16+

«Русский Голливуд» обрел свой музей

В городе Суздале открылся новый… музей! На первый взгляд эта новость может показаться чем-то наподобие поговорки про поездку в Тулу со своим самоваром. Действительно, Суздаль сам по себе – город-музей. Но этот «новорожденный» – особенный. Это музей кино.

Открыл его Юрий Белов – человек, без которого Суздаль, а тем более киношников на суздальской земле, представить просто невозможно. Заслуженный работник культуры России, журналист и экскурсовод, писатель и фотохудожник, историк и краевед, он уже давно сам по себе стал местной достопримечательностью. Больше Юрия Васильевича, пожалуй, о Суздале не знает никто! Создание музея кино было его давней мечтой.

Более 60 кинофильмов снималось на местной уникальной натуре, десятки режиссеров и сотни актеров работали на суздальских улочках, создавая киношедевры, знакомые сегодня буквально каждому. Суздаль сам по себе – уникальная съемочная площадка, которую кинорежиссеры продолжают использовать и в наши дни. Рассказать об истории создания кинофильмов в Суздале и его окрестностях, о знаменитостях, так или иначе связанных с кино и работавших здесь, и призван новый музей Юрия Белова.

Долгий путь от идеи к ее реализации

Идея создания такого музея родилась у Белова еще в прошлом веке. Он неоднократно озвучивал ее – и «вживую», и на страницах СМИ. На основе собранных интереснейших материалов 4 года назад увидела свет книга Юрия Васильевича «В главной роли Суздаль» – своего рода готовый путеводитель по экспозициям для нового музея. Требовалось лишь предоставить помещение под коллекцию, уже собранную увлеченным человеком. Но дело с созданием очередного «очага культуры» не двигалось. Местные власти продемонстрировали удивительное равнодушие к задумкам неутомимого краеведа и фотолетописца. И нынешнее открытие музея кино – заслуга не власти, а бизнеса.

В одном из деревянных домиков на территории популярного гостиничного комплекса «Горячие ключи» и «прописался» музей, созданный Юрием Беловым. Соседство там самое подходящее –   рядом расположено так называемое Щурово городище, где расположились декорации кинофильма «Царь», снимавшегося режиссером Павлом Лунгиным в 2008 году. И не случайно почетное место в экспозиции новооткрывшегося музея заняла фотография Петра Мамонова в роли царя Ивана Грозного и Олега Янковского в образе митрополита Филиппа (Колычева).

– Это был последний съемочный день, – вспоминает Юрий Белов. –   Стояла прекрасная солнечная погода. Когда работа на площадке была закончена, я попросил у Мамонова и Янковского разрешения сфотографировать их в сценических костюмах и гриме на память. Янковский поначалу закапризничал: устал, не хочу. Но помог Мамонов, сказавший примерно так: это же Юра Белов, надо уважить! И Янковский согласился. Потом оказалось, что это не просто последнее фотосъемок фильма «Царь» в Суздале, но и вообще последняя фотография Олега Янковского в качестве снимающегося актера.

Город стал съемочной площадкой

А начинался Суздаль кинематографический в уже далеком 1964 году, когда там начали снимать сразу три художественных фильма по произведениям классиков отечественной литературы: «Метель», «Женитьба Бальзаминова» и «Царская невеста». Однако кинодебют древнего города вполне мог бы состояться парой лет ранее. Летом 1962-го в Суздаль специально приезжал кинорежиссер Сергей Бондарчук, искавший подходящую натуру для съемок киноэпопеи «Война и мир» по роману Льва Толстого. Существовал проект художника-постановщика Евгения Куманькина преобразить суздальские улочки в… Москву 1812 года! Эти планы тогда не были реализованы. Но сам Куманькин, похоже, с той поры «заболел» Суздалем. И когда через пару лет был привлечен к работе по экранизации пушкинской «Метели», то, не раздумывая, вспомнил о Суздале. Фактически именно «Метель» стала первым фильмом, который снимали в Суздале и Кидекше.

В процессе съемки автор сценария и режиссер-постановщик Владимир Басов похвастался в Москве о том, какой «клад» он нашел в старом русском городке во Владимирской области. И в том же году в Суздаль прибыли съемочные группы режиссера Владимира Гориккера, создававшего «Царскую невесту» по одноименной опере Римского-Корсакова, и Константин Воинов, которому требовалась подходящая натура для фильма «Женитьба Бальзаминова» по мотивам произведений А.Н. Островского. Так летом 1964-го Суздаль стал поистине столицей отечественного кино.

В экспозиции музея есть эскизы декораций к той самой «Женитьбе Бальзаминова», фотографии процесса съемок этой и других картин. Любопытно, что, скажем, в «Метели» на ряд ролей второго плана активно привлекались не актеры, а обычные жители Суздаля. Например, один из уважаемых учителей сыграл довольного жизнью… помещика! Причем так, что профессионалам впору было завидовать.

Как «воевали» в окрестностях Суздаля

В 1965-м все три фильма вышли в прокат, и Суздаль прославился на всю страну и за ее пределами. С тех пор кинорежиссеры снимали этот удивительный город регулярно.

Юрий Белов, проводя экскурсию по музею своей мечты, не преминет сообщить и почти тайну: хотя за официальное начало суздальской киноэры и принят 1964 год, на самом деле кино на суздальской земле снимали и раньше! Дело в том, что еще в 1958-м реж иссер Григорий Чухрай выбрал село Спасское в окрестностях Суздаля в качестве места натурных съемок фильма «Баллада о солдате». Там снимались сцены следования главного героя в краткосрочный отпуск, незабываемый эпизод встречи Алеши со своей матерью на проселочной дороге. Сегодня этого села уже нет, но в кадрах фильма, получившего главный приз Каннского кинофестиваля, навечно осталась запечатленной неброская пронзительная красота суздальского Ополья близ Спасского.

Фильмы о военной тематике снимали под Суздалем и потом. Мало кто сегодня помнит, что известную двухсерийную кинокартину «Живые и мертвые» по роману Константина Симонова режиссер Александр Столпер создавал в том числе и близ села Батыево Суздальского района, кстати, в том же «звездном» для Суздаля 1964 году. Именно там снимались сцены наступления наших войск во время битвы за Москву в декабре 41-го. Почетное место в экспозиции суздальского музея кино заняли реликвии, связанные с этим фильмом: подлинный сценарий с рабочими пометками художника-постановщика «Мосфильма» Феликса Ясюкевича, фотография Кирилла Лаврова в Суздале и даже приглашение «комбрига Серпилина» на банкет по случаю окончания съемок.

Киносказка длиною в полвека

С середины 60-х кинолихорадка в Суздале, в этом «русском Голливуде», как его называют сами суздальцы, уже не затихала. По большей части потенциал города с его многочисленными архитектурными памятниками использовался для съемок различных исторических фильмов, в том числе киносказок – первой из них стала картина «Финист – Ясный Сокол» режиссера Геннадия Васильева.

Вскоре жители Суздаля привыкли к тому, что на их улицах рядом с современными авто соседствуют архаические экипажи прошлых веков, рядом с милиционерами и шоферами прогуливаются франты, одетые по моде 200-летней давности, а с электрическими фонарями и «лампочками Ильича» уживаются «керосиновые» и «масляные» светильники времен Пушкина и Гоголя. Кстати, столь пристальное и непреходящее внимание деятелей кино шло Суздалю на пользу и в плане благоустройства. Например, для создания более привлекательного образа города там были побелены и покрашены несколько облупившихся церквей и находящиеся в самом центре торговые ряды – «сыгравшие» самих себя в десятке кинолент.

Продолжалась и традиция участия жителей Суздаля в съемках фильмов в качестве самодеятельных актеров. Например, электрик Геннадий Егорычев исполнил роль механизатора Чиркунова в работе Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», хотя этот фильм по большому счету снимался в соседней Горьковской области. А роль юной жительницы Суздаля Ольги Арзамасцевой и вовсе оказалась уникальной. В одной из исторических кинолент она снялась в качестве новорожденной дочери царя Петра I – будущей императрицы Елизаветы Петровны всего лишь в шестимесячном возрасте! Кстати, и сам Юрий Белов снимался – в массовке у режиссера Андрея Тарковского в исторической кинодраме «Андрей Рублев».

Экспозиции будут расти

Как бывают театры одного актера, так суздальский музей кино – это музей одного человека – Юрия Белова. Мало того, что в основе экспозиций, которые еще «доводятся», его личные документы, фотографии и прочие реликвии – все собранное дает полный эффект лишь в сочетании с неповторимым рассказом самого Юрия Васильевича. Благо, вещать он в равной степени способен и по-русски, и по-английски – в прошлом был профессиональным музейным экскурсоводом с приличным стажем.

Как «человека, боготворящего историю родного края, тонко разбирающегося в искусстве кино и говорящего о нем языком взволнованным, образным, а потому не могущим оставить равнодушным любого» охарактеризовал Юрия Васильевича известный публицист и искусствовед Савелий Ямщиков (помимо прочего – консультант А.Тарковского на съемках того же «Андрея Рублева»). Поэтому побывать в Суздале и не услышать создателя музея кино, наверное, будет непростительной потерей времени.

Хочется пожелать создателю-энтузиасту успеха, а его детищу – дальнейшего развития и, конечно же, заинтересованных посетителей.

А свои экспозиции Юрию Белову обязательно придется обновлять и дополнять постоянно, так как кино в Суздале продолжают снимать и в XXI веке.

Николай Фролов

Просмотры: