16+

ЕГЭ 2010: взгляд ученика

Завершилась сложнейшая для всех выпускников пора – сдача экзаменов. Многие получили то, о чем мечтали и к чему усердно готовились весь год, а кто-то остался разочарованным итогами. Много слов было сказано о ЕГЭ в прессе, но мало кому удавалось лично присутствовать и даже поучаствовать в этом действе. Так что же такое ЕГЭ на самом деле? Попробую рассказать все мельчайшие подробности как выпускница одной из владимирских школ.

Ожидание и результат

Руки холодеют, ноги подкашиваются, очень хочется выбежать из класса сломя голову. Время 9.30. Окинув взглядом аудиторию, вижу измученные подготовкой к экзаменам лица моих однокашников. Все напряженно ждут звонка, который сообщит о начале первого экзамена в форме ЕГЭ – по литературе. Вот и он, звонок. Немалыми усилиями вскрывается пакет с заданиями, раздаются бланки… Стоп, они не раздаются. Выпускникам дается право самим выбирать для себя конверт из 15 предложенных. С самого начала уже одно невыполненное правило. По закону ученики не могут выбирать для себя задания, их по порядку раздают «надзиратели» (как боязливо их прозвали сами ученики). Я же не обращаю внимания на этот факт и продолжаю писать одно из пяти обязательных сочинений.

– Да, я сделала это! У меня будет не меньше 90 баллов, – с радостью сообщаю я маме по телефону. – Я уверена почти во всем, кроме последнего сочинения.

Эта фраза, а точнее оплошность, которую я допустила в последнем задании, повела за собой нехилые последствия.

«Ожидание ужасно сказывается на наших нервах». Так всегда говорила моя мама, невролог по профессии. И эта фраза стала удивительно актуальной для меня и всех ребят, сдававших экзамены в этом году. Нам сообщили, что результаты будут в Интернете через три дня после проведения экзамена. Не тут-то было. Как оказалось позднее, результаты вывешиваются сов сем не в Интернете, а в школе, и совсем не через три дня, а почти через полторы недели.

Каков был мой шок, когда на листочке с результатами по литературе рядом с моей фамилией стояла цифра 75. Как 75? Откуда такой балл? Родители наперебой твердили, что это великолепный результат, что нижняя граница по литературе на нынешний год составляет всего 29 баллов. Но ведь не этого я ожидала, не такого «низкого» для меня результата. Было решено: я подаю на апелляцию.

А времени не хватает

Экзамен по русскому языку проводился по всем правилам. Придраться не к чему. А дальше – английский. Параллельно в тот же день проводился экзамен по химии. Нас всей немногочисленной кучкой собрали у входа в школу. Время медленно, но верно двигается к отметке 10.00. Не торопясь, мы идем на остановку, чтобы добраться до пункта проведения экзамена (ППЭ).

Тут еще одна неприятность: ожидание на остановке – транспорт запаздывал. Традиция: так было и в день сдачи литературы, информатики и биологии. Невольно возник вопрос: почему бы не сделать доставку учеников как-то организованно, на специальном для школьников автобусе?

Ученики негодуют. На улице дикая жара. Мы пришли к необходимому месту в почти необходимое время. Нам по десятому разу объясняют, что делать. Мы проходим в школу и высматриваем сопровождающих. Замечаю некое смятение в глазах моего одноклассника, которому по состоянию здоровья необходимо начислить 1,5 дополнительных часа. Как оказалось позже, смятению была причина – никто не знал и даже слышать не хотел о его инвалидности и о каких-либо дополнительных часах. Прокол.

Но это ладно. В классе пришлось труднее. Честно говоря, первое чувство было, что мы сидим в парилке или, по крайней мере, варимся в дьявольском котле. На просьбу открыть окно следовало «Не положено» и равнодушное созерцание того, как мучительно переносится жара некоторыми учениками.

Кстати, необходимо ввести в курс дела людей, еще не столкнувшихся лицом к лицу с ЕГЭ. Экзамен содержит в себе четыре части: «аудирование», заключающееся в прослушивании диска с диалогами и последующего отмечания правильных ответов на вопросы; «чтение», включающее в себя три текста разной сложности; «грамматика» со своими специфичными заданиями и «письмо», которое состоит из письма, написанного по всем правилам, и эссе на определенную тему.

Сколько же ученикам дается на всю эту прелесть? Два часа сорок минут. Многие мои же знакомые чертыхались и злились, что им не хватило двадцати минут на окончание работы. А что можно поделать, когда перед тобой стоит преподавательница, на лице которой – решительность и непреклонность? Приходится поджимать хвост и выпускать из рук еще недоработанный бланк.

Привет с Дальнего Востока

Итак, регистрационные страницы заполнены, пришло время начинать экзамен. Первое по списку – аудирование. То ли жара в классе, то ли звуки симфонического оркестра, раздающиеся из-за ограждения воинской части, то ли вездесущий тополиный пух, витающий в аудитории, но слушать было сложно. По лицам экзаменующихся было понятно: у них та же проблема. Атмосфера в классе – никакая.

«Дети, осталось 5 минут до конца!», – все лихорадочно схватились за бланки ответов и начали заполнять. Кто-то успел, кто-то перенервничал. Во дворе школы уже потихоньку собирались убитые горем ребята. Никто не ожидал столь трудных заданий, столь неважной организации, столь жаркой погоды. Оставалось только ждать результатов…

Алгебра прошла на «ура». Все было так, как нужно. Может быть, подействовал шквал апелляций по поводу проведения экзамена по английскому языку. Единственный факт, который меня удивил: многие ученики уже знали свои будущие задания. Откуда? Оказывается, в Сети существует сайт, куда выкладываются работы с Дальнего Востока, выпускники которого пишут ЕГЭ за несколько часов до начала нашего тестирования. Радостные ребята из Владимира всю ночь решали выложенные задания, писали шпаргалки с ответами, распечатывали вопросы друг для друга.

Кому-то повезло, и он получил такое же задание, как и сверстник с Владивостока, а кто-то был разочарован и одновременно не подготовлен: вся надежда была только на выуженные с просторов Интернета ответы. Конечно, большинство все же думало своими мозгами, но ведь кто-то пользуется и получает чуть ли не 100-балльный результат. Несправедливость.

Апелляция

– Ничего на этой апелляции не получится, – сказала мне моя классная руководительница Ирина Константиновна Еремина. – Все настолько проработано, что ты вряд ли сможешь что-то изменить. Хотя – дай тебе Бог!

Эта фраза меня совсем не обрадовала, хотя и полной уверенности в напрасности своих действий у меня не было. Решила все же идти. Встреча с комиссией была назначена на 10 часов. Придя в назначенное место, увидела там свою одноклассницу, получившую за экзамен незаслуженные 45 баллов. Она стояла в списке приглашенных первой, следовательно, можно было немного выдохнуть и ждать своей очереди. Радость была опрометчивой. Нас мурыжили около двух часов до оглашения моей фамилии.

–  Карцева. Где Карцева? – председатель комиссии была строга. Наспех прихватив свои вещи, я забежала в кабинет. Круглый стол, семь человек с грозными лицами, кучи бумаг. В руки дали мои отсканированные работы, какой-то список, где нужно было расписаться.

Лихорадочно вспоминая напутственные слова мамы с папой, учителей и классной руководительницы, я проницательно посмотрела на председателя. Вот она начала говорить. Хочу возразить, но меня перебивают. Что-то насчет того, что нравственным идеалом Горького в пьесе «На дне» является вовсе не Сатин. Простите, но кто тогда? Лука? На мой вопрос она отвечает расплывчато, с массой претензий к нелогичности моей работы, к неправильному ход у моих мыслей. После пары попыток я поняла, что спорить бесполезно, и, подписав документы, демонстративно вышла и хлопнула дверью. Погорячилась, что делать. Пусть! Мне и моих баллов предостаточно.

Главное – вера в себя

–  Чем больше апелляций будет отклонено, тем лучше, – пояснила мне знакомая учительница. – Это говорит о профессионализме комиссии. Тем более, кому нужна эта головная боль, связанная с пересмотром работ, с передачей их в руки экспертов? Лучше уж сразу отклонить.

Конечно, я не присутствовала на остальных экзаменах и не могу судить о том, как они проводились. Может, лучше, чем те, о которых я рассказала. Может, так же. Решить, является ли ЕГЭ лучшей формой тестирования или нет, должен каждый человек для самого себя. По мне, ЕГЭ не стало универсальной системой оценки знаний, не упростило поступление учеников в вузы.

Остается только надеяться, что в будущем что-то изменится в лучшую сторону. Но в любом случае для школьника главное – вера в себя и свои знания. Лишь они помогут вам в этом серьезном испытании.

Александра Карцева

Просмотры: