От пробок спасут «круглые ноги»

Депутаты Государственной Думы всерьез озаботились велосипедным будущим России. В комитете по транспорту нижней палаты парламента ведется работа над новым необычным законопроектом, который пока носит условное название «О велосипеде»....

Депутаты Государственной Думы всерьез озаботились велосипедным будущим России. В комитете по транспорту нижней палаты парламента ведется работа над новым необычным законопроектом, который пока носит условное название «О велосипеде». Документ планируют вынести на суд народных избранников уже в этом месяце.

Депутаты предлагают признать велосипед городским видом транспорта. Соответственно, это приведет к тому, что власти городов нашей страны должны будут выделить для велосипедов отдельные полосы движения, организовать места для парковки, а также предоставить условия, обеспечивающие определенные преимущества велосипедистов при движении на городских трассах. По случаю отмечаемого Всемирного дня без автомобиля председатель комитета по транспорту Госдумы РФ Сергей Шишкарев даже приехал на работу на велосипеде. Путь от своего дома на Большой Никитской до Охотного ряда ему удалось преодолеть за двадцать минут. По мнению законодателей, принятие данного нормативно-правового акта позволит решить проблему пробок в крупных городах. По крайней мере, с весны по осень. Пока сложно сказать, как именно будет реализовываться законопроект, если он все же будет принят. Неясно, и какие муниципальные образования и субъекты РФ подпадут под его действие. Между тем, очевидно, что автомобильные пробки давно уже стали проблемой не только городов-миллионников, но и вполне среднестатистических населенных пунктов. Не исключение и город Владимир. В последние годы, особенно в часы пик, областной центр прочно стоит в пробках. О развитии велосипедного движения в нашем регионе мы решили порассужать с председателем Федерации велосипедного спорта Владимирской области Андреем Цырулевым.

Велосипедный спрос растет

Первой ласточкой в продвижении двухколесного транспорта стало выступление Президента РФ Дмитрия Медведева после посещения им одной из европейских стран. Тогда, в начале года, глава государства заявил, что велосипедное движение в России необходимо активно развивать. В Москве, Санкт-Петербурге, Липецке и Туле появились муниципальные программы по строительству велосипедных дорожек, развитию стоянок и установке дополнительных светофоров. С каждым годом количество велолюбителей увеличивается.

– В этом году уровень велосипедостроения поднялся в три раза по сравнению с прошлым годом, – говорит директор спортивного центра «Молодежный», председатель Федерации велосипедного спорта по Владимирской области Андрей Цырулев. – Спрос на велосипеды значительно возрос. Я думаю, что люди стали понимать, что за этим двухколесным транспортом – будущее. Ведь это и сохранение экологии, и быстрота передвижения, и здоровье. Кроме этого, бурно начал развиваться велосипедный туризм. Только наш спортивный центр организует экскурсии по «Золотому кольцу», организует велосипедные походы выходного дня. Ну, и в-третьих, развитие велосипедного движения способствует борьбе с пробками. Во Владимире в последние годы сильно затруднено движение. Нам, конечно, необходимо разгружать транспортные потоки. В областном центре маловато места для организации велосипедных дорожек, но все равно реально проложить две-три велосипедные дорожки, пересекающие город насквозь. Я уже сейчас могу представить, где их можно сделать. Они не будут пересекаться с крупными магистралями и, если организовать небольшую систему светофоров, то велосипедное движение станет безопасным. Думаю, что нашим местным властям это под силу.

Конечно, одним волевым решением федеральных законодателей дать зеленый свет велосипедистам во Владимире не удастся. Решение о развитии велосипедного движения в областном центре должно быть комплексным. Озаботиться проблемой должны не только органы власти, но и экологи, дорожники, да и простые владимирцы – любители двухколесного транспорта. Организация велоклубов поможет разработать совместные проекты по развитию велосипедного движения. По этому пути, например, шла Голландия, которая на сегодняшний день является самой велосипедной страной мира. Тридцать лет назад там вообще не было велосипедов – власть всячески препятствовала развитию велосипедного спорта. Но благодаря активному настрою простых голландцев теперь велосипед в этой стране – транспорт № 1.

Все, что не запрещено, разрешено?

Между тем велосипедисты сегодня ездят, где пожелают. Правила дорожного движения, которым должны подчиняться владельцы двухколесного транспорта, не менялись очень давно. Они запрещают выезжать на дороги лицам, не достигшим 14-летнего возраста, выезжать за пределы одного метра от обочины и позволяют передвигаться в тех местах, где не запрещено движение велосипедного транспорта. Во Владимире таких запрещающих знаков нет, а значит, теоретически, ездить можно везде. Да и применить карательные меры к велосипедисту, севшему за руль подшофе, тоже вряд ли удастся. А вот в Польше, например, такому недобросовестному участнику городского движения грозит два года тюрьмы.

Отсюда увеличение количества дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов. Зачастую такие ДТП заканчиваются смертельным исходом. Андрей Цырулев сел на велосипед еще в 1978 году. Вроде опыт колоссальный, но даже такому велосипедисту со стажем порой боязно выезжать сегодня на городские и загородные трассы.

– Сегодня появились другие машины – они стали более скоростные и мощные, а вот уровень вождения водителей, я считаю, упал в разы, – говорит он.- Зафиксированы случаи гибели велосипедистов на дорогах в этом году. Да что там говорить! Было у нас такое происшествие в Коврове. Человек, который ехал под контролем тренера, умудрился попасть под машину. Спасти его не удалось. ГИБДД города Коврова запретила передвижение по трассе велосипедистов младше 14 лет даже в сопровождении педагога.

Передвигаться по тротуарам порой не менее опасно, чем по дорогам. Велосипедисты лавируют между пешеходами, не успевая иногда вовремя среагировать. Да и сам двухколесный друг из-за отсутствия на тротуарах спусков и пандусов быстро приходит в негодность. Оставить велосипед около магазинов, почты, больниц нельзя – парковки для велосипедов во Владимире практически отсутствуют. Велосипедная парковка у гипермаркета «Глобус» почему-то не используется по назначению. Хотя туда на велосипеде и смысла особого нет ехать, но парковку-то сделали.

Одна машина на мэрию

Многие велосипедисты-любители готовы ездить на двухколесном транспорте на работу. Здесь опять же стоит вопрос: где оставить велосипед? Между тем в Европе многие работодатели всячески поощряют такое передвижение по городу своих сотрудников. В одной из европейских стран, например, директора заводов доплачивают сотрудникам за каждый пройденный километр на велосипеде 0,02 цента. Вот бы русским людям деньги за проезд на работу пообещать. Ведь вставали бы на два часа раньше и круги наматывали – вот тебе и утренняя зарядка, и бесплатный проезд, и бонус. В городе-побратиме Владимира немецком Эрлангене на двухколесный транспорт давно пересели местные чиновники.

–  Когда мы приехали в Эрланген, нас встретил мэр с секретарем на двухместном велосипеде, – вспоминает Андрей Цырулев. – Мы, конечно, поинтересовались, много ли у них в мэрии велосипедов. С удивлением услышали, что на машине у них ездит лишь бургомистр, а все клерки передвигаются на двухколесном транспорте, коего в мэрии насчитывается около 130 штук.

Андрей Цырулев считает, что у Владимира отличные возможности для развития велосипедного движения и, особенно, велотуризма.

– У нас красивый город, – говорит он. – Просто приятно прокатиться по его историческому центру. Обязательно должна быть проложена велосипедная дорожка по маршруту «Владимир-Суздаль». В этом случае, я думаю, мы и в федеральные программы по туризму сможем войти. Ведь эту дорожку можно сделать действующей и в зимнее время – например, проложить лыжню. А кроме этого, установить пункты питания, организовать небольшие мастерские. И тогда ее можно будет использовать как круглогодичную трассу.

Как у них

Хороший велосипедист сможет объехать Голландию за несколько дней вдоль и поперек, благо это, пожалуй, единственная страна в Европе, где для этой цели есть все условия. Повсюду рядом с пешеходной дорожкой проложены специальные велодорожки, которые надо научиться не путать, иначе есть риск попасть под велосипед или мотороллер. По утрам на этих велодорожках можно наблюдать сумасшедший кросс велосипедистов, жмущих на педали, водителей мотороллеров и велосипедов с моторчиками. Они никак не подтверждают распространенного мнения о медлительности, степенности и уравновешенности голландцев.

Голландцы говорят о велосипеде: «круглые ноги». На велосипедах здесь ездят все: и мальчишка, и священник, и голландка с младенцем в плетеной корзинке, и старики со старушками на багажниках мотороллеров, и крестьяне с грузом в багажнике. В Голландии один велосипед приходится на 1,6 человека.

В этой стране повсюду развешаны голубые щитки с белым изображением велосипеда. Это значит: велосипедам – добро пожаловать! (В других странах чаще встречаются красные кольца с велосипедом на желтом фоне, то есть велосипедам въезд запрещен). Во многих местах рядом со стоянками для автомашин есть специальные стоянки для велосипедов. А ночью велосипеды стоят прямо на улицах, мокнут под дождем. Их почти никогда не вносят в дом, и они выглядят заслуженными, старыми, ржавыми, но очень милыми и уютными членами семьи. Кстати, несмотря на ржавчину, они всегда отлично отрегулированы и смазаны.

Юлия Денисова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике