16+

На пенсионеров денег не хватило

Тему социального проездного билета, тревожащую сердца ветеранов, инвалидов и пенсионеров области, обсудили в стенах «Белого дома» депутаты Заксобрания и представители исполнительной власти.

Причина банальная: средств нет

Новое постановление главы региона о повышении стоимости единого социального проездного билета и ограничении количества поездок готово, но еще не подписано. Суть нормативного документа изложил директор областного департамента транспорта и дорожного хозяйства Александр Романенко.

Все выступление директора департамента, по сути, сводилось к одному – денег в областном бюджете на данную строку расходов катастрофически не хватает. В предыдущие годы средства на общественный транспорт для ветеранов, инвалидов и пенсионеров выделялись из федерального бюджета, теперь такой поддержки нет. Из областной казны удалось изыскать на эти цели 98 миллионов рублей.

В течение полугода исполнительная власть региона подсчитывала расходы на перевозку льготников, собирала глав муниципальных образований области и перевозчиков и в итоге вывела свою формулу проезда. Так, стоимость единого социального проездного билета с момента вступления постановления в силу должна увеличиться на 12% – со 188 до 210 рублей во Владимире и Коврове, в других муниципальных образованиях проездной подорожает до 170 рублей. Рост цен на социальные проездные коснется и межмуниципальных пригородных маршрутов. Кроме этого, областная администрация предложила ограничить количество поездок по единому социальному проездному билету до 35-ти во Владимире и Коврове и до 30-ти – в остальных муниципальных образованиях.

В качестве аргумента о достаточности установленного лимита поездок Александр Романенко привел данные города Кольчугино, где уже применяют социальные билеты с отрывными талончиками. Там льготники по факту используют 27-28 поездок. Но можно ли сравнивать по протяженности Кольчугино, где курсирует не так много автобусов, и Владимир, где маршруты исчисляются десятками? Хорошо хоть областной центр с Меленками не сравнили – там, небось, льготникам и десяти поездок в месяц хватает: легче пешком пройти, чем автобуса ждать.

«Выпадающая» категория

Как-то постарался Александр Романенко не заострять внимания на еще одном, весьма важном пункте нового постановления. Так, в соответствии с разработанным документом право на приобретение социального проездного будут иметь только инвалиды и ветераны, на пенсионеров в областном бюджете денег не хватило.

В остальном же, по сведениям директора департамента, во Владимирской области все как у соседей. Так, социальный проездной в Костроме стоит 225 рублей, в Ярославле и Рязани – 200, в Туле – 220. Только вот почему-то не сообщил сразу Александр Васильевич, что лимит на поездки в этих городах не установлен, и наш регион, по сути, является первопроходцем в этом сомнительном начинании.

На местные власти надежды мало

Но не все потеряно – опять же убеждают представители областной администрации. Постановление – лишь отправная точка, местные власти могут в корне изменить ситуацию. Так, муниципалам предложат самим увеличить количество поездок и компенсировать перевозчикам убытки из местных бюджетов, порекомендуют проводить конкурсы по маршрутам и отдавать предпочтение тем перевозчикам, которые согласятся включить в стоимость проездного билета большее количество поездок.

Впрочем, надежда на местных чиновников невелика: какие деньги у муниципальных образований, значительная часть которых – дотационные? Ну, наверное, Владимир сможет что-то сделать, Ковров, Муром… А остальные? Так что стоит подкорректировать «правила игры» на уровне региона. Скажем, увеличить количество поездок по крайней мере до 60-ти.

Председатель комитета по вопросам труда, социальной защиты населения и делам ветеранов Евгений Завьялов поинтересовался у директора областного департамента транспорта и дорожного хозяйства, какой процент льготников из 377,5 тысячи имеющихся во Владимирской области пользуются едиными социальными проездными билетами. Чиновник затруднился назвать точную цифру, сославшись на то, что деньги идут непосредственно в органы местного самоуправления, которые заключают договоры с перевозчиками. Кроме того, люди покупают проездные билеты на почте, а там сложно классифицировать, какой именно документ предоставил человек – удостоверение ветерана, инвалида или же пенсионера.

Что не сделали в областном департаменте транспорта и дорожного хозяйства, сделали прямо на комитете депутаты Заксобрания. Несложный математический расчет свидетельствует о том, что количество льготников, пользующихся социальными проездными, невелико.

–  В 2009 году из областного бюджета было выделено 76 миллионов рублей. Количество льготников во Владимирской области – 377,5 тысячи человек. Если взять в расчет общегодовую стоимость проезда (188 рублей умножить на 12 месяцев), то можно сделать вывод, что в прошлом году правом льготного проезда воспользовалось всего 40 тысяч из числа льготников – это по сути 12%, – сказал председатель комитета по экономической политике и собственности Сергей Сахаров.

Непопулярные меры

Председатель комитета по вопросам здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта, туризма, СМИ, делам семьи и молодежи Галина Финашина увидела несправедливость в вопросе «лимитирования» поездок.

– Если человек не использовал все 35 поездок, перевозчик все равно получит полную компенсацию за социальный билет? Будет ли производиться расчет по факту? Если нет, то куда денутся остальные деньги? И еще: можно ли будет передавать проездной из рук в руки – например, на одну семью купить один билет? –  спрашивала она директора департамента. – Деньги никто не вернет, – развел руками тот. – Они останутся у перевозчика. А что касается передачи… Единый социальный проездной билет – именной документ. А если, извините, покупать один билет на весь подъезд… Мы же все-таки ветеранам оказываем адресную помощь, а не ратуем за то, чтобы внук за бабушку в транспорте ехал.

Так-то оно так, но получается, если услуга полностью не предоставлена, а деньги за нее получены, то это тоже не самое эффективное расходование бюджетных средств.

Евгений Завья лов признал меры, прописанные в постановлении главы региона, непопулярными:

–  Я поинтересовался, что делается в других субъектах РФ в этом направлении, – сказал он. – Окончательного решения по данному вопросу не принято ни в одном регионе. Не спешат субъекты принимать такие меры, которые снижают уровень жизни людей пожилого возраста. Департамент транспорта и дорожного хозяйства далек от департамента социальной защиты населения. Мы сегодня апеллируем только одной цифрой – количеством потенциальных льготополучателей. И 98 миллионов рублей складываются только исходя из этой цифры. Понятно, что увеличение произойдет, но нельзя забывать о 28 тысячах человек, которые получают пенсию ниже прожиточного минимума. Нужно им помочь.

Депутаты облпарламента приняли решение подготовить свои предложения и выйти с рекомендациями к главе региона, чтобы внести поправки в итоговый документ, находящийся на подписании. Данный вопрос будет вынесен на ближайшее заседание Законодательного Собрания.

Юлия Денисова

Просмотры: