16+

Назло всем диагнозам

Еще несколько лет назад детей, которых принято называть умственно отсталыми, относили к разряду необучаемых. «Умственная отсталость» – диагноз, который, в общем-то, становится угрожающе заурядным. Между тем для родителей детей, которым он ставится, и для всего общества это – огромная беда.

Тем более важным представляется обращение к современному опыту реабилитации и социальной адаптации умственно отсталых. И во Владимирской области это делают. Многие ребята с тяжелыми диагнозами теперь могут не просто учиться, но и получать профессию.

Терпение и труд все перетрут

ОГ УСО «Кольчугинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» – единственное в области. Оно рассчитано на 250 человек. Здесь живут и проходят реабилитацию дети до 18 лет и молодые инвалиды от 18 до 35 лет. Сегодня все места в доме-интернате заняты.

За последние три года 54 ребенка из дома-интерната окончили ПТУ по специальностям «маляр-штукатур» и «швея». В этом году с 1 сентября пойдут учиться еще 13 человек. В перспективе ребят планируют обучать еще одной специальности – «цветовод».

– Мне кажется, эти профессии для них самые лучшие: и доступны для освоения, и всегда востребованы, – говорит и.о. директора дома-интерната Елена Семенова.

Педагоги и психологи развивают ребят с самого раннего возраста. С каждым воспитанником дома работают индивидуально и составляют индивидуальную программу обучения. В учреждении есть сенсорная комната, спортивный зал, компьютерный класс, музыкальные занятия, ежедневные занятия с психологом, которые дети просто обожают. Елена Семенова, например, рассказывает, что их педагог-психолог Зоя Ивановна работает с утра и до позднего вечера, а молодежь ждет не дождется своей очереди заниматься. В ответ на это Зоя Ивановна улыбается и раскрывает свой главный профессиональный секрет:

– Надо уметь любить таких детей! Вся моя методика в этом!

В школьной мастерской ребят уже за несколько лет до поступления в ПТУ начинают обучать азам будущей профессии. Занимаются с детьми от 12 лет и молодыми инвалидами. Инструкторы по труду Валентина Лютнева и Светлана Кузнецова лично разрабатывают методику занятий для каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности. Начинают обычно с простейшего: просят ученика «прошнуровать» готовый рисунок. Через некоторое время предлагают сделать то же самое, но уже с помощью иголки и нитки. Так, шаг за шагом ребенок учится вышивать, причем совершенно в разной технике.

Посмотрев одну из работ, вышитую крестиком, директор областного департамента социальной защиты населения Любовь Кукушкина восхитилась: «Какая красота! Тоже ваши ребята делали?»

– Да. Это Настя очень любит вышивать крестиком и берет обычно религиозную тематику. У нее действительно здорово получается, – делятся радостью за свою ученицу педагоги.

Раз за разом преподаватели усложняют задачу для своих подопечных, задания становятся все серьезнее. На заключительном этапе обучения ребята осваивают швейные машинки – с ручным и ножным приводом. Педагоги говорят, если бы не было всех этих занятий, дети в дальнейшем не смогли бы учиться в училище. А так «в интернате молодежь учится, а в ПТУ приобретает профессию».

Кстати, в учреждении есть даже выставка работ выпускников училища, так что все желающие могут полюбопытствовать, каких успехов достигают эти ребята при упорном труде, собственном и преподавателей.

В компьютерном классе дети обучаются основам работы на ПК. Многие настолько продвинулись вперед, что теперь им доверяют набирать тексты для журнала, который делается силами воспитанников и педагогов интерната. Издание называется «Наш дом». Сейчас к выходу готовится уже третий выпуск.

Понять себя, чтобы быть интересным другим

Познать свой внутренний мир, раскрыться как личность, научиться находить общий язык с окружающими – этому ребят учат на занятиях Валентины Комаровой. Она разработала специальную программу «Зеркало» – для тех, кто намерен достичь успехов в жизни.

– Ко мне приходят те, кто хочет развивать свое самосознание, самоутвердиться, найти свое место в жизни,  –    поясняет Валентина Александровна. – Никого на занятия силком не тащат. Это личной выбор каждого человека.

Всего, по словам Комаровой, у нее постоянно занимаются 15 человек. В основном это подростки и уже совершеннолетние воспитанники, молодые инвалиды. Продолжительность одного урока не ограничена, может идти два-три часа – все зависит от желания самих воспитанников учиться и общаться.

Тема одного из последних занятий – «Мое лицо и мое тело». Ребята пришли на урок с автопортретами: нарисовать себя, рассказать о себе, своей внешности, характере, привычках – вот сейчас основная задача.

Сергея Леонтьева, который начинает рассказ: «У меня худощавое личико, черненькие волосы, карие глаза. Люблю улыбаться», – обожают и педагоги, и ребята.

– За его характер, – поясняет Елена Семенова. –  Он очень добрый, порядочный, серьезный. Он – лидер по натуре, очень разумный, целеустремленный. Понимает, что ему надо учиться, и посвящает этому много времени.

Сергей – с детства в доме-интернате, у него ДЦП. Впервые встать на ноги он смог только в 16 лет благодаря стараниям врачей, педагогов и серьезной работе над собой. Сегодня он – душа компании: веселый, жизнерадостный, несмотря ни на что. Он с удовольствием принимает участие во всех концертах, которые организуют в доме-интернате. В основном, читает стихи….

Елена Константиновна, рассказывая о Сереже, признается: «Даже мурашки бегут по телу» – до такой степени сочувствует парню. Хочется, чтобы он вместе с другими воспитанниками «дома» был любим другими людьми и смог найти свое место в жизни.

Приди за мной, мама!

Когда воспитанники интерната достигают 35-летнего возраста, их переводят в областные дома инвалидов. И несмотря на то, что, по словам сотрудников, во многих подобных учреждениях хорошие условия содержания, лучше, чем с собственными родителями, таким молодым людям нигде не будет. Именно поэтому одна из главных задач – восстановить связь родителей и воспитанников учреждения. Порой этого приходится добиваться даже через суд. Но самое приятное, что усилия не оказываются напрасными: до нерадивых мам и пап время от времени удается «достучаться» и они вдруг решают исправить свои прежние ошибки и забрать собственного ребенка, от которого много лет назад отказались, в семью.

– Когда родители впервые за 15-20 лет видят сына или дочь, то обычно просят у нас прощения: «мы молодые были, глупые»… Говорю, я не Господь Бог для того, чтобы вас судить, но мы делаем все для того, чтобы вы были со своими детьми, – говорит Елена Семенова.

В прошлом году из дома-интерната родители забрали шестерых детей. За первое полугодие этого года – троих. В учреждении уверены, что это достаточно высокий показатель.

Одному из воспитанников, которого мама в прошлом году забрала после долгой разлуки, уже за тридцать. Он сложный по здоровью, не очень хорошо говори т, но, несмотря на это, мать счастлива тем, что воссоединилась с сыном. Время от времени она звонит в дом-интернат и рассказывает педагогам, что «у них с Максимом все хорошо».

Еще один вариант, который сегодня активно прорабатывается персоналом интерната, вариант опекунства над детьми священнослужителями. Воспитанники «дома» часто общаются с духовенством, и один из батюшек уже решил взять на себя ответственность за воспитание таких детишек. Сейчас он занимается оформлением опекунства.

– Нашим детям многое дается непросто, но у них такой заряд оптимизма и такое стремление к лучшей жизни, что даже здоровый человек может им в этом позавидовать. Глядя на них, свои собственные проблемы отходят на второй план, домашние трудности и семейные неурядицы забываются сами собой. Хочется жить и так же, как эти ребята, верить только в лучшее, – заключила Елена Семенова.

Кира Смирнова

Просмотры: