16+

Воспитание рысью и галопом

Для ребят из неблагополучных семей в Суздальском районе открыли специальный лагерь. Здесь терпению, пониманию, доброму отношению к людям и открытости – самым, казалось бы, простым, но таким важным истинам детей учат лошади.

Давно известно, что иппотерапия – хороший способ лечения физических и психических заболеваний, а также эффективный метод социальной и личностной реабилитации. Именно поэтому Андрей Чернявский и Михаил Исаков, представляющие Дворянское собрание Владимирской области и общественную организацию «Суздальский КонТур», решили использовать его, чтобы помочь детям из трудных семей.

–  Андрей и Михаил – лауреаты проекта «Кадровый резерв», – сообщила координатор этого проекта по Владимирской области Полина Бочкарева. – Им пришла в голову мысль организовать летний конный лагерь «Иппомама». И партия «Единая Россия» решила их поддержать, оказав финансовую поддержку.

Сначала кнут, потом пряник

В группе у тренера Сергея Карпова – 10 человек. В основном девчонки, учащиеся 3-9-х классов. Сергей Васильевич говорит, что они, во-первых, решительны, а во-вторых, гораздо больше мужчин стремятся к самоутверждению. Верховая езда как раз помогает выработать уверенность в себе.

–   Девочка, которая впервые садится на лошадь, не уверена в собственных силах, а через пять-шесть занятий она едет рысью или даже галопом и понимает, что может сделать гораздо больше, чем предполагала. Так появляется вера в себя, – рассказывает Карпов.

У Сергея Васильевича необычный метод преподавания. Он в отличие от многих педагогов, занимающихся с детьми, изначально намеренно предстает в образе не «доброго дяди», а сурового наставника. И лишь спустя несколько занятий возможны послабления.

–  Я сразу дисциплинирую ребят, – объясняет свой метод учитель. – Добиваюсь от них большей серьезности и внимания.

По мнению Карпова, дети обычно довольно рассеянно внимают наставлениям. А при обучении верховой езде это неприемлемо, поскольку на карту поставлена жизнь и здоровье наездника. Он должен знать элементарные правила общения с лошадью, как таблицу умножения, иначе малейшее неверное движение может привести к травме.

–  Поначалу дети меня воспринимали тяжело, относились настороженно. Когда на первых занятиях проводил инструктаж, намеренно сгущал краски, говорил, что лошадь – это самое опасное животное из всех домашних. Я заведомо ставлю учеников в жесткие рамки: нельзя того, нельзя этого. Но потом, когда ребенок чувствует, что ничего страшного на самом деле не происходит, он успокаивается. Становится послушным, выполняет мои команды. В результате через какое-то время у него возникает навык верховой езды. Если поначалу между нами и был барьер в общении, то постепенно он уходит. Я и сам помогаю ребятам его преодолеть, потому что лично заинтересован в том, чтобы между нами установились дружеские отношения. Мы ведь все партнеры.

«Лошади делают нас добрее»

Как замечал Карпов, дети поначалу бывают очень жестоки с лошадьми, например, хлещут поводом. Скорее всего, делают они это не для того, чтобы выместить собственное недовольство на животных, а просто от того, что насмотрелись вестернов, в которых лихие ковбои ожигают коней хлыстом и с места рвут в галоп. Такие «киношные приемчики» у Сергея Васильевича под строгим запретом. В лагере ездят без кнутов, а лошадью управляют с помощью ног.

Чуть позже, когда ребята привыкают к лошадям и устанавливают с ними контакт, они и сами понимают, что были неправы. Вообще, как признаются другие воспитатели, работающие с детьми из неблагополучных семей, обучение верховой езде и общение с лошадьми действительно благотворно сказывается на психике молодых людей. В лагере почти все ребята «сложные». Некоторые, например, замкнутые, молчаливые, могут неделями ни с кем не разговаривать. А если вдруг с ними попытаться поговорить по душам – сразу в слезы.

–  Нервная система детей нарушена, – вздыхают взрослые, – и общаться с ними непросто.

Друг с другом ребята тоже неважно ладят. Но иппотерапия поистине творит чудеса.

–  Когда девочки вместе моют одну лошадь, кормят ее хлебом или сухариками, у них появляется общее дело. И они уже между собой иначе общаются, более доверительно, становятся добрее, – делятся наблюдениями воспитатели.

Вера, одна из тех, кто занимается в лагере, говорит, что изменилась буквально за несколько занятий.

–   Во мне появился спортивный азарт, желание преодолевать любые преграды. Я сама стала более добрая, открытая, стала меньше бояться, что меня обидят, – признается девушка.

Ее младшая сестра Надя тоже в восторге от верховой езды. Она, даже несмотря на установившуюся жару, не ходит купаться, а все свободное время проводит с лошадьми.

–  Я рысью уже умею ездить, – хвастается девочка.

Всего несколько занятий, и сестры уже уверенно чувствуют себя в седле, хотя поначалу даже на лошадь боялись садиться, думали, что не удержатся.

– Надо просто показать лошади, кто главный, – уверенно говорит Вера. – А еще важно соблюдать правила общения с животными: не стоять сзади лошади, потому что она может лягнуть. Когда угощаете ее хлебом, обязательно держите его на раскрытой ладони, иначе рискуете быть укушенным. Если уши лошади уходят назад, а сама она вся напряжена – тоже дурной знак: животное может либо лягнуть, либо укусить.

Еще одной юной наезднице Насте занятия конным спортом помогли повысить собственную самооценку, хотя до недавнего времени о верховой езде девушка даже не помышляла.

Перед тем как впервые сесть в седло, Настя настраивала себя на боевой лад, ведь ее сразу предупредили: будешь бояться – лошадь не повезет. Пришлось собрать волю в кулак и подавить страх.

–  Невероятно умные животные. Я однажды вела лошадь по канату и забыла, что у меня повод болтается. Лошадь об него запнулась, подняла и положила мне в руки. После этого случая я совершенно перестала бояться этих животных. Они доброжелательные и все понимают. Если ты к ним хорошо относишься, они будут отвечать взаимностью.

На днях в лагерь приехал и директор муромского детского дома № 2 Александр Белянцев. Его подопечные время от времени также посещают частные конюшни или конюшни, принадлежащие МВД. Там детям разрешают и покормить лошадей, и покататься на них. Но подобные «вылазки» случаются не так часто, как хотелось бы. Вот Александр Васильевич и решил перенять опыт суздальских коллег и устроить подобный конный лагерь в Муроме с тем, чтобы его воспитанникам было легче найти взаимопонимание с окружающим миром.

Кира Смирнова

Просмотры: