16+

Война за «святой источник»

 Нешуточные страсти разгорелись в селе Воскресенье Петушинского района. А все из-за воды. Жители черпают ее со дна единственного колодца, хотя есть артезианская скважина. И воды там хоть залейся. Но этот источник селянам не принадлежит. Во всяком случае, пока. Так что плещут через край эмоции.

Спорная скважина

Интрига в том, что владеет источником не частное лицо и не какая-нибудь коммунальная организация, а церковь. Та самая, в чьем восстановлении участвовали сами жители села – храм Воскресения Христова. Еще семь лет назад с этой целью была образована православная община.

Надо сказать, что храм находится в бывшей усадьбе князей Хованских. В свое время она была передана пионерскому лагерю, принадлежавшему Московскому заводу по модернизации и строительству вагонов им. Войтовича. Предприятие было не против «реанимирования» прихода и даже оказало поддержку.

В общем, всем миром взялись за благое дело – восстановление храма. Но тогда, в 2003-м, для ведения работ требовался большой объем воды.

– А в селе – один колодец, – поясняет протоиерей Евгений (Филатов), взявшийся окормлять местную паству. – С дополнительной нагрузкой он не справлялся: вода убывала стремительно, а на пополнение нужно долгое время. Словом – проблема.

Выход, по словам священника, нашли в том, что наладили работу одной из заброшенных скважин. Ее прокачали. Перегоревший насос заменили новым, импортным, и стали брать воду на церковные нужды.

Но жители произошедшее трактуют иначе. Утверждают, что около 40 лет пользовались скважиной, и подача воды не останавливалась, оборудование было исправно. Скважину пробурили в начале 70-х для обеспечения водой пионерского лагеря. Завод по договоренности с местным совхозом снабжал водой и селян. Был проложен и водопровод, да только, по словам жителей, его у них просто «вырвали» несколько лет назад под предлогом ремонта дороги.

Нет платы – нет воды

Отношения вначале выясняли на общем собрании.

–  Никто не хотел свары, – рассказывает местный житель Алексей Васильев. – Поэтому мы за свои деньги сделали новый водопровод и предложили плату за воду перечислять в качестве благотворительного взноса на восстановление храма.

Церковь с пониманием отнеслась к требованиям прихожан.

–  Договорились, что подключим воду, чтоб мир был. Речи не было о возмещении расходов на оборудование. Жители обещали, что будут вовремя платить за воду по условным тарифам, потому что у нас лицензии на водоснабжение нет. Два года мы исправно выполняли решение собрания, но никакой оплаты так и не дождались, – поясняет отец Евгений.

А не дождавшись платы, воду перекрыли. Таково было решение приходского собрания. Случилось это в августе прошлого года.

–  А как платить, не имея квитанций? – возмущается Галина Щенева. – Есть общий счетчик на деревню и к каждому домовладению, а расчетного счета «прихода» нам не дали.

Слово за слово – договорились до того, что скважина «захвачена» церковью незаконно. Дело дошло до суда. Начались разбирательства. Заседали в районном суде четырежды. Наконец, было вынесено решение. Администрацию Нагорного сельского поселения, куда входит село Воскресенье, обязали принять водопровод на свой баланс и обеспечить население водой.

–  Водопровод-то, может, администрация и примет, только кому нужны пустые трубы? –  шумят селяне. – Нам скважина нужна!

Кто хозяин?

«В реестрах государственного имущества Владимирской области и федерального имущества скважина не значится», –  следует из ответа областного департамента имущественных и земельных отношений на обращение воскресенцев. Также отсутствуют сведения о ее правообладателе.

Таким образом, скважина,  по версии чиновников, до сих пор остается бесхозной. Но никаких оснований для признания ее таковой не усматривает прокуратура Петушинского района, ссылаясь на то, что в 2003 году Московский завод по модернизации и строительству вагонов им. Войтовича отдал скважину приходу в безвозмездное и бессрочное пользование.

«В момент передачи скважина находилась в неработоспособном состоянии, – отвечает прокуратура местной жительнице Галине Щеневой, – и восстановлена приходским советом за счет  собственных средств».

Проблема в том, что свидетельство на безвозмездное бессрочное пользование земельным участком под пионерский лагерь (6 гектаров земли) Панфиловский сельский Совет выдал в 1993 году заводу им. Войтовича, а через 11 лет предприятие акционировалось: теперь это ОАО, которое, как явствует из письма дирекции Вагонреммаш ОАО «РЖД», не является правопреемником вагоностроительного завода. И списанное с баланса прежнего предприятия имущество при создании нового в уставный капитал не вносилось.

После жалоб и обращений воскресенцев весной нынешнего года областной департамент имущественных и земельных отношений поручил главе муниципального образования Нагорное сельское поселение Ольге Копыловой «осуществить необходимые действия по принятию артезианской скважины в муниципальную собственность». Было направлено письмо архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию с просьбой «поручить руководству прихода не препятствовать снабжению жителей Воскресенья питьевой водой из артезианской скважины – единственного действующего источника питьевой воды в деревне».

У каждого свои заботы

Но пока власть духовная не внемлет власти земной. А лето жаркое. А пора засушливая. Колодец почти опустел. Жители готовы ввести жесткую норму: брать оттуда по ведру в день, не больше. Дачники запаслись флягами и привозят воду из Покрова. Сколько еще держаться селу без воды?

Местные власти готовы взять источник воды в свою собственность. Это положило бы конец распре. Но в соответствии с Гражданским кодексом РФ бесхозная недвижимость может быть передана муниципалитету только по истечении года со дня постановки ничейного имущества на учет. Это время дается в расчете на то, что может объявиться правопреемник бывшего собственника, обладающий первоочередным правом на недвижимость.

– А пока у местной власти руки связаны, – пояснил глава администрации Петушинского района Олег Котров. – Чтобы не оставить село без воды еще на год, придется искать выход, встречаться с руководством прихода.

Отец Евгений рассказывает, что, пока жители пользовались водой без оплаты, все было тихо и спокойно. Но постоянно обеспечивать этой услугой селян приход не намерен: он берет воду на восстановление храма, а снабжение водой населения обязанность муниципальной власти. Вот пусть она этим и занимается, а у священнослужителя свои заботы. Близится к завершению реконструкция храма, блестят на солнце новенькие купола, пошел первый колокольный звон.

А дальше – новые планы. Приход собирается создать на месте бывшего пионерлагеря православный оздоровительный центр, который будет заниматься развитием ремесел.

– Центр будет находиться под попечительством, духовным кормлением церкви, но станет самостоятельным юридическим лицом, – делится планами отец Евгений.

Все это прекрасно. Но, думая о высоком, нельзя забывать о насущном. А вода – это, понятное дело, предмет первой необходимости. И ждать еще год, покуда пройдут все бюрократические процедуры, утрясутся все административные вопросы, жители не слишком-то настроены. Пока, слава Богу, этот конфликт не внес существенного раскола во взаимоотношения их с церковью – воскресенцы гордятся тем, что храм возрождается, что он признан объектом культурного наследия регионального значения. Но, право, не хотелось бы, чтобы ситуация усугубилась. Может, все-таки стоит еще раз вернуться к переговорам и решить дело не в судебных инстанциях, а на мирном сельском сходе, где будут представлены все позиции – и селян, и церкви, и местной власти?

…Безучастный к земным страстям, гордо красуется на пригорке храм Воскресения Христова. В церкви от бывшего убранства сохранилась икона Святителя Николая. «Бог чудом сохранил это место, – говорит отец Евгений,- смотрите, вот икона Архангела Михаила сама очистилась». И, находясь под сводами храма, пережившего и видевшего многое, хочется, чтобы разрушительные человеческие страсти не затронули его более, чтобы, приходя сюда, люди думали о высоком, а не винили друг друга в своих бытовых неудобствах.

Елена Щукина

Просмотры: