Карточный домик

 Трехэтажный дом в поселке Новки Камешковского района на грани обрушения, но у жителей нет шансов на расселение из «аварийки».

Выражение «Мой дом — моя крепость» — не про них. Жители трехэтажного дома в поселке Новки Камешковского района борются за свои права уже десять лет. Они всерьез опасаются за собственную безопасность: их дом ползет по швам, по стенам разбегается паутина трещин. В доме два года назад провели капремонт, закрепив стены металлическими каркасами, но это не остановило разрушения. Последняя экспертиза показала, что состояние стен и подъездов здания аварийное и дальнейшая безопасная эксплуатация дома просто невозможна. Но люди продолжают жить в «карточном домике», словно день и ночь играя с судьбой. Если вдруг «крепость» падет, это не будет случайностью, ведь дом изначально был построен с грубейшими нарушениями, что подтвердили эксперты.

Несчастливые новоселы

Страдания жителей начались сразу, как только они въехали в новый дом. «Призыв» в одном из прошлых номеров уже рассказывал, что строили кирпичную трехэтажку железнодорожники в 1998 году. Двенадцать лет — не срок для постройки, если она добротна. Но эта дала трещину с первых дней.

Дом № 2 по улице Калинина — первая многоквартирная трехэтажка со всеми удобствами в Новках. Дом должен был принести счастье в семьи известных и уважаемых в поселке семей. Учителя, почетные работники железной дороги, медики, ветераны войны и труда — все они в прошлом были обитателями ветхих и аварийных деревянных бараков, некогда стоявших на балансе железной дороги. Льготники годами дожидались своей очереди на улучшение жилищных условий. А получили квартиры, опасные для жизни.

Выяснилось, что дом был построен с отклонениями от основного проекта. Вместо запланированных 24 квартир трехэтажку разбили на 27, вместо строительства отдельных сараев в доме сделали подвалы. Перегородки между квартирами установили всего в кирпич толщиной. Фундамент оказался слишком слабым, несущие конструкции хрупкими. Но тогда комиссия расписалась в акте приемки, и дом был успешно сдан в эксплуатацию.

Новоселам сразу бросилось в глаза множество неприятных деталей.

По словам жильцов, звукоизоляции в доме почти нет, стены словно бумажные. Краска долго опадала, как осенняя листва. Параметры квартир не соответствовали плану. Батарей отопления не хватало, в квартирах очень холодно и сейчас. А еще по стенам квартир первого и второго подъездов расползаются трещины. В щели можно запросто просунуть пальцы. Сверху на головы жильцам время от времени сыплется кирпичная крошка.

Жительница дома Ольга Григорина преподает немецкий язык в Новкинской школе уже почти сорок лет. Раньше Ольга Николаевна жила в старом бараке. Ключи от льготной квартиры со всеми удобствами в новом доме для учителя были счастьем. Она ждала своей очереди на расселение двадцать лет и получила квартиру первой. Оказалось, что именно ее квартира № 1 — самая проблемная. На стенах там появились первые трещины, которые затем расползлись по всему дому. Сквозь щели учительница увидела улицу. Вскоре со стороны ее квартиры просел фундамент.

Куда только не обращались новкинцы за эти десять лет. После писем в Москву прокуратура установила, что «руководством ГЖД и Владимирской дистанции гражданских сооружений допущены нарушения жилищного законодательства о содержании жилых домов в технически исправном состоянии». Железнодорожники среагировали: для «устранения причин и последствий деформации наружной стены дома» разработали проектно-сметную документацию на реконструкцию дома.

Но в это время дом стал передаваться с одного баланса на другой, и о решении своих проблем жильцам пришлось забыть на несколько лет — постоянно менялся круг ответственных за это чиновников. Сначала ГЖД передала дом администрации Камешковского района, добросовестно предложив в придачу к сомнительному наследству свой проект реконструкции дома, выполненный специалистами «Желдорпроекта», и один миллион рублей на выполнение работ. Однако работы в срок выполнены не были.

Будь что будет?

Жители продолжали обивать пороги. Состояние дома оценила областная жилищная инспекция, сделав вывод: «Факты, изложенные в письме жителей, подтвердились. На стенах дома имеются трещины, в квартирах обнаружено смещение плит перекрытий относительно стен. Причиной послужила осадка фундамента». Необходимо было срочно укрепить фундамент и усилить несущие конструкции. Однако в администрации района жильцов просили подождать еще: проект восстановления устарел, а на новый нужны были деньги, да и расценки на ремонт повысились — требовался уже не один миллион рублей, а два.

Казалось, дело сдвинулось с мертвой точки три года назад. Камешковское предприятие «УЖКХ» провело в доме капремонт. Коммунальщики частично зацементировали фундамент и запенили трещины снаружи монтажной пеной. Весь дом по периметру они стянули металлическим каркасом. Правда, трещины в своих квартирах жильцы снова замазывали за свой счет. Вскоре выяснилось, что наружная штукатурка трещин и металлический «пояс» не остановили разрушения. Несмотря на капремонт, дом продолжал проседать. Некоторые жители бросили свои квартиры и предпочли жить у родственников, подальше от родного дома, где становилось все более небезопасно. Одна из квартир второго этажа пустует и сейчас.

Жильцы били в набат. И недавно им удалось добиться важного результата. ГУП «Проектный институт «Владкоммунпроект» ЖКХ Владимирской области» сделал техническое заключение по обследованию жилого дома после капремонта. Эксперты определяли прочность бетона, проводили обследование фундамента, оценивали физико-механические свойства грунтов. Оказалось, после капремонта «документальных наблюдений за дальнейшим развитием трещин после усиления стен и фундаментов не проводилось», а трещины между тем продолжали угрожающе расти. Главный вывод экспертов поразил жильцов своей прямотой: «Дальнейшая безопасная эксплуатация здания невозможна»…

Местная власть помогать готова

Жители снова пустились в «кругосветное плавание» по официальным инстанциям, выдвигая одно требование — пусть власти выполнят, наконец, полноценную реконструкцию дома или расселят людей в нормальное жилье, чтобы те не опасались больше за жизнь в своих четырех стенах. Между тем администрация Камешковского района передала дом № 2 по ул. Калинина муниципальному образованию Брызгаловское. Планируется ли там, наконец, реконструкция или расселение жильцов, «Призыв» выяснял у главы Брызгаловского сельского поселения Анатолия Курганского. По его словам, на переселение из аварийного жилья или капремонт по федеральной программе Фонда содействия реформированию ЖКХ (федеральный закон № 185) жители претендовать не могут. Не хватает юридических оснований. Программа заработала с 1 января 2007 года, и «записаться» в нее сегодня могут только те дома, которые были признаны аварийными до этой даты. Трехэтажный дом в Новках сделать этого не успел. Есть и вторая причина. Чтобы дом попал в программу, в нем должно быть создано ТСЖ, а жители не создали товарищества — в свое время побоялись брать на себя ответственность по управлению проблемным домом.

Кроме того, в рамках указанной программы не могут финансироваться многоквартирные дома, в которых жилые помещения находятся в собственности муниципалитета (а в новкинском доме большинство квартир не приватизированы). В этом случае решение о целесообразности проведения капремонта в доме принимает муниципалитет и несет все расходы. Третьего не дано.

В этом году жители дума ли подавать в суд, чтобы добиться от местных властей полноценного капремонта, который остановил бы разрушение. Ведь сейчас есть заключение экспертизы, что дальнейшая безопасная эксплуатация здания возможна только после выполнения ряда масштабных работ. Однако судиться не пришлось. После десяти лет мучений жителям удалось добиться договоренностей с местными властями. Это редкий случай, когда муниципалитет, несмотря на скудость местного бюджета, безоговорочно согласился помогать. Как заявил Анатолий Курганский, он понимает, что дело не терпит отлагательств и готов делать все возможное. Средства на новый капремонт дома в размере около полутора миллионов рублей будут вы делены из бюджета Брызгаловского поселения в следующем году, по факту выполненных работ. Уже идет поиск подрядчиков, готовых взяться за дело.

Оставалось бы только порадоваться за жильцов — их многострадальная эпопея подходит к концу. Но есть одно «но». Обитатели «аварийки» сильно сомневаются, что второй капремонт будет лучше первого и, наконец, избавит их от проблем. Ведь первый капремонт не дал результата. Муниципалитет, надо отдать должное, активно старается помочь, но возможности маленького поселения невелики. Что такое полтора миллиона рублей в деле восстановления дома, грозящего рухнуть? К тому же в поселении есть и другие дома, нуждающиеся в ремонте. Раздать «всем сестрам по серьгам» явно не получится. К слову, на капремонт домов Брызгаловского поселения, которые претендовали на включение в федеральную программу Фонда содействия реформированию Ж К Х, требуется не менее 36 млн рублей. На такую сумму муниципалитет подавал заявку Фонду. Но получил всего 4 млн рублей — вчетверо меньше необходимого. Так что, возможно, новкинцы в своей эпопее и теперь не поставят точку.

Елена Певцова

Возможно Вас также заинтересует:

  1. Клин клином вышибают Во Владимире возобновилось строительство вставки между жилыми домами по улице...
  2. Домик в деревне: хорошо иметь, но сложно жить Территория Головинского сельского поселения по протяженности занимает второе место в...
  3. Виноваты проектировщики и строители Инспекция Госстройнадзора закончила проверку по «делу дома № 39» по...
  4. Социальный дом оказался элитным В Вязниках произошло редкое для этого города событие, подобного которому...
  5. В Камешкове начнется капитальный ремонт Город Камешково получит 15 млн рублей на капитальный ремонт многоквартирных...
Запись опубликована в рубрике Регион 33. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Для высоких скоростей Канцтовары для офиса Объявления по недвижимости

Комментарии запрещены.