16+

В области выбрали 25 лучших школ

Во Владимирской области подвели итоги конкурса на лучшее общеобразовательное учреждение этого года. Члены совета по реализации приоритетных национальных проектов на территории региона выбрали в общей сложности 25 школ, городских и сельских, которые получат по 500 тысяч рублей.

Победителей тоже судят

С 2006-го по 2008 год подобные конкурсы проводились в рамках национального образовательного проекта. И вот уже второй год как федералы передали проведение межшкольных состязаний регионам.

Общий объем господдержки инновационных школ в регионах за это время составил 75 млн рублей. Средства направлялись на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, повышение квалификации и переподготовку педагогов. Благодаря материальной поддержке «лучших школ», а в регионе таких каждая третья, создан потенциал, способный стать опорой для всей системы общего образования области.

В этом году отобрали 25 лучших учебных заведений, реализующих инновационные программы. Департамент образования также установил квоту для победителей: 17 городских школ и 8 сельских. Квотирование было и на участие по территориям. Оно зависело от количества детей, которые обучаются в общеобразовательных школах в городе и в селе.

– Опыт проведения подобных конкурсов показал, что квотирование необходимо, в первую очередь, для поддержки отдельных территорий, где количество детей сегодня даже меньше тысячи. Такая ситуация, например, в Муромском и Селивановском районах. Для таких школ мы все равно предусмотрели квоты в объеме представления документов на одно образовательное учреждение, – пояснила зам. директора областного департамента образования Ольга Беляева.

Она отметила также три основные особенности конкурса в 2010 году. Во-первых, впервые ввели две номинации: «лучшая городская» и «лучшая сельская» школы. Такое решение было принято для того, чтобы поддержать сельские школы, которых в области большинство –  60%, и им зачастую нелегко конкурировать с городскими учреждениями. Во-вторых, особое внимание в этот раз уделялось «общественному признанию» школы. Учитывалось мнение как общественных организаций, так и родителей. И наконец, третья особенность. В этом году почти две трети школ, вошедших в 25 лучших, бывшие школы-победители.

Обновленный вариант положения о проведении конкурса не ограничивал участие в состязании победителей прошлых лет. Это было сделано намеренно, чтобы развивать в области сеть сильных школ –  ресурсных центров. По мнению сотрудников департамента, школы, уже становившиеся лучшими, имеют право вновь стать победителями хотя бы для того, чтобы получить дополнительное финансирование, а вместе с этим стать более сильными в плане материально-технического оснащения и кадровых ресурсов.

– С одной стороны, экс-победителям, конечно, было легче участвовать в конкурсе. А с другой – сложнее, поскольку эксперты смотрели динамику развития этих школ, насколько они сумели продвинуться вперед за последнее время. И высокие результаты прошлых лет усложняли задачу, – резюмировала Ольга Беляева.

Инновационное развитие доказали не все

Конкурс на лучшее общеобразовательное учреждение-2010, как и в прежние годы, проводился в два этапа. Сначала муниципальный, где участвовали более 200 школ. Затем региональный. До него дошли лишь 48 учебных заведений: 34 городских и 14 сельских школ. Все они были признаны победителями в территориях области, в том числе и населением. Это было крайне важно для конкурсной комиссии. Некоторые школы представляли на конкурс попечительские советы, некоторые советы школ, а некоторые и родительские комитеты. Есть даже школы, выдвинутые на конкурс районными организациями профсоюзов работников образования и науки.

Из 48 школ, вышедших в региональный этап, у 44 есть свой сайт в Интернете, что также учитывалось комиссией. Кроме того, все учебные учреждения представили программы развития и анализ их реализации. Среди участников 44 школы имеют статус экспериментальной инновационной площадки, ресурсного центра или просто опорной школы, 13 – статус региональной площадки, а Панфиловская средняя общеобразовательная школы Муромского района и вовсе – федеральная площадка.

Однако отдельные учреждения, представившие документы на конкурс, не смогли подтвердить инновационный режим развития. Правда, это не было причиной для того, чтобы отклонить их от участия на этапе технической экспертизы. Документы всех 48 учреждений были направлены на конкурсную экспертизу для того, чтобы она в полном объеме оценила качество работы школ.

Всем сестрам по серьгам

Максимальное количество баллов, которое могло набрать учебное заведение в конкурсе, – 47,5. Список победителей городских школ возглавила школа № 6 округа Муром. Кстати, педагог именно этой школы Светлана Корнышова стала в нынешнем году «Учителем года-2010». «Серебро» и «бронза» достались гусь-хрустальной общеобразовательной школе № 15 с углубленным изучением отдельных предметов (43,5 балла) и вязниковской школе № 3 (42,4 балла) соответственно. Список 17 лучших городских школ замыкает суздальская школа № 2, набравшая 37 баллов.

Среди сельских школ первое место досталось Симской школе Юрьев-Польского района (40,6 балла), второе – Бавленской школе Кольчугинского района (39 баллов), и замкнула тройку лидеров Порецкая школа Суздальского района (36,2 балла).

По словам Ольги Беляевой, из общего списка претендентов только 8 школ-новичков вошли в число победителей. Все остальные уже становились таковыми за время проведения конкурса. Это, например, владимирские школы № 36 и 25, школа № 15 Гусь-Хрустального, муромские школы № 1 и № 6, вязниковская школа № 9, ковровские школы № 8 и 9. Что касается сельских учебных заведений, то это Иваново-Эсинская школа Ковровского района, Бавленская школа, а также Денисовская и Симская школы.

Вместе с тем в департаменте образования отмечают, что в этом году есть ряд территорий, где ни одно образовательное учреждение, представившее документы на конкурс, не прошло в число победителей. Это касается, например, Гусь-Хрустального, Камешковского, Киржачского, Петушинского и Судогодского районов.

Состязание лучших

Все образовательные учреждения, ставшие претендентами на победу, – школы, которые имеют свое «уникальное учебное лицо». Например, школа № 6 округа Муром известна, прежде всего, высоким качеством подготовки детей. Каждый третий выпускник прошлого и этого года набрал свыше 80 баллов по единому государственному экзамену по основным предметам. При том, что средний балл для Владимирской области по русскому языку – 60, по математике – 38,5.

В школе также создано «научное общество», включающее в себя 19 различных секций. Кроме того, по результатам всероссийского конкурса муромская школа № 6 вошла в перечень 100 лучших школ России.

В школе № 15 Гусь-Хрустального успешно работают с одаренными детьми. Выпускники этого учебного заведения каждый год побеждают во всероссийских олимпиадах, и по их результатам до 19 человек поступают в престижнейшие вузы страны.

Вязниковская школа № 3 специализируется на работе по интеграции основного и дополнительного образования. С учетом запроса детей и родителей, в школе создано 21 творческое объединение и секции. Каждый учитель-предметник руководит творческим объединением по профилю своего предмета: «журналистика», «деловой иностранный язык», вокальная студия «Созвучие», декоративно-прикладное искусство «Умелец»….

Муромская школа № 1 – первая школа территории, которая вошла в целевую программу развития «Образование». В 2008 году она приступила к реализации дистанционного образования детей с ограниченными возможностями. Здесь учатся ребята с нарушением слуха, зрения или иными физическими отклонениями. Сегодня школа получила 15 базовых комплектов для учителей и 55 комплектов оборудования для детей. На реализацию этих мероприятий из федерального бюджета было выделено 8 млн рублей, а из местного -около 2 млн рублей.

Деньги лишними не бывают

Как считает начальник управления образования администрации Вязниковского района Галина Рогова, подобные конкурсы – отличная возможность для школ заявить о себе, а также получить материальную поддержку, так необходимую нынешним учебным заведениям.

За пять лет с момента проведения конкурса из 32 образовательных учреждений Вязниковского района 9 становились победителями.

–  Стремясь участвовать в конкурсах в следующем году, школы не останавливаются на достигнутом, а стараются наращивать свой потенциал, – убежденно заявила Галина Рогова.

По словам директора Симской школы Натальи Золиной, когда в 2006 году их школе впервые предложили участвовать в конкурсе, весь коллектив однозначно был «за».

–  Мы прекрасно осознавали, что это шанс заявить о себе, представить свою педагогическую концепцию и получить общественную оценку своей деятельности, – сказала Наталья Игоревна.

В 2006 году школа стала победительницей федерального уровня. И получила грант на 1 млн рублей. Деньги пошли на совершенствование материально-технической базы, в частности, в школе заменили старую мебель на новую, оборудовали спортивный зал.

Сегодня школе нужны деньги на ремонт классов и коридоров. Полмиллиона, которые получит учебное заведение, на эти цели явно недостаточно. Но в школе рады и этому, поскольку любое финансирование сегодня очень значимо.

Кстати, 23 школам из 48, не получившим статус «лучших», но прошедшим в региональный этап, также обещают материальную поддержку. Средства выделят из местных бюджетов.

Кира Смирнова

Просмотры: