16+

Билет в один конец

Владимирскую область посетили представители железной дороги – на­чальник департамента ОАО «РЖД» по взаимо­действию с федераль­ными и региональными органами власти Виктор Ребец, начальник ГЖД Анатолий Лесун и его заместители по реформи­рованию и связям с ре­гионами Андрей Волков и Дмитрий Садовников. Обсуждалось, как регион, начиная со следующего года, станет компенси­ровать железной дороге убытки от пригородных перевозок.

Эта тема касается бла­гополучия тысяч жителей региона, которые еже­дневно ездят электрич­ками. От того, сколько регион готов будет за­платить железнодорож­никам, зависит, сколько в итоге станут платить из своего кармана пассажи­ры. Если регион не сумеет изыскать средств на ком­пенсацию выпадающих доходов железной дороги в полном объеме, уже со следующего года жители почувствуют на себе эту разницу – тариф может стать заоблачным.

Дело в том, что со сле­дующего года железная дорога перестанет воз­мещать свои убытки от пригородных перевозок за счет перекрестного субсидирования – своих же доходов от грузопе­ревозок. И возмещение, а это десятки миллио­нов рублей в год, ляжет либо на региональный бюджет, либо на карман пассажиров, а возмож­но, распределится междуними. До сих пор Вла­димирская область не компенсировала убытки железной дороге – не было законных осно­ваний, чтобы взыскать эти суммы. Перемены будут вызваны действи­ем нового федерального закона «Об организации регулярного пассажир­ского железнодорожного сообщения в Российской Федерации».

Когда закон вступит в силу, субъекты РФ получат полномочия за­казчиков перевозок. Ка­кой социальный государ­ственный заказ (тариф и количество электричек) регион сформирует, та­кой и станет выполнять железная дорога соглас­но заплаченной ей ком­пенсации из областного бюджета. Сформировав свой заказ на пригород­ные перевозки, Влади­мирская область должна будет заключить кон­тракт с перевозчиком. В контракте и будут пропи­саны тариф, коли чество и регулярность маршрутов, число промежуточных остановок и даже число вагонов.

Рабочая встреча руко­водства региона и железной дороги была первой в ряду предстоящих до конца года встреч, где необходимо решить этот важный вопрос. Окон­чательно договоренно­сти достигнуты еще не были. Единственное, что железная дорога может утверждать уже сейчас, -в ближайшие два месяца билеты на электричку точно не подорожают. Что будет после нового года, зависит от того, ка­кой тариф на перевозки примет область.

– Вопрос возмещения убытков от пригородных перевозок требует немед­ленного решения, – отме­тил Анатолий Лесун. – С каждым регионом мы сейчас определяем так­тику действий. Во Влади­мирской области тариф должен быть сформи­рован до 8 ноября. Дата реальная, тем более что недавно на уровне феде­рального центра утверж­дена единая методика по подсчету убытков.

Новая методика – прин­ципиальный момент вза­имодействия железной дороги и регионов. Рань­ше экономически обо­снованный тариф дорога рассчитывала на свое

усмотрение и просто вы­ставляла регионам «счет», а те не могли понять, от­куда взялись заоблачные суммы убытков. Теперь, согласно зарегистриро­ванной в Минюсте еди­ной методике, область сможет пересчитать каж­дую цифру.

Кроме того, у субъектов РФ появится право са­мим выбирать компанию-перевозчика на основе конкурса. До сих пор пригородные перевозки у нас осуществляла ОАО «Волго-Вятская приго­родная пассажирская компания», теперь ее можно сменить. Регион заинтересован, чтобы перевозчик выставлял счет поменьше (обосно­вал более низкий эконо­мический тариф), тогда возникнет меньше убыт­ков и придется меньше компенсировать желез­ной дороге из бюджета. Соответственно, дешевле будет билет для пассажи­ров. Во Владимирской области уже готовы вы­ставлять пригородные маршруты на конкурсы и заключать договор с перевозчиком, который предложит самые опти­мальные условия. Дело решится в ближайший месяц.

Однако не исключено, что в нашем регионе останется «Волго-Вятская пригородная пассажир­ская компания». Конку­ренция в сфере железно­дорожных перевозок, вотличие от автобусных, еще невелика. Сказыва­ется недавняя монополия железной дороги. Новые коммерческие перевоз­чики – пригородные ком­пании – только начинают формироваться и выхо­дить на этот рынок, ши­рокого разброса предло­жений еще нет. А значит, и «счет», выставляемый региональному бюджету железной дорогой, скорее всего, останется преж­ним – десятки миллионов рублей в год. Платить придется. И регион сей­час может рассчитывать на собственные средства или карман пассажиров, и только в лучшем слу­чае – на федеральные субсидии.

Хотя формально же­лезная дорога отчасти перестает быть монопо­лией, но не скрывает, что регионы по-прежнему зависят от нее. При этом ей сегодня более выгодны грузовые перевозки, чем пригородные пасса­жирские. Как сообщил Анатолий Лесун, объем грузовых перевозок по ГЖД в 2010 году возрос на 12%. К слову, индекс объема промышленного производства по Влади­мирской области в этом году составил 19%. Есте­ственно, нельзя произво­дить больше продукции, не имея возможности поставлять ее в другие регионы по железной дороге. Поэтому больше половины успеха в деле экономического роста и повышения социального благополучия области ложится на железную дорогу, с чем вынуждены смириться региональные власти. Однако, как от-метил Анатолий Лесун, «на данный момент у региона и железной до­роги нет непреодолимых препятствий».

Елена ПЕВЦОВА

Просмотры: