Владимирцы выразили свое мнение о реформе образования

В Совете Федерации РФ состоялись парламентские слушания по проекту закона «Об образовании в Российской Федерации».

В Совете Федерации РФ состоялись парламентские слушания по проекту закона «Об образовании в Российской Федерации».

От нашего региона в мероприятии участвовала председатель комитета по вопросам здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта, туризма, СМИ, делам семьи и молодежи ЗС области Галина Финашина.

Сегодня все отношения в сфере образования регулируются законом «Об образовании», принятом в 1992 году. Понятно, что с тех пор ситуация изменилась кардинально. Министерство образования и науки РФ подготовило проект нового федерального закона «Об образовании», который был вынесен на всенародное обсуждение.

В нашем регионе законопроект активно обсуждался в политклубе «Единой России», на расширенном заседании консультативного совета при профильном комитете ЗС, с приглашением экспертов из области образования и членов Общественной палаты, на «круглых столах» с участием педагогических работников. Все предложения были озвучены в Совете Федерации.

– Мнения по проекту разделились лишь в части его объема, – говорит Галина Финашина. – Ряд субъектов в положительном ключе отметили подробность и детализацию будущего базового закона, другие, наоборот, посчитали, что подобным объемом разработчики отпугнули от понимания документа огромную часть граждан без юридического образования. Безусловно, всеми были отмечены серьезные положительные тенденции. Так как данная концепция законопроекта носит характер основополагающий, системообразующий, то главное внимание было обращено на полноту охвата, соответствие сегодняшним возможностям и завтрашним потребностям образования в разрезе государственных задач, точность формулировок, потому звучало много критики, но критики конструктивной в виде конкретных предложений. Надо сказать, что консолидированное мнение владимирцев совпало по актуальным позициям с мнением большинства субъектов, и это приятно, поскольку в нашем восприятии концепции нового закона – с нами вся Россия.

Практически все субъекты высказались о необходимости доработки статьи 50 законопроекта. Она направлена на социальную поддержку работников сферы образования. Обсуждалась и учебная нагрузка, и оплата труда педагогов, и социальные гарантии сельским учителям.

– Выразив нашу полную солидарность с прозвучавшими предложениями, я остановила внимание парламентариев на еще одном существенном дополнении, а именно – предложении включить в статью 50 в части 4, абзац 11, «поселки городского типа», –  комментирует Галина Финашина. – Эта статья гарантирует оплату жилого помещения с отоплением и освещением «в сельской местности и рабочих поселках». Следовательно педагог, проживающий в «поселке городского типа», будет иметь право на данную льготу наравне со своими коллегами.

Депутат считает, что не менее важно сохранить и социальные гарантии для наших студентов, так в статье 38, часть 2 (о стипендиях и других денежных выплатах студентам) отсутствует пункт «социальные стипендии», который имеется в предыдущем законе. Владимирцы предложили вернуть этот пункт в концепцию нового закона, чтобы тем самым реализовывалось равное конституционное право всех граждан на получение образования. Кроме того, они предложили определить размер стипендии не менее 80% от МРОТ.

В концепции предложено новое видение ступеней системы образования, в частности, отсутствует такая ступень, как «начальное профессиональное образование». Разработчики называют причины нововведения: устаревшая материально-техническая база учреждений НПО, нехватка преподавателей и мастеров производственного обучения и т.д. В проекте обсуждаемого документа предлагается оставить в системе среднего профессионального образования профессиональную подготовку квалифицированных рабочих и подготовку специалистов среднего звена.

– Это недопустимо, – уверена Галина Финашина. – Должно быть именно «образование», то есть и навыки, и глубокие знания, и, самое главное, «образ» – духовно-нравственная составляющая квалифицированного рабочего современной конкурентоспособной России, а не «подготовка», которая даже лингвистически предполагает более узкую задачу. Ликвидация уровня НПО может привести к деградации системы образования рабочих кадров.

Следующая инновация в системе привычного России образования также встретила опасения. Кроме привычных институтов и университетов, к вузам концепция законопроекта предлагает относить и колледжи как учреждения, выпускающие бакалавров.

Колледж сегодня в представлении населения – это учреждение среднего профессионального образования, то есть техникум, и подобное представление будет сохраняться довольно длительное время. Кроме того, выдача дипломов о высшем образовании юным «бакалаврам» и колледжами, и вузами может нивелировать у населения и сам статус высшего образования. Вопрос этой ментальной проблемы обсуждался и с позиции работодателей, и с позиции педагогического состава.

В статье 21 не учтены такие формы получения образования, как «экстернат» и «семейное образование». Это может привести к ущемлению конституционных прав на образование некоторых категорий граждан, как, например, инвалиды.

– Сейчас на всех уровнях очень много говорится о заботе об инвалидах, об их образовании, социализации и включенности в общественную жизнь, – напомнила Галина Финашина. – В тексте концепции законопроекта есть главы, которые предусматривают образование для данной категории граждан, но отсутствует само понятие «инклюзивное образование». С моей точки зрения, его необходимо включить в обязательном порядке. От нашего региона я озвучила предложение, выработанное нашим консультативным советом. Оно явится серьезным шагом на пути формирования толерантности общества к людям с особенностями здоровья. Так, в законе дается определение: «Учащийся с ограниченными возможностями здоровья – это лицо, имеющее особенности физического или психического развития, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий». Здесь появляется слово «препятствие», а преодолевать его не всякий готов. Мы предлагаем заменить это определение на «….нуждающийся в создании специальных условий для получения образования».

Председатель профильного комитета ЗС в своем выступлении сделала серьезный акцент на следующую норму. Так в тексте концепции прописана возможность устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение с двух месяцев, что, с объективной точки зрения, абсолютно нереально. В нашей области сегодня открыто около 30 яслей-садов, но туда детей принимают с 9 месяцев. Если речь идет о двухмесячном малыше, это уже совсем иная материально-техническая база дошкольного учреждения, к тому же здесь должны работать в основном медики – необходимо обеспечить присмотр-уход, и только затем говорить о воспитательном процессе.

– И потом, самое главное, надо исходить из потребностей ребенка, – уверена Галина Финашина. – А хорошо ли будет малышу, так рано оторванному от матери? Любой медик подтвердит, что иммунная система ребенка укрепляется при материнском вскармливании. Общение с матерью необходимо малютке грудничкового возраста.

В обсуждаемом проекте нового базового закона об образовании есть норма, предусматривающая наполняемость классов не более 25 человек в городских школах и 14 – в сельских. На «круглых столах» во Владимире по этому поводу велись жаркие споры: по сути, 14 – это достаточно много. Чтобы сохранить школу на селе, желательно эту норму снизить хотя бы до 12. Если в законе закрепить норму 25 для городских школ, получится, что, если в классе 26 человек, это уже много. А поскольку оплата труда педагогов зависит и от подушевого финансирования, и от того, сколько детей у них учится, разделить на два класса 26 человек уже невозможно. При этом любой родитель может подать в суд за нарушение норм.

–  Наше предложение – или прописать нижний и верхние пределы нормы, например, от 20 до 30, -говорит депутат, – или, что еще более правильно, разделить образование по ступеням: при наборе детей в среднее звено школы норма может быть выдержана, а при переходе в 10-11-й класс, когда количество детей в классе резко сокращается, норму необходимо снизить.

Эксклюзивное предложение от владимирцев к разработчикам закона – автоматически включать в него новые нормы, которые рождаются в комитете по образованию ГД РФ сейчас, в период работы над этим серьезным документом. Последние свежие тенденции – это потребность времени. Например, в концепции нового проекта еще отсутствует норма такого важного закона, подписанного президентом страны Дмитрием Медведевым совсем недавно –  17 июня. Этот закон наделил субъекты полномочиями организовывать дополнительное финансирование питания детей не только в муниципальных образовательных учреждениях, но также в негосударственных, прошедших госаккредитацию. К слову, закон в Госдуме представляла летом именно Галина Финашина. Благодаря этой норме закона в нашем регионе в начальном звене стали получать горячие завтраки и ребята из православных гимназий. Стоит надеятся, что эту норму обязательно включат в новое законодательство.

– Новый закон должен отвечать потребностям сегодняшнего дня, отражать перспективное видения развития образования в России и хранить самое важное и актуальное, наработанное опытными педагогами, – считает депутат. –   Особо позитивным хочу отметить тот факт, что не только депутаты, но и общественность имеют возможность быть услышанными и консолидировать мнения по столь серьезному для государства вопросу.

Ирина Дубиневич

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике