16+

НЕ БУДЕМ горячиться?

Почему владимирцев каждый год на все лето лишают централизованного горячего водоснабжения и можно ли защитить свои права?

Порядка 80% домов во Владимире имеют централизованное горячее водоснабжение. И все 100% из них, по словам главного инженера ОАО «ВКС» Юрия Костюкова, подверглись отключениям горячей воды этим летом.

Обещанного три месяца ждут

По информации ВКС, в последние летние дни оставались без горячей воды 615 абонентов горо­да, в том числе 454 жилых дома, 84 административ­ных здания, 18 учебных заведений, 30 детских комбинатов, 26 объектов здравоохранения. Недо­получали услугу горячего водоснабжения в общей сложности 95 тысяч жи­телей города Владимира. Часть из них планируется подключить к 1 сентября, остальных – к началу ото­пительного сезона.

В большинстве жилых домов отключения этим летом были связаны с проведением гидравли­ческих испытаний (это так называемые плано­вые профилактические отключения), остальные – либо с реконструкцией сетей, либо с устранени­ем дефектов после ги­дравлических испытаний. Жители 16 жилых домов Владимира сидели без го­рячей воды с мая – июня по конец августа, то есть все лето.

В средней школе №29, расположенной по ул. Луначарского, где в этом году идут крупные «рас­копки» теплосетей, го­рячей воды не было с 11 мая по начало июля, то есть почти два месяца, в то время как по графику вода должна  бы ла  отключаться всего на две неде­ли. Столько же времени страдали без воды вос­питанники детского сада №54 (проспект Строите­лей). В столовой пользо­вались водонагревателями и кипятильниками, грели воду на плитах. Воспита­телям приходилось мыть детишкам руки, поливая из леечек. А в гимназии №3 (ул. Луначарского) на 30 августа «тепленькую» так и не подключили. Как сообщили «Призы­ву» работники школьной столовой, там принима­ются все меры, чтобы хоть как-то сгладить вредные последствия отключений. К Дню знаний в учебном заведении запаслись ки­пятильниками, наготове посудомоечные машины. Но детям в начале учеб­ного года все равно при­дется мыть руки ледяной водой.

– А у нас горячей воды не было почти два месяца, – возмущается жительница д. 28а по проспекту Строителей Светлана Фокеева. – Живу в этом доме
всю жизнь и не припомню подобного. Да, воду летом отключали и раньше, но
на две недели, ну, макси­мум, на месяц. Но в этом году действия коммунальщиков переполнили чашу терпения. В дикую жару мы изнывали без возможности нормально помыться. Конечно, нам
сделали перерасчет по оплате. Но помучиться пришлось изрядно.

Больше всего жителей «обезвоженных» домов возмущает тот факт, что в графике отключений ВКС написано две неде­ли, а на самом деле страдать  приш лось  по  два – три месяца. Кто-то и до сих пор без горячей воды. Да и сам график уточнялся на сайте ВКС уже семь раз. Конечно, все по­нимали, что две недели – срок недостаточный, но такого долгого времени отсутствия горячей воды не ожидали. Больше двух-трех месяцев горе­
вали без «тепленькой» жители Верхней и Нижней Дубровы, Диктора
Левитана, Чайковского, Балакирева, Северной, Белоконской, Дзержинского, Никитской, Летне-Перевозинской и других улиц. Ремонтные работы
на улице Луначарского ВКС обещает в начале учебного года закончить. Но жителям в это верит­ся с трудом, настолько масштабные там раскоп­ки. На Стрелецкой воду планируют дать лишь к середине сентября.

– У меня есть пред­ложение. Пусть комму­нальщики за свои деньги установят в каждой квар­тире водонагреватели. И в период отключения мы будем пользоваться ими бесплатно. И тогда посмотрим, сколько дней понадобится им на так называемый ремонт! – го­рячится Мария Калинина из Стрелецкого городка. -Я несла дополнительные расходы, нагревая воду либо на газовой, либо на электрической плите. Пусть компенсируют мне эти расходы. Или пусть последующие два месяца после включения подают воду бесплатно! В конце концов, я понесла и мо­ральный ущерб.

Так почему этим летом горячейводы не было так долго и насколько это законно? Могут ли жители защитить права и как-то компенсировать свои страдания? А главное, будут ли повторяться еже­годные «отключки»?

Система холодного расчета

Как поясняет главный инженер ОАО «ВКС» Юрий Костюков, сезон­ные отключения связаны с проведением текущих и капитальных ремонтов на тепловых сетях и в котельных областного центра. А небывало долго воды не было потому, что в этом году комму­нальщики запланировали очень высокий объем работ – в полтора-два раза больше того, что делалось в прошлом и в предыду­щие годы. «Это беспре­цедентно колоссальный объем работ и затрат», -подчеркнул Костюков.

Серьезно модернизи­ровать коммунальную инфраструктуру ВКС ре­шили еще в конце 2009 года. Компания подала документы в Инвестици­онный фонд РФ и заявила свое участие в конкурсе на получение федераль­ных инвестиций на раз­витие и реконструкцию систем теплоснабжения во Владимире и Юрьев-Польском. Конкурс был выигран. В январе пе­чально знаменитый «коммунальный коллапс» еще раз обнажил всю разруху в тепловом хозяйстве, и решено было восстанав­ливать сети с удвоен­ным рвением. Согласно своим обязательствам, крупнейший частный коммунальный оператор Владимирской области в этом году вкладывает в реконструкцию и ремонт тепловых сетей 200 млн рублей. Обычно такой объем средств тратят в течение пяти лет. Для сравнения: в прошлом кризисном году на под­готовку к зиме удалось выкроить всего 40 млн рублей.

Основным источником финансирования ремонтно-восстановительных ра­бот выступает инвестици­онный проект «Развитие системы теплоснабжения в г. Владимире и Влади­мирской области до 2012 года», софинансируемый РКС, Инвестиционным фондом РФ и муници­пальным бюджетом.

Впервые в этом году ВКС по договору с ООО «Геолого-геофизическая компания» провели тепловизионную аэрофото­съемку тепловых сетей Владимира для состав­ления точной картины их состояния. Картина вышла красочной, так как технология позволяет получить многоцветную схему диагностики с обо­значением аварийных участков и дефектных сетей с повышенными теплопотерями. Результаты съемки были наложены на карту областного центра, и специалисты наглядно увидели фронт первооче­редных работ. По итогам диагностики ремонт в областном центре на­чался на 24 участках раз­водящих тепловых сетей общей протяженностью более 14 км. Беспреце­дентные средства решено было в первую очередь вкладывать в ремонт наи­более «слабых» сетей.

Например, на ул. Чай­ковского прокладывают 800 м новой теплотрассы – до средней школы № 2 на ул. Балакирева. Старая теплотрасса шла там и под землей, и поверху. Те­перь все трубы спрятаны. Новые коммуникации будут шире в диаметре, что, по мнению ком­мунальщиков, улучшит отопление в отдельных домах и сделает систему эффективнее.

Кроме того, все сети в городе проходили гидро­испытания. По результа­там этих работ обнару­живалось до 50 дефектов в день. Пока коммунальщики не устранили недостатки, воду в дома они не подключали.

– К примеру, по ул. 1-й Пионерской искали дефект в течение трех недель, так как вода ухо­дила в землю, и трудно было выяснить, откуда идет падение давления в трубе. Перекопали весь микрорайон, прежде чем устранили. Но теперь жители там с горячей водой. Это объясняет долгие сроки ремонта, -комментирует ситуацию директор владимирского филиала ОАО «ТГК-6» Денис Уланов. – Сроки подключения сдвигались вовсе не из-за халатности, а по ряду объективных причин.

Еще одна причина дол­гих отключений в том, что этим летом рекон­струкция сетей охватила всю страну, и заводы по изготовлению труб не справлялись с заказами, затягивали сроки поста­вок. Тем более что из-за жары рабочие графики заводов корректирова­лись.

Гнев жителей тут неу­местен, считают в ВКС и ТГК-6. Летние «отключ­ки» – для блага самих же горожан. Иначе зимой их снова ждут проблемы с отоплением. Коммуни­кации областного цен­тра изношены в среднем на 60%, их надо срочно заменять. В прошлые годы эта работа почти не велась, и как результат -многочисленные аварии на трубопроводах в мо­розы. Так что сейчас надо радоваться, что в ЖКХ, наконец, наступает «но­вая эра». В землю укла­дываются пластиковые трубы по современной бесканальной (открытой) технологии. По мнению коммунальщиков, такие трубы прослужат не ме­нее тридцати лет. К тому же их укладка обходится дешевле. При старом закрытом способе стальные трубы укладываются в землю в бетонных ка­налах, защищающих их от воздействия внешней среды (воды, электромагнитных полей). Строить такие каналы – дело дол­гое и затратное, а новые трубы в пенополиуретановой изоляции в такой «защитной оболочке» не нуждаются.

В ТГК-6 и ВКС пони­мают, что сроки отключе­ния горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ре­монтов, согласно п. 5.1.5. постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической экс­плуатации жилищных фондов», действительно, не должны превышать 14 суток. Однако, кроме профилактики, на многих участках тепловых сетей шли капитальный ремонт и реконструкция. А этот вид работ, по убеждению коммунальщиков, произ­водится не в соответствии со сроками Госстроя, а на основании местного проекта. Отставаний от своего графика, как сооб­щили «Призыву» в ВКС, там нет. Наоборот, срабо­тали с опережением.

Однако людям, меся­цами страдающим без горячей воды, объяснения коммунальщиков – все равно что переливания из пустого в порожнее. Теплее в кранах от по­нимания «объективных причин» не становится. Жители возмущаются, почему тогда точные сро­ки отсутствия горячей воды не были названы им заранее, в начале лета, почему же в графиках ВКС стояли только пре­словутые две недели.

–    В графике мы ука­зываем не отключения в целом, а только участки,

-пытается прояснить Де­нис Уланов. – Трубопровод состоит из участков.
Каждый участок по гра­фику отключается на две недели, но этот трубопровод в целом (все участки) может ремонтироваться месяцами, поэтому жители в целом не получали воды месяцами. График много раз уточнялся, по­
тому что в ряде случаев коммунальщики заранее не знали, что времени
на ремонт потребуется больше. Гидроиспытания каждый раз выявляли
новые дефекты, и на их устранение требовалось дополнительное время.
Изначальный график – теоретический, а практика вносила свои коррективы. Если мы сейчас ради ускорения процесса начнем сдавать трубо­проводы с недоделками, зимой может случиться коллапс. А эта зима по
прогнозам будет холоднее прошлогодней. Вы сейчас сидите без горячей воды,
чтобы зимой риски были минимальными.

–   Мы отключаем воду не потому, что мы так хотим и ничего не делаем. Мы
тоже от этого страдаем, от упущенной выгоды и не дополученной выручки,

-добавляет Юрий Костю­ков. – И мы не считаем, что своими действиями
испортили репутацию коммунальщиков в глазах жителей, ведь все для их
же блага. ЖКХ – не та си­стема, где в одном месте можно резко дернуть, и в
другом тут же улучшится. Проблемы изношенности сетей накапливались даже не годами, а десятиле­тиями, по 20 – 30 лет. Тут одномоментно и резко перестроить и наладить все невозможно. Система катится по инерции. Мы сейчас прилагаем все уси­лия, чтобы затормозить катастрофическое раз­рушение ЖКХ и развер­нуться в обратную сто­рону – к улучшению. Мы постепенно и планомерно движемся к «теплому бу­дущему», – подытожил Костюков.

В самом деле, практика показывает, что там, где уже проложены беска­нальные трубопроводы и эксплуатируются они уже порядка 10 – 12 лет, дефектов нет, опрессовка проходит буквально в один день, и дома сразу

подключают к горячей воде. И прокладывая та­кие же трубы по всему городу, коммунальщи­ки планомерно идут к тому, чтобы в будущем минимизировать сроки отключения в городе до обещанных двух недель. Однако, когда для владимирцев наступит это самое «теплое будущее», без эксцессов и нервотрепки в начале и конце отопительного сезона, пока неясно. Масштабная замена сетей во Владими­ре только начинается. В ближайшие годы, соглас­но инвестиционной про­грамме (она рассчитана до 2012 года), в областном центре пройдут не менее крупные ремонтные ра­боты. Следующим летом общий объем средств составит также порядка 200 млн рублей. А чтобы кардинально завершить модернизацию всего го­рода (заменить все маги­стральные трубопроводы) в течение пяти лет, ны­нешние темпы работ, по признанию ВКС, следует увеличить ровно в десять раз!

Ясно, что это невозмож­но. В десять смен работать никто не будет. Следуя этой логике, модерни­зация такими темпами, какими она велась этим летом, будет завершена только через 50 лет… По­лучается, мучиться вла­димирцам с ежегодными сезонными «отключками» еще целых полвека.

Как выяснил «Призыв», в других регионах то же самое. И в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Рязани, и в Саратове – по всей стране люди про­вели это лето с холодной водой. Но все сходятся во мнении, что одно дело – мифическое общее благо, и совсем другое – кон­кретные страдания каж­дой семьи в отдельности. Кто-то из-за отсутствия горячей воды дома едва справляется с уходом за грудным ребенком, кто-то теряет здоровье на работе. С одной сторо­ны, выступления коммунальщиков выглядят попыткой позаботиться о комфорте граждан. Но с другой, предельные сроки плановых отключений горячей воды прописаны в нормативных актах. Забота о будущем – это похвально, но и законы надо соблюдать.

За компенсацией ущерба – в суд

Три месяца без горячей воды – не просто долго, это антисанитарно. По действующим с прошло­го года СанПиНам, «в период ежегодных профилактических ремон­тов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток». На этот же документ ссылаются и утвержденные постанов­лением правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 «Правила предоставле­ния коммунальных услуг гражданам». На сайте Роспотребнадзора также можно найти позицию главного госсанврача РФ Геннадия Онищенко о том, что местные вла­сти, устанавливая долгие сроки отключения, тем самым нарушают феде­ральный закон. В том же выступлении говорится, что, к сожалению, такая ситуация повсеместна. Во многих регионах жители вынуждены даже платить за горячую воду весь пе­риод, когда ее в домах не было (Владимир – исклю­чение, перерасчеты у нас сделаны).

Если жители считают свои права нарушенны­ми, они могут обращаться в прокуратуру, Роспотребнадзор и в суд. В случае установления фактов на­рушения прав потребите­лей коммунальных услуг управление Роспотребнадзора по Владимирской области тоже может об­ратиться в суд с заявле­нием в защиту законных интересов неопределен­ного круга потребителей в соответствии со ст. 40 закона РФ «О защите прав потребителей».

Перерасчет по оплате горячей воды должен быть произведен за каждый день ее отсутствия свыше 14 дней, разрешенных по закону на профилакти­ку. Согласно все тем же «Правилам предоставле­ния коммунальных услуг гражданам» ежемесячная стоимость горячей воды должна быть снижена на 0,15% за каждый час просрочки. Или на 3,6% в день, если счет пошел на сутки. Кроме того, такая просрочка, по сути, позволяет говорить о не­качественном оказании услуги или о неоказании услуги вообще, поэтому пострадавшие потреби­тели вправе требовать возмещения в полном объеме убытков, если они были причинены. На сайте Российской акаде­мии правовой и судебной информации говорится, что такой урон может быть причинен исполь­зованием некачественных электроприборов – тех же водонагревателей: от поражений током до ко­ротких замыканий и, как следствие, пожаров. Одна­ко доказать, что подобные напасти напрямую связа­ны с фактом затяжки сро­ков ремонта теплотрассы под собственным домом, на практике крайне про­блематично. С другой стороны, поскольку речь в случаях слишком долго­го отключения воды идет о нарушении законода­тельства в целом, постра­давшие имеют право и на компенсацию морального вреда. В таких ситуациях до составления иска в суд стоит обратиться с письменной претензией в управляющую компанию. А в случае отказа – в суд по месту жительства.

Однако, несмотря на то, что воду отключают каж­дое лето, судебная прак­тика по таким делам во Владимире немногочисленна. По словам дирек­тора по сбытовой деятель­ности ОАО «ВКС» Нико­лая Голенкевича, в этом году жители Владимира не подали на компанию ни одного судебного иска. Получается, владимирцы сегодня предпочитают не судиться с коммунальщи­ками, а рассказывать о слишком долгом ремонте по телефону сотрудникам всевозможных «горячих линий» (ВКС для этих целей летом специально создали многоканальную линию, и телефон не смолкал). Люди не обращаются в суд, так как стоимость квалифици­рованной юридической помощи в несколько раз превысит размер пред­полагаемой компенсации вреда. Те же, кто считает ущерб значительным, например, пенсионеры, зачастую не могут защи­щать себя самостоятельно в суде.

В прошлом году судеб­ные прецеденты были. За непунктуальность коммунальщиков расплачива­лись не только они сами, но и местные власти. Год назад судебная коллегия Владимирского област­ного суда оставила в силе решение Октябрьского райсуда города Влади­мира, признавшего не­законным постановле­ние городского главы, которым был утвержден график плановых отклю­чений горячей воды на лето. Причина – несо­блюдение установленных законодательством сроков отключения и, как след­ствие, нарушение прав неограниченного круга лиц. Горожане в резуль­тате получили возмож­ность не только взыскать с непосредственного по­ставщика услуги – управ­ляющей компании или ТСЖ – компенсации за каждый день просрочки, но и требовать возмеще­ния морального вреда в связи с необоснованно завышенным периодом сезонного отключения воды. К тому же многие жители к лету запасаются не только привычными кастрюлями и тазиками, но и тратятся на электро-водонагреватели.

Может быть, еще и по­этому нынешним летом в графиках ВКС указывался только срок отключения в 14 дней и не назывались истинные масштабы «от­ключек». Иначе реальный график снова мог быть обжалован в суде.

Кстати, срок исковой давности по таким де­лам – три года, так что если суд признает правоту жителей, они могут по­требовать компенсацию ущерба с коммунальщи­ков и за прошлые годы. Чтобы начать процесс по поводу отключения горя­чей воды, нужно взять в управляющей компании сведения с датами, когда вода отсутствовала в доме.

Во Владимире есть ули­ца под названием «Ком­мунальный тупик». На ней всего один дом. Но сегодня возникает ощу­щение, что в коммуналь­ном тупике живем мы все, и обычным жильцам надеяться не на что. Од­нако не всегда это так. Главное свойство комму­нальной услуги – ее бес­перебойность. И тот, кто считает, что его права на бесперебойное получение горячей воды были нарушены, имеет шансы отстоять свои интересы.

 

Елена ПЕВЦОВА

Просмотры: