16+

Шлюз № 5 – рукотворное чудо

Среди малоизвестных «чудес света» нашего края с полным основанием может быть назван чудом сохранившийся деревянный шлюз близ устья реки Тезы при ее впадении в Клязьму.

Именно там проходит граница между нынешней Владимирской и Ивановской областями. Точнее, Ковровский район там соседствует с Южским. Прежде же это были, соответственно, Ковровский и Вязниковский уезды единой Владимирской губернии. Теза – река по сравнению с Клязьмой куда более узкая, да и глубины в ней были неравномерными. Для того чтобы обеспечить там судоходство, потребовалось устроить целую систему шлюзов. Их строили из дерева, а пуск воды осуществлялся вручную при помощи рычагов. Одновременно был спроектирован особенный тип баржи – узкой и длинной, в отличие от широких пузатых волжских барж. Эти специальные баржи получили название тезянок. Для строительства тезянок были устроены верфи в Коврове, Вязниках и Мстере. При помощи тезянок перевозились грузы между Шуей, Ковровом и Вязниками.

По указу государя-императора

Все началось с посещения Владимирской губернии императором Николаем I в 1834 году. Его Величество посетил Владимир, Ковров и Шую. Там он узнал о проблемах водного сообщения по Тезе, где из-за низкого уровня воды и мелей баржи проводить было возможно лишь во время весеннего половодья или в дождливое лето. В 1836 году по личному указу государя на Тезе и были возведены пять деревянных шлюзов, из которых пятым по счету и самым крупным был тот, что сохранился там до сих пор. Рядом возвели вахтенный домик для дежурной смены матросов шлюза и смотрителя. Всего это строительство обошлось в 120 тысяч рублей серебром – в немалую сумму по тем временам.

Важной частью шлюза была плотина с отверстиями для сброса воды, по верху которой проходил мост. Путем специальных каналов с берегами, укрепленными камнем, вода подводилась к деревянной шлюзовой камере со полами из двойного ряда массивных дубовых бревен на сваях, углубленных в насыпанной подушке из щебня и глины. С двух сторон камеры имелись также устроенные из дерева ворота, открываемые специальными рукоятями, действующими по принципу рычага.

Врата для полумиллиона судов

Первая навигация, в которой были задействованы тезянские шлюзы, началась летом 1837 года. С тех пор они действовали без перерыва вплоть до 1986 года. Число судов, проходивших там за сезон, доходило до 8000 единиц. Всего же ныне сохранившийся шлюз № 5 за его длительную историю миновало более 500 тысяч судов различного типа – тезянок, барок, пароходов и катеров.

Ныне шлюз № 5 на границе Владимирской области едва ли не единственный уцелевший от столь давних времен. Вплоть до 1994 года он находился на балансе Муромского района водных путей государственного предприятия «Канал имени Москвы» Министерства речного флота России. Сейчас шлюз находится в ведении ФГУ «Верхне-Волжсководхоз». Недавно по решению руководства этого предприятия пятый шлюз был отремонтирован.

Предполагается, что в недалеком будущем шлюз-ветеран еще послужит для организации уже не грузовых, а пассажирских перевозок по Тезе. Существуют планы организации водных туристических маршрутов из Нижнего Новгорода по Оке в Муром, затем по Клязьме в Гороховец и Вязники, а оттуда в Шую по Тезе. При этом уникальный деревянный шлюз № 5 сам по себе может стать местом паломничества речных путешественников. Уже сейчас многие лодки и катера специально заходят из Клязьмы в устье Тезы. Их пассажиры хотят своими глазами увидеть не имеющее аналогов речное гидротехническое сооружение.

Техник гидроузла № 5 (как официально именуется шлюз) Виктор Михайлович Марков радушно принимает каждого гостя. Сейчас, правда, добраться туда непросто. С владимирской стороны дорог нет вообще, с ивановской можно проехать по грунтовой и малодоступной в распутицу колее, если знать правильный путь среди многочисленных развилок в пойме Клязьмы и Тезы.

– Длина шлюзовой камеры у нас 18 метров, – рассказал Виктор Марков. – Ее ширина – 4,5 метра. Этим значением и определялись размеры всех судов, которые предназначались для захода из Клязьмы в Тезу. Пока здесь ходили лишь деревянные баржи-тезянки, то таких параметров вполне хватало. Но когда в 1907 году ковровский купец Василий Носков выстроил первый специально спроектированный для Тезы пароход, который буксировал баржи вверх и вниз по течению, проводя караваны и по Клязьме, то судостроителям пришлось попотеть, дабы уместить все необходимые машины и механизмы в пресловутые 4 с половиной метра по ширине! Это удивительное судно хозяин назвал своим именем.

Полтора десятка лет назад казалось, что шлюзам на Тезе – конец, но теперь у нас все отремонтировано. В том числе имеется новенький переходной мост на плотине, однако в целом в комплексе сооружений гидроузла сохранилось много первоначальных конструкций, возведенных еще в 1836 году.

Усадьба в стиле классицизма

Шлюз № 5 привлекает внимание любителей экзотики из различных уголков России и даже иностранцев. Чаще всего туда приезжают москвичи и нижегородцы. Территория гидроузла, с вахтенным домиком в стиле классицизма с деревянными колоннами, окружающие его старые липовые аллеи, поразительно напоминает своим видом старинную усадьбу, окруженную парком. Даже в нынешнюю запредельную для наших мест жару там почти не чувствуешь зноя. От речной воды, которая без перерыва низвергается в водопропускные отверстия плотины, образуя на равнинной реке рукотворный водопад, веет прохладой. Поэтому место для отдыха там почти идеальное. Кстати, рядом и рыба ловится отлично. Единственное неудобство – купание поблизости от шлюза категорически запрещено. Напор воды там такой, что даже самый тренированный пловец не сможет противостоять силе стихии.

Не отрываясь, смотреть на бег воды на плотине можно минутами, если не часами. Река меняет цвет от голубого на глубине до темно-зеленого на мелководье искусственного дна, потом, низвергаясь с плотины, вздымает бело-желтую пену и растекается дальше мутноватым потоком, вырываясь на свободу из теснины выложенных камнем и деревом искусственных берегов…

Николай Фролов

Просмотры: