16+

Налогоплательщикам станет комфортнее

Законодатели внесли в Налоговый кодекс РФ очередную, очень солидную и, как выяснилось, выгодную для налогоплательщиков порцию поправок. Со вступающими в силу новациями читателей «Призыва» любезно согласился познакомить управляющий партнер юридической фирмы «Кузин, Мохорев, Пузанов, Савенко и партнеры» Александр Кузин.

–  Александр Викторович, когда были приняты поправки в Налоговый кодекс?

–  27 июля 2010 года был принят очередной пакет поправок в Налоговый кодекс РФ. Президент подписал Федеральный закон 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».

Закон был опубликован в «Российской газете» 2 августа и вступит в силу 2 сентября. Ряд положений, касающихся второй части Налогового кодекса, вступает в силу в иные сроки.

–  Каких разделов налогового законодательства они коснулись?

–  Во-первых, поправки нацелены на более активное внедрение электронного документооборота. Во-вторых, уточняются различные аспекты налогового администрирования: порядок постановки на учет, сдачи отчетности, сверки расчетов, проведения налоговых проверок и принятия в ходе них обеспечительных мер.

Кроме того, вносятся изменения в порядок исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (в части увеличения порога амортизируемого имущества), а также изменяется процедура удержания налога на доходы физических лиц налоговыми агентами и порядок предоставления отсрочек-рассрочек по уплате задолженности по налогам. Помимо этого, увеличиваются размеры налоговых санкций и вводятся новые составы налоговых правонарушений.

–  Какова направленность этих поправок?

–  Поправки касаются прежде всего юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и направлены, в основном, на усиление процессуальных гарантий данной категории налогоплательщиков при их взаимодействии с налоговыми органами, то есть на установление более комфортного режима взаимодействия.

Например, более активное внедрение электронного документооборота позволит серьезно сэкономить время на простаивании в очередях в налоговых инспекциях. При этом налогоплательщики смогут обмениваться документами посредством сети Интернет не только с налоговыми органами, но и со своими контрагентами. Это значительно упрощает и удешевляет процедуру оборота документов, тем самым снижает удельные издержки предприятий, связанных с налоговым администрированием.

– Так ли это, ведь за приобретение сертифицированного программного обеспечения все равно нужно будет заплатить?

– Большинство компаний так или иначе ведут бухгалтерский учет в электронном виде. Доступ в Интернет также стал обыденным делом. Поэтому стоимость отправки документов по телекоммуникационным каналам связи невелика. Выгод гораздо больше.

– Перечислите поправки, дающие налогоплательщикам существенные преимущества при ведении электронного документооборота?

–  Например, одна из поправок предоставляет возможность составления счетов-фактур и подписания их в электронном виде. Это сводит к минимуму риски, связанные с подписанием счетов-фактур неустановленными лицами и возложением на добросовестных налогоплательщиков обязанностей по уплате задолженности по налогам проблемных контрагентов. При наличии у контрагента налогоплательщика сертифицированного программного обеспечения, позволяющего заверять документы электронно-цифровой подписью, вышеназванные риски идентификации переносятся на поставщика такого программного обеспечения, то есть на организацию, аккредитованную при налоговом органе.

–  Насколько облегчают налогоплательщикам жизнь поправки, упорядочивающие процедуру налогового администрирования?

–  Поправки дали ответы на спорные вопросы, касающиеся возможности досудебного ознакомления с документами, собранными налоговыми органами в рамках проведения налоговой проверки, в том числе дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом нарушение данного правила следует рассматривать как существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, влекущее за собой признание вынесенного по ее результатам решения недействительным в судебном порядке.

Таким образом, в частности, законодатель создал дополнительные процессуальные гарантии прав налогоплательщика в ходе рассмотрения налоговыми органами материалов налоговой проверки на досудебной стадии, то есть наполнил реальным содержанием право на защиту своих интересов в процессе рассмотрения дела.

Ранее такая информация налоговыми органами не раскрывалась. Мало того, в моей практики были случаи, когда даже в ходе рассмотрения дела в арбитражном суде у налогового органа практически «клещами» приходилось вытягивать документы, ссылки на которые содержались в решении налогового органа. Таким образом, законодатель последовательно проводит линию на совершенствование процедуры рассмотрения актов налоговых проверок, придание ей прозрачности, а также установление начал состязательности – баланса процессуальных прав и обязанностей сторон.

Два года назад Высший арбитражный суд РФ путем судебного толкования установил запрет на необеспечение налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки под страхом признания вынесенного решения незаконным. Впоследствии высший юрисдикционный орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик должен извещаться о времени и месте рассмотрения не только первоначально собранных в ходе проверки материалов, но и всех последующих (в случае проведения дополнительных мероприятий налогового контроля).

Поправки создают благоприятную ситуацию для урегулирования максимального количество споров, связанных с проведением налоговых проверок, самим налоговым органом. В отличие от США, где только 5% налоговых споров доходит до суда, в России процент «отсуживания» доходит до 80-90%. Новые поправки в Налоговый кодекс, помимо облегчения участи налогоплательщиков, призваны разгрузить работу судов.

–  Можете ли вы назвать еще какие-либо значимые для читателей «Призыва» поправки в Налоговый кодекс РФ?

–  Есть еще один важный момент, о котором хотелось бы упомянуть. До внесения изменений в Налоговый кодекс безнадежная к взысканию недоимка по налогам, например, в случае истечения сроков давности для ее взыскания в судебном порядке, не могла быть списана с лицевого счета налогоплательщика. Соответственно предприятия, имевшие такую недоимку, сталкивались со значительными трудностями при подаче конкурсной документации.

В качестве промежуточного решения несколькими месяцами ранее Минфин предложил налоговым органам делать в справках о задолженности соответствующие отметки о том, что такая задолженность является безнадежной к взысканию. С момента вступления в силу поправок появляется возможность легальной очистки лицевых счетов предприятий и списания такой задолженности. Последнее не может не повысить инвестиционную привлекательность российских компаний на внутреннем рынке.

– На фоне увеличения комфортности усилены и карательные меры по отношению к налогоплательщику?

–  За непредставление налоговой декларации при отсутствии налога к уплате минимальный размер штрафа увеличен в 10 раз. Усиливая процессуальные гарантии прав налогоплательщика, законодатель одновременно требует от него и повышения исполнительской дисциплины. Со 100 символических рублей штраф увеличен до 1000. В 4 раза увеличен также штраф за непредставление налоговым органам сведений, которые необходимы для осуществления налогового контроля, – с 40 до 200 рублей за один непредставленный документ.

–  Складывается впечатление, что долгожданными и упорядочивающими правовое пространство поправками налогоплательщиков исподволь готовят к увеличению налогового беремени с 1 января 2011 года, связанному с размером уплаты страховых взносов.

– Что касается увеличения налогового бремени, то вырастет только размер зарплатных налогов, то есть размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Все остальные налоги в России были и остаются достаточно низкими. В связи с тяжелой демографической ситуацией, дефицитом бюджета и необходимостью увеличения размера пенсий – доведением их до прожиточного минимума –  избежать повышения размера взносов вряд ли удастся. Перекладывание бремени содержания пенсионеров с работающего населения на иные группы налогоплательщиков, по моему мнению, является несправедливым. Однако большинство компаний малого и среднего бизнеса ожидали от государства введения льготного отлагательного периода, по крайней мере, на 3 -5 лет.

Кроме того, налоги на фонд оплаты труда для крупных предприятий вырастут не столь значительно – с 26 до 34%. А вот для малых и средних предприятий, находящихся на упрощенной системе налогообложения и на ЕНВД, рост будет существенным – с 14 до 34%. Стоит также отметить, что в России, в отличие от большинства развитых стран, малый бизнес сосредоточен, в основном, в торговом секторе экономики, а крупные форматы занимают менее 30% всего товарооборота. На Западе же соотношение малого и крупного бизнеса в розничной торговле прямо противоположное.

В то же время для малых предприятий производственного сектора, особенно для тех, что работают в сфере высоких технологий, ожидается принятие поправок, снижающих налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. В законодательстве уже установлены налоговые льготы на фонд оплаты труда высококвалифицированных иностранных специалистов. Остается только надеяться, что российский малый бизнес, следуя «генеральной линии партии и правительства», перейдет из торгового сектора в сферу производства, а не, как обычно, «в тень». Кроме того, будет задействовано большинство легальных механизмов оптимизации налогового бремени.

Ольга Романова

Просмотры: