Владимирскую область посетили представители железной дороги — начальник департамента ОАО «РЖД» по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти Виктор Ребец, начальник ГЖД Анатолий Лесун и его заместители по реформированию и связям с регионами Андрей Волков и Дмитрий Садовников. Обсуждалось, как регион, начиная со следующего года, станет компенсировать железной дороге убытки от пригородных перевозок.
Эта тема касается благополучия тысяч жителей региона, которые ежедневно ездят электричками. От того, сколько регион готов будет заплатить железнодорожникам, зависит, сколько в итоге станут платить из своего кармана пассажиры. Если регион не сумеет изыскать средств на компенсацию выпадающих доходов железной дороги в полном объеме, уже со следующего года жители почувствуют на себе эту разницу — тариф может стать заоблачным.
Дело в том, что со следующего года железная дорога перестанет возмещать свои убытки от пригородных перевозок за счет перекрестного субсидирования — своих же доходов от грузоперевозок. И возмещение, а это десятки миллионов рублей в год, ляжет либо на региональный бюджет, либо на карман пассажиров, а возможно, распределится междуними. До сих пор Владимирская область не компенсировала убытки железной дороге — не было законных оснований, чтобы взыскать эти суммы. Перемены будут вызваны действием нового федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации».
Когда закон вступит в силу, субъекты РФ получат полномочия заказчиков перевозок. Какой социальный государственный заказ (тариф и количество электричек) регион сформирует, такой и станет выполнять железная дорога согласно заплаченной ей компенсации из областного бюджета. Сформировав свой заказ на пригородные перевозки, Владимирская область должна будет заключить контракт с перевозчиком. В контракте и будут прописаны тариф, коли чество и регулярность маршрутов, число промежуточных остановок и даже число вагонов.
Рабочая встреча руководства региона и железной дороги была первой в ряду предстоящих до конца года встреч, где необходимо решить этот важный вопрос. Окончательно договоренности достигнуты еще не были. Единственное, что железная дорога может утверждать уже сейчас, -в ближайшие два месяца билеты на электричку точно не подорожают. Что будет после нового года, зависит от того, какой тариф на перевозки примет область.
- Вопрос возмещения убытков от пригородных перевозок требует немедленного решения, — отметил Анатолий Лесун. — С каждым регионом мы сейчас определяем тактику действий. Во Владимирской области тариф должен быть сформирован до 8 ноября. Дата реальная, тем более что недавно на уровне федерального центра утверждена единая методика по подсчету убытков.
Новая методика — принципиальный момент взаимодействия железной дороги и регионов. Раньше экономически обоснованный тариф дорога рассчитывала на свое
усмотрение и просто выставляла регионам «счет», а те не могли понять, откуда взялись заоблачные суммы убытков. Теперь, согласно зарегистрированной в Минюсте единой методике, область сможет пересчитать каждую цифру.
Кроме того, у субъектов РФ появится право самим выбирать компанию-перевозчика на основе конкурса. До сих пор пригородные перевозки у нас осуществляла ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания», теперь ее можно сменить. Регион заинтересован, чтобы перевозчик выставлял счет поменьше (обосновал более низкий экономический тариф), тогда возникнет меньше убытков и придется меньше компенсировать железной дороге из бюджета. Соответственно, дешевле будет билет для пассажиров. Во Владимирской области уже готовы выставлять пригородные маршруты на конкурсы и заключать договор с перевозчиком, который предложит самые оптимальные условия. Дело решится в ближайший месяц.
Однако не исключено, что в нашем регионе останется «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания». Конкуренция в сфере железнодорожных перевозок, вотличие от автобусных, еще невелика. Сказывается недавняя монополия железной дороги. Новые коммерческие перевозчики — пригородные компании — только начинают формироваться и выходить на этот рынок, широкого разброса предложений еще нет. А значит, и «счет», выставляемый региональному бюджету железной дорогой, скорее всего, останется прежним — десятки миллионов рублей в год. Платить придется. И регион сейчас может рассчитывать на собственные средства или карман пассажиров, и только в лучшем случае — на федеральные субсидии.
Хотя формально железная дорога отчасти перестает быть монополией, но не скрывает, что регионы по-прежнему зависят от нее. При этом ей сегодня более выгодны грузовые перевозки, чем пригородные пассажирские. Как сообщил Анатолий Лесун, объем грузовых перевозок по ГЖД в 2010 году возрос на 12%. К слову, индекс объема промышленного производства по Владимирской области в этом году составил 19%. Естественно, нельзя производить больше продукции, не имея возможности поставлять ее в другие регионы по железной дороге. Поэтому больше половины успеха в деле экономического роста и повышения социального благополучия области ложится на железную дорогу, с чем вынуждены смириться региональные власти. Однако, как от-метил Анатолий Лесун, «на данный момент у региона и железной дороги нет непреодолимых препятствий».
Елена ПЕВЦОВА
Возможно Вас также заинтересует:
- Мундиаль ускорит сообщение поездов Подорожает ли проезд в электричках? Вернут ли отмененные остановки и...
- На праздники изменится расписание электричек В связи с мартовскими праздниками на Горьковской железной дороге изменяется...
- На владимирском вокзале — реконструкция платформ Горьковская железная дорога приступила к реконструкции первой платформы на вокзале...
- Приоритет номер один 19 июля областной департамент ЖКХ, устранив все несоответствия в документации,...
- Опять от меня сбежала… Изменения законодательства, касающегося железнодорожных пассажирских перевозок, могут привести к повышению...