16+

От введения акциза на топливо выиграют не все

Новая схема финансирования дорожного хозяйства России, разработанная Министерством транспорта, в целом одобрена Министерством финансов. Транспортный налог будет отменен. «Призыв» узнал, насколько, по мнению экспертов, будет эффективна новая схема аккумулирования средств.

Вместо транспортного налога вводится повышенный акциз на моторное топливо и масла. Увеличение составит в среднем 3 рубля за каждый литр. Предполагается, что собранные таким образом средства пойдут в дорожные фонды и новая схема позволит уже в 2011 году почти вдвое увеличить объем средств, выделяемых на ремонт автомобильных дорог.

– Для автовладельцев, думаю, ситуация будет не хуже, чем при уплате транспортного налога, потому что частник может регулировать количество поездок, – сказал заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Леонид Усков. – С точки зрения перевозчика ситуация выглядит иначе. Его издержки, а следовательно, и стоимость проезда на общественном транспорте для населения, возрастут.

Что касается ремонта дорог, то, по словам Леонида Ускова, еще нужно посмотреть, сколько денег «капнет в регион». Дело в том, что акциз на топливо будет взиматься непосредственно на нефтеперерабатывающих заводах, которые есть далеко не во всех регионах.

–  Во Владимире топливо не производится, –  сказал Леонид Усков. –  Идея хороша для Рязани, Москвы, Омска. Им, наверное, будет это выгодно.

Минтранс предлагает заменить транспортный налог повышенным акцизом на топливо с увеличением ставки в среднем на 3 рубля за литр (и на 4 рубля за килограмм ГСМ). Половину собранных акцизов передадут в регионы. В результате средняя цена бензина в России вырастет до 26 рублей за литр (при нынешних 23 рубл ях). По расчетам министерства, сделанным с привлечением экспертов из числа транспортных компаний, цена конечной продукции за счет повышения топливного акциза и транспортных расходов повысится не более чем на 0,4 – 0,6%. Стоимость проезда в общественном транспорте в зависимости от региона вырастет на 0,5 – 1 рубль.

–  Старая система взимания транспортного налога с автовладельцев была справедливой, – считает президент Владимирской областной топливной ассоциации Рустам Вишняков. – Это был фактически налог на роскошь, о введении которого так много сегодня рассуждают чиновники, и у него был совершенно четкий параметр – объем двигателя транспортного средства. Эти деньги власть пускала на дороги.

При принятии новой системы, по мнению Рустама Вишнякова, все собранные средства будут аккумулироваться на федеральном уровне, а регионам придется защищать в Минтрансе капитальный ремонт каждого километра региональной сети и кланяться за каждый рубль.

– Это еще более усилит вертикаль власти и даст возможность манипулировать региональной политикой, – подчеркнул президент Владимирской областной топливной ассоциации.

Планируется, что объем расходов на дорожное хозяйство в федеральном бюджете будет формироваться исходя из уровня расходов 2010 года плюс та часть, которая поступит в федеральный бюджет от распределения повышенного акциза. В итоге, по расчетам Минфина, дорожное хозяйство дополнительно к ранее запланированным средствам получит в 2011 году 166 млрд руб., в 2012-м – 266 млрд, в 2013-м – 290 млрд рублей.

Выпадающие доходы регионам будут компенсироваться исходя из того, что транспортный налог за 2010 год они реально соберут только в 2011 году. Минфин предлагает сначала из общего объема дополнительно поступивших налогов компенсировать регионам потери от отмены транспортного налога, а оставшуюся сумму разделить «по-честному – пополам между федеральным и региональными бюджетами». Распределение между регионами будет происходить по формуле, исходя из объемов продаваемого бензина. Та часть акциза, которая существует сейчас, будет по-прежнему делиться по формуле, учитывающей протяженность автомобильных дорог и численность парка автомобилей. Аналогичным образом будут делиться дополнительные доходы бюджета и после 2012 года, когда поступлений от транспортного налога у регионов уже не будет.

Ольга Романова

Просмотры: