национальный продукт.

Тратить с умом

В 2010 году в области наблюдается рост ВВП на 3,3% по отношению к 2009 году. Ежегодный прирост ВВП на 2011 и 2012 годы запланирован на 2,3 и 4,6% соответственно. Окончательно же Владимирская область, по расчетам экономистов, выйдет на докризисный уровень экономического развития только в 2014-2015 годы.

Рост налоговых доходов в областной бюджет планируется увеличить за счет открытия новых предприятий и модернизации существующих, а также введения новых современных форм организации труда. В то же время есть опасность увеличения дефицита бюджета в связи с увеличением страховых взносов с 26 до 34% в 2011 году. Для этого в областном бюджете предусмотрены средства в размере 864 миллионов рублей для выполнения отсроченных обязательств. Главная цель органов государственной власти – повысить эффективность расходов.

Зарплата бюджетников вырастет с лета

Как и в прошлом году, большая часть расходов консолидированного бюджета области (около 60%) пойдет на социальную сферу. Как плюс – защита населения области, как минус – снижение инвестиционных возможностей региона. Среди социальных задач – повышение на 6,5% зарплаты работникам областных государственных учреждений с 1 июня 2011 года и с 1 апреля -сотрудникам милиции, увеличение расходов на предоставление мер соцподдержки населению для оплаты жилищно-коммунальных услуг в связи с индексацией тарифов, обеспечение комплексной безопасности учреждений социальной сферы, кроме этого, будет продолжена реализация программы по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

На сферу образования в 2011 году будет направлено без малого шесть миллиардов рублей. Ассигнования из областного бюджета предусмотрены на повышение зарплаты учителям, дистанционное обучение детей-инвалидов, внедрение новых государственных образовательных стандартов в начальном звене, а также увеличение учебных расходов в школах с 400 до 700 рублей в год на одного учащегося. 25,8 миллиона рублей выделено в 2011 году на закупку школьных автобусов для подвоза учащихся из отдаленных населенных пунктов. Но уже в текущем году область планирует пустить на эти цели порядка 26 миллионов рублей.

Кроме этого, в следующем году благодаря рекомендациям, поступившим от депутатов Законодательного Собрания, планируется завершить строительство школ в Лакинске, Кольчугино и поселке Энтузиаст, а также возвести физкультурно-оздоровительный комплекс в Юрьев-Польском районе, реконструировать дома культуры в селе Фоминки и деревне Крутово Петушинского района и два ФАПа в Селивановском районе.

Расходы в 2011 году на сельское хозяйство и дороги останутся на уровне прошлого года, на лесное хозяйство вырастут в 1,3 раза, на транспорт – в три раза. Такое резкое увеличение, в первую очередь, связано с выделением федеральных средств на строительство аэропорта в селе Добрынское. Расходы на правоохранительную деятельность увеличатся в 2011 году на 9,5%. А вот в 2012-2013 годы эту статью расходов мы в областном бюджете не найдем, так как финансировать милицию будет федеральный уровень.

Расходы на сферу жилищно-коммунального хозяйства снижены до уровня текущего года. Это связано с уменьшением объема господдержки из Фонда содействия реформированию ЖКХ. За два года участия в программе Владимирская область выбрала в большем объеме лимиты, предусмотренные фондом. Единственный вид расходов, подвергшихся сокращению на 5%, – содержание органов государственной власти.

Все понятно, но что конкретно?

Долговая нагрузка области, хоть и вписывается в законные рамки, вызывает у финансистов обеспокоенность. Регион уже задолжал на финансовых рынках полтора миллиарда рублей. С учетом дефицита получается внушительная сумма.

Заместитель председателя Счетной палаты Владимирской области Ирина Тулякова также заметила, что повышение в 2011 году размера страховых взносов в социальные фонды с 26,2% до 34,2% может спровоцировать увеличение нагрузки на бизнес и, как следствие, рост серой зарплаты. Данный факт может негативным образом сказаться на поступлениях в доходную часть бюджета, так как работодатели являются одним из основных источников пополнения областной казны.

Конечно, простому жителю Владимирской области, послушавшему выступления финансистов, с ходу затруднительно понять, как и на что будут тратиться в том числе и его деньги. Вопросы, поступившие до и во время проведения публичных слушаний, были более конкретными.

Жителей Покрова интересовало, когда в их муниципальном образовании будет наконец достроена школа, возведение которой началось в 1992 году. Профсоюзы требовали ускорить сроки повышения зарплат бюджетникам. Молодые семьи высказывали недовольство по поводу недоступности получения квартиры по соответствующей программе. Обманутые заемщики и вкладчики просили предусмотреть в областном бюджете средства на повышение правовой культуры населения. Пенсионеры интересовались обстановкой дел с лекарственным обеспечением льготников…

Все полученные рекомендации участников публичных слушаний будут обязательно рассмотрены и по возможности учтены при разработке главного финансового документа области. А сам законопроект будет рассмотрен на ближайшем заседании Законодательного Собрания Владимирской области.

Юлия Денисова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике