НЕ ПОЗНАВ СЧАСТЬЯ материнства

Еще летом «Призыв» готовил материал о загадочной смерти 21-летней роженицы Галины Вяловой в Юрьев-Польской ЦРБ. Но, имея на руках только сведения, предоставленные родственниками погибшей, и зная о том, что ведется доследственная проверка, редакция решила дождаться решения Кольчугинского межрайонного следственного отдела СКП РФ по Владимирской области. Оно было принято в конце минувшей недели. Уголовное дело возбуждено по части 2 статьи 109 УК РФ – ненадлежащее исполнение обязанностей врачами. Им грозит до трех лет лишения свободы.

Право назащиту

До 5 декабря 2009 года 21-летняя бармен юрьев-польского кафе «Золотой теленок» Галина Вялова и местный житель, слесарь по ремонту и эксплуата­ции газового оборудова­ния Владимирского ЛПУ МГ ООО «Газпром транс-газ Нижний Новгород» Петр Филимонов жили в гражданском браке. Как только стало ясно, что Галина беременна, они решили зарегистриро­вать отношения. Ребенок должен был родиться в начале мая.

Беременность у Гали­ны протекала спокой­но. Акушер-гинеколог Юрьев-Польской ЦРБ, куда Галина встала на учет, Наталья Лазарева ласково называла ее «наш птенчик». Обаятельная молодая женщина ни­когда не жаловалась на здоровье, была спокой­на, приветлива и очень терпелива. 19 ноября со дня ее смерти исполнится полгода.

Летом «Призыв» по­пытался реконструиро­вать картину последних недель жизни Галины со слов родственников, мнение которых, как соз­давалось впечатление, следствие не интересует. В то же время получить официальные коммен­тарии представителей администрации Юрьев-Польской ЦРБ – главвра­ча Елены Кудряшовой и заведующей гинекологи­ческим отделением Тама­ры Васильевой – нам так и не удалось. Провокаци­онными назвала вопросы газеты и наотрез отка­залась готовить на них

ответы пресс-секретарь департамента здравоох­ранения администрации Владимирской области Наталья Горяная.

В июле 2010 года мо­лодой вдовец Петр Фи­лимонов, оставшийся с малолетним сыном на руках, подал заявление в Кольчугинский меж­районный следственный отдел СКП РФ по Вла­димирской области. Но по результатам доследственной проверки было вынесено постановление об отказе в возбужде­нии уголовного дела. На тот момент следствие не располагало данными, позволяющими сделать иные выводы.

«Призыв» попытался помочь Филимоновым и дал им телефоны органи­зации, защищающей пра­ва пациентов. Там им от­ветили, что большинство дел о врачебных ошибках в силу корпоративной со­лидарности медиков, как правило, заканчиваются ничем, и самое эффек­тивное в этой ситуации – нанять адвоката, кото­рый осуществил бы про­фессиональную защиту интересов семьи и сумел бы собрать доказатель­ную базу. Кроме того, как показывает юридическая практика, без эксгумации здесь не обойтись и род­ным надо быть готовы­ми к этой чрезвычайно психологически тяжелой процедуре.

Филимоновы запро­сили согласия матери Галины, проживающей в Нижнем Новгороде, на эксгумацию, а тем временем подали заяв­ление на повторное про­ведение расследования обстоятельств ее смерти. Уголовное дело на сей раз передали следователюКольчугинского межрай­онного следственного от­дела СКП РФ по Влади­мирской области Марине Мосиной. И ее выводы оказались неутешитель­ны для медиков.

По версии следствия, на всех этапах оказания медицинской помощи врачами Юрьев-Польской ЦРБ допущена недооцен­ка тяжести состояния здоровья больной. В до­родовый и послеродовый периоды ей не провели антибактериальную те­рапию, дополнительное обследование. В период с 30-й по 38-ю неделю беременности будущей матери не назначили лечение по поводу па­тологической прибавки веса, не предложили го­спитализацию. При по­ступлении в акушерское отделение с явными при­знаками тяжелого состоя­ния здоровья женщине не назначили адекватное лечение, вопрос об экс­тренном родоразрешении не ставился. Более того, в праздничный день 1 мая больная в течение всего дня не наблюдалась врачом.

Кольчугинский меж­районный следственный отдел СКП РФ по Вла­димирской области воз­будил уголовное дело по факту смерти женщины вследствие ненадлежаще­го исполнения врачами Юрьев-Польской ЦРБ своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 109 УК РФ).

«История болезни»

По словам Филимо­новых, здоровье Галины пошатнулось в конце беременности: появились отеки, ухудшились ана­лизы. 29 а прел я ее госпи­тализировали в Юрьев-Польскую ЦРБ.

В полночь, на исходе 1 мая, у Галины нача­лись схватки. В 00.02, уже 2 мая, ее экстренно прооперировали. Родив­шегося мальчика в честь деда нарекли Иваном.

4  мая в 19.00 свекровь Людмила Филимонова, сама вырастившая трех сыновей, видела невестку в последний раз. По ее словам, Галина выгляде­ла нормально.

- Сегодня мне поставят последнюю капельницу, буду разгадывать кросс­ворды, чтобы время бы­стрее шло, – сказала она свекрови.

5  мая проведать Га­лину пошла Петина ба­бушка. Сам Петр был в командировке. Пожилой женщине сказали, что Галина в реанимации: накануне после капель­ницы ей стало плохо и она упала в обморок.

-   После сообщения мамы мой муж Сергей собрался в больницу,

-  говорит Людмила Фи­лимонова. – Но в реа­нимацию его не пусти­ли. Врач-реаниматолог Юрьев-Польской ЦРБ Михаил Кудряшов на предложение мужа от­править Галину во Вла­димир ответил, что это «его проблемы».

В 16.00 того же дня к заведующей гинеколо­гическим отделением отправилась Людмила, пытаясь выяснить, что же случилось с Галиной и почему в реанимации ее мужу нагрубили.

-  Мы все делаем пра­вильно, – успокоила све­кровь Тамара Васильева.

-  Многие роженицы по­падают в реанимацию. Квечеру переведем Галину в палату. Настраивайте ее лечиться дальше у терапевта, разрабатывать грудь, чтобы она могла кормить ребенка. У нее теперь всегда будет по­вышенное давление. Воз­можно, она получит ин­валидность по зрению.

Что касается отправки больной во Владимир, Тамара Васильева сказа­ла свекру: если бы вра­чи считали бы нужным это делать, то давно бы осуществили транспор­тировку. Обнадеженные родители успокоились и даже не стали тревожить звонками все еще на­ходившегося в отъезде сына.

Но утром 6 мая после телефонных переговоров с больницей они завол­новались еще сильнее: Галину оставили в от­делении реанимации. Людмила направилась в ЦРБ и вновь погово­рила с реаниматологом. По возвращении она сообщила полученную информацию сыну, по­тому что его-то уж точно должны были пустить к жене в реанимационную палату.

Приехав, Петр навестил Галю. Она производила впечатление здорового человека и даже шутила о том, что давление в честь прихода мужа у нее нор­мализовалось. Супругу велели принести наду­вной мяч для разработ­ки легких и разрешили навещать Галину. Но на следующий день, утром 7 мая, его к жене уже не пустили: «Больной нужен покой».

В этот же день, 7 мая, выписали из роддома малыша. Бабушка и де­душка засуетились с ко­ляской, приданым и привезли Ванечку домой.

Вечером того же дня Петру вновь не удалось повидать Галину.

- Она спит, – сообщили ему. – Приходите завтра.

На следующий день, 8 мая, в субботу, во время утреннего посещения мужчине сказали, что врачи приняли решение об отправке Гали во Вла­димир и что нужны день­ги на реанимационную машину. Филимоновы созвонились с Вяловыми, чтобы получить их согласие.

В этот же день све­кор со свекровью опять пошли на прием к за­ведующей гинекологи­ческим отделением ЦРБ Васильевой. Из беседы с врачом-реаниматологом Кудряшовым они узнали, что накануне в больнице состоялся консилиум, который принял решение об отправке Галины во Владимир, но Владимир­ская областная клини­ческая больница могла не принять пациентку, так как она была уже не­транспортабельна.

-  Здесь я ее не спасу, – констатировал Михаил Кудряшов.

Посоветовав ждать, ме­дик успокоил родных, сказал, что Галина в со­знании, на вопросы от­вечает адекватно, что сейчас она спит, поэтому к ней нельзя. Предложил принести больной ку­риный бульон и компот с курагой, поскольку кальция в ее организме мало.

- К нам ее доставили в тяжелом состоянии, но судорог у нее не было, -пояснил родным Кудряшов. – Гестоз поражает полных, а Галина худая, у нее крепкий организм, она справится.

Впервой половине дня 8 мая вопрос о госпи­тализации в областную больницу так и не решил­ся. Вечером Петра к жене вновь не допустили, но съестные припасы забра­ли, а в начале седьмого вечера раздался звонок. Гале стало плохо. ЦРБ вызвала реанимацион­ную бригаду из ВОКБ.

Конец надеждам

Приезда «скорой» жда­ли до 21.00. Медсестра го­ворила родным Галины, что все нормально. Но затем врач-реаниматолог сообщил, что состояние Галины ухудшилось и ее ввели в искусствен­ную кому, чтобы потом, как сказали родным, не развился отек мозга. Родственникам прика­зали вместе с машиной «скорой» во Владимир не ездить и обо всех переме­щениях больной узнавать по телефону.

Каждый день, начиная с 9 мая, во Владимир к Галине кто-то приезжал. Через 5 или 6 дней мужу и свекру сказали, что ей лучше. Но из комы женщину вывести не удалось.

Во Владимир из Ниж­него приехали Галины мама и тетя. Им тоже сообщили об улучшении состояния пациентки и о том, что через 2 ме­сяца больная встанет на ноги.

Утром 17 мая родствен­ников попросили до­стать редкое лекарство, которое удалось найти в аптеках Нижнего Нов­города. Поздно вечером этого же дня Петр привез его Галине.

18 мая в состоянии здоровья Галины изме­нений не наблюдалось, а 19 мая в доме Филимоновых раздался звонок. Заведующая гинеколо­гическим отделением Юрьев-Польской ЦРБ Тамара Васильева со­общила им, что в 9.20 Галина умерла.

В 14.30 родственники Галины были в ВОКБ. Причину смерти им в тот момент не назвали. С лечащим врачом Галины встретиться тоже не уда­лось. Медики, которые снизошли до ответов на вопросы родственников, сказали, что «лечили тот материал, который к ним поступил, и, как могли, поддерживали жизне­деятельность организма пациентки». В выданной справке о смерти Галины был поставлен диагноз: «Тяжелая преэклампсия».

Делаврачей

28 сентября 2010 года следственного управления СКП РФ по Вла­димирской области на своем сайте размести­ло обобщение судебно-следственной практики по сообщениям о ненад­лежащем исполнении профессиональных обя­занностей медицинскими работниками за 2009-й и первое полугодие 2010 года.

Как следует из это­го документа, проверки по сообщениям о пре­ступлениях названной категории проводились на основании заявлений граждан о смерти род­ственников в медицин­ских учреждениях в результате ненадлежащего, по мнению заявителей, исполнения медицин­скими работниками слу­жебных обязанностей. Материалы о таких сооб­щениях из департамента здравоохранения, меди­цинских учреждений не поступали.

В 2009 году в следствен­ные органы поступило 25 заявлений с жалобами на действия медицинских сотрудников. В 17 слу­чаях принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события либо состава преступле­ния, 4 заявления на­правлены в иные право­охранительные органы по подследственности, возбуждено 3 уголовных дела.

В первом полугодии 2010 года поступило 15 таких сообщений, из них в 7 случаях в возбуж­дении уголовного дела отказано, 5 заявлений направлено по подслед­ственности, возбуждено 1 уголовное дело.

К уголовной ответ­ственности привлечен хирург по оказанию экс­тренной помощи вла­димирского МУЗ «Го­родская клиническая больница скорой меди­цинской помощи» Павел Герштейн. Следствием установлено, что он не провел необходимую диа­гностику заболевания, что привело к установке неправильного диагноза и оказанию неадекватной медицинской помощи пациенту. Уголовное дело рассмотрено судом. По результатам судебного рассмотрения Герштейн признан виновным в причинении пациенту смерти по неосторож­ности вследствие ненад­лежащего исполнения своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 109 УК РФ). Судом вынесено постановление о пре­кращении дела в связи с примирением сторон и возмещением потерпев­шей стороне причинен­ного ущерба.

Анестезиолог-реанима­толог отделения реанима­ции и интенсивной тера­пии МУЗ «Суздальская центральная районная больница» Хатимат Ан­дриевская в нарушение «Инструкции по при­менению компонентов крови» перелила паци­енту кровь инородной группы. Приговором суда Андриевская признана виновной в причинении пациенту смерти по нео­сторожности вследствие ненадлежащего испол­нения своих профессио­нальных обязанностей (ч. 2 ст. 109 УК РФ). Ей назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы условно с испы­тательным сроком на 2 года. Одновременно Андриевска я лишена права заниматься врачебной деятельностью на срок 2 года 6 месяцев.

В настоящее время суд рассматривает уголовное дело хирурга-уролога МУЗ «Кольчугинская центральная районная больница» Андрея Ту­манова. По версии след­ствия, во время операции он совершил действия, повлекшие серьезные осложнения здоровья пациента. В послеопера­ционный период он не принял мер к своевре­менному диагностиро­ванию осложнений, что привело к необходимости дополнительного опера­тивного вмешательства. Врачи Кольчугинской ЦРБ и областной клини­ческой больницы в общей сложности провели еще 4 операции, которые не привели к положитель­ному результату из-за первоначально допущен­ной Тумановым профессиональной небрежности. Пациент скончался.

В нарушение порядка организации медицин­ской помощи лицам, от­бывающим наказание в местах лишения сво­боды, и.о. начальника медицинской части ФГУ ИК-2 УФСИН РФ по Владимирской области Марина Зборовская не осмотрела своего па­циента, не назначила ему лечение, не приняла мер к госпитализации. Осужденный скончался в помещении штрафного изолятора исправитель­ного учреждения. Рассле­дование уголовного дела в отношении Зборов­ской, обвиняемой в со­вершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ (халатность), находится в стадии за­вершения.

Медикиошибок непризнают

Как пояснила «Призы­ву» старший помощник руководителя СУ СКП

РФ по Владимирской области Ирина Минина, следственные органы сегодня пристальное вни­мание уделяют профи­лактике правонарушений и преступлений в области здравоохранения. Так, по результатам расследования уголовных дел следователями в адрес должностных лиц вне­сено 5 представлений, к дисциплинарной ответ­ственности привлечено 3 врача, освобождены от занимаемых должностей 3 руководителя медицин­ских учреждений.

В итоге расследова­ния аналогичного юрьев-польскому уголовного дела – по факту смерти молодой женщины в МУЗ «Муромский родильный дом» – по совокупности собранных доказательств было принято решение о прекращении следствия. Однако установленные обстоятельства послу­жили основанием для внесения представления в адрес главного врача медицинского учрежде­ния. Решением руково­дителя от занимаемых должностей освобожде­ны заместитель главного врача по лечебной части, заведующие отделениями патологии беременно­сти и анестезиологии-реанимации.

- Следует отметить, что проведение доследственных проверок, расследо-вание уголовных дел в отношении медицинских сотрудников требуют вы­полнения значительного объема процессуальных действий, в том числе с на-значением комиссионных судебно-медицинских исследований, без ре­зультатов которых невоз­можно принять законное и обоснованное решение, – отметила Ирина Минина. – Врачи не склонны признавать собственные ошибки, поэтому доказы­вание противоправности действий происходит в сложных условиях, тре­бующих от следователя высокого уровня профес­сионализма и выдержки.

По результатам обоб­щения СУ СКП РФ по Владимирской области сформировало и напра­вило в следственный ко­митет предложения по повышению эффектив­ности мер, направленных на пресечение, выявле­ние, раскрытие и рассле­дование уголовных дел такого рода. В качестве наиболее важных обозна­чены: потребность в при­нятии единых стандартов оказания медицинской помощи, внесение из­менений в УПК РФ, ко­торые предусматривали бы возможность про­ведения медицинских судебных экспертиз в ходе доследственных про­верок, а также создание специализированных экспертных учреждений, не подчиненных Минз-дравсоцразвития, с це­лью исключения фактов корпоративной солидар­ности медицинских ра­ботников.

- Мы надеемся, что благодаря настойчивости родных и сотрудников Кольчугинского меж­районного следственного отдела СКП РФ по Вла­димирской области спра­ведливость восторжеству­ет, – подчеркнула Ирина Минина. – Информация о возбуждении уголовно­го дела распространена в СМИ. В понедельник муж погибшей женщины Петр Филимонов при­знан потерпевшим.

Ольга РОМАНОВА

Возможно Вас также заинтересует:

  1. Не было бы счастья, но небо помогло Пилот разбившегося осенью паралета установил крест на колокольне владимирской больницы...
  2. Не было бы счастья, но юбилей помог В одном из апрельских номеров «Призыв» рассказывал про владимирского ветерана...
  3. Для полного счастья не хватает молодых хозяек «Деревьев мы насадили, вот дом достроим и о детях...
  4. Дворец счастья – в подарок Традиционно День строителя совпадает с Днем Ковровского района. Как и...
  5. Сам кузнец своего счастья. Житель Владимира Дмитрий Ворыханов раньше работал менеджером, а теперь стал кузнецом Мировой финансовый кризис добавил безработицы не только в стране и...
Запись опубликована в рубрике Регион 33. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Кованые изделия
Дома в Подмосковье
Канцтовары для офиса

Комментарии запрещены.