18+
Погода: +0,9°C
Курсы валют: $00 00

Брак по благословению

09.07.2010

 В третий раз в России отмечается День семьи, любви и верности, приуроченный к дню памяти святых благоверных Петра и Февронии, покровителей брака и семьи.

Не секрет, что семейная жизнь, а с ней все привычные устои общества трещат по швам. В России сейчас около 700 тысяч сирот. Это больше, чем после окончания Великой Отечественной войны. Проблема насилия над детьми со стороны родителей заставляет совершенствовать законодательство, защищать права подрастающего поколения от собственных пап и мам. Привычным становится ответное детское зло в отношении взрослых, стариков, слабых, животных. Если быть последовательным, то надо признать, что наличие более миллиона заключенных в российских тюрьмах – тоже результат кризиса семьи и традиционных ценностей. Дореволюционная крестьянская Россия при соответствующей численности населения не имела такого количества сирот и в ее тюрьмах содержалось в десять раз меньше преступников.

Лечим страсти

Как скрепить семейные узы, сохранить брак в нашем переменчивом мире? Эта проблема не только социологов, но и священников. Разведенный или просто одинокий человек, образно говоря, не благонадежен для Царства Небесного. Брак – это средство сохранения целомудрия. «Брак есть врачество, истребляющее блуд», – соглашается с апостолом в своем толковании святитель Иоанн Златоуст. Известный афонский старец Паисий тоже советовал молодым людям пораньше – лет до 24-25 – вступать в брак именно по этой причине, чтобы не впасть в блудный грех. Многие люди сегодня считают слово «целомудрие» синонимом «воздержанию» или «девственности», хотя это отнюдь не так. Целомудрием можно назвать и здоровую, полноценную супружескую жизнь без измен даже в мыслях. Многие священники отмечают, что, выступая перед светской молодежью, темы отношений полов лучше вообще не касаться, настолько далеки реалии современной жизни от церковных требований. Действительно, когда современному молодому человеку проповедники говорят «не блуди», он воспринимает это как «сиди один и постись», а потому сразу г готов послать батюшку в «пешее эротическое путешествие». Молодым людям даже в голову не приходит, что в их «нежном возрасте» можно вот так просто взять и вступить в брак и начать жить здоровой полноценной жизнью на законных основаниях. А ведь всего одно поколение назад родители этих самых юношей и девушек довольно часто вступали в брак еще студентами, и это никого не удивляло.

Благословение – слово со властью

Символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка – цветок, на котором в народе традиционно гадали «любит – не любит». Гадание, как известно, не лучший способ ответа на вопрос о суженом. В церкви сложилась вековая практика благословения на брак. Именно благословение, с точки зрения православных, должно упрочить семейный союз и быть знаком того, что выбор супругов не случаен, а промыслителен (значит, соответствует не только их намерениям, но и попечению Бога о них).

Первым шагом на пути к церковному благословению является согласие родителей молодоженов. С библейских времен родительское благословение считается условием прочного и счастливого брака. Во время таинства венчания священник молится: «Помяни Боже и воспитавшыя их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов». Бог дал родителям особую власть над детьми. Они должны пользоваться ею, руководствуясь любовью и мудростью.

По традиции жених с родителями приходит в дом родителей невесты и просит у них руки дочери. При согласии на брак они вместе с родителями жениха благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы. Молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа. Вручая иконы, родители выражают высокую мысль, что теперь, когда время воспитания детей для них окончилось, они с верой и надеждой вверяют их всесильному заступничеству Господа и Матери Божией. Иконы эти ставят в красном углу. Нередко ими благословлялось несколько поколений. Они становятся семейно-родовой святыней.

Что надо знать взыскующим

В наше время наблюдается живой интерес к возрождению обычая благословения на создание семьи. Тут стоит предупредить о некоторых возможных препятствиях на этом пути. В разных православных храмах сегодня существуют свои традиции благословения на брак. Так, в некоторых приходах ко всем молодым или уже не очень молодым людям, прежде чем дать разрешение на свадьбу, предъявляют определенные требования. Например, жених и невеста должны быть знакомы несколько лет, но иногда не уточняется, с какой периодичностью они должны видеться в этот период. Некоторые батюшки разрешают своим духовным чадам вступать в брак только с теми, кто не был женат/замужем и вообще вел целомудренный образ жизни до решения связать себя брачными узами. Особенно строго в этом вопросе подходят к женской половине человечества, к мужчинам же почему-то более снисходительны. В одном из известных московских храмов существует такая традиция благословения на брак. Если молодой человек и девушка понравились друг другу, они говорят об этом духовному отцу, и после воскресной службы священник с амвона объявляет всем присутствующим, что, например, Катя и Саша решили пожениться. После этого молодые люди могут вместе ходить, «держась за ручку», до свадьбы. Последний пример благочестия кажется совсем уж экзотическим даже для церковной среды.

Некоторые женихи и невесты стараются заручиться благословением не простого приходского священника, а почитаемого в народе старца. Подразумевается, что он должен знать «волю Божию» о молодых. В таком случае, даже исполнив все формальные требования к браку, они могут и не получить одобрения старца. «Не твое», – скажет он. Известен из истории случай, когда святой Амвросий Оптинский девушке, приехавшей благословиться на венчание, дал совет идти в монастырь, а собравшейся вступить на иноческий путь предсказал замужество и кучу детей. Обе потом были благодарны преподобному за то, что он уберег их от неверного шага.

Однако в наше время подобные старцы являются величайшей редкостью и, как правило, народ устремляется не к старцам, живущим в Духе Божием, а к пожилым (и не очень пожилым) священникам и монахам, порой лишенным обыкновенной рассудительности. Их неразумные благословения могут стать причиной нестроений и бед в семейной жизни. А как иначе можно расценить категорическое требование к родителям выдать дочь замуж за «хорошего человека», которого она еще и не видела? Или, например, «никогда не расставаться с мужем»? Вот и ездит «блаженная» за ним, как пришитая, во все командировки, а детей воспитывают бабушки.

Далеко не все женихи и невесты склонны доверять вторжению «старца» в свою жизнь. Вот одна типичная история, рассказанная женихом:

- Встретил очень хорошую девушку – два года общаемся. Мои родители по-правильному верующие, говорят, съездите к старцу и возьмите благословение на брак. Девушка отказалась – проверка кого и зачем? И вот сижу меж двух огней, и немного тяжко. Родители – это свято, и близкий человек дорог. Девушка расценивает мое поведение как предательство и готова уехать. Звонил в монастырь к отцу Власию, в пост не принимал, на Светлую седмицу тоже… А время идет и давит со всех сторон.

Несмотря на все превратности современной жизни, церковное и родительское благословение остается востребованным. Остается лишь пожелать, чтобы эта традиция укреплялась, бережно относясь к человеческой свободе и взаимной любви.

Михаил Воронов, религовед

Обсуждение закрыто.