16+

Умеешь зарабатывать деньги? Прямая дорога а автономию

Федеральный закон № 83 с довольно скучным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в последнее время стал едва ли не самым обсуждаемым. О нем вовсю говорят работники системы образования, здравоохранения, культуры и других бюджетных организаций.

Недостаток информации ведет к порождению самых невероятных слухов. Особенно встревожены родители школьников – они боятся, что новый закон приведет к всеобщей платности образования. Куда выведет новая реформа, не знают сейчас ни сами педагоги, ни руководители учреждений образования, ни даже чиновники от образования. Попытка ответить на некоторые вопросы была сделана на «круглом столе», который состоялся на днях в областном департаменте образования и в работе которого приняли участие представители муниципальных органов управления образования, института повышения квалификации работников образования, директоров школ, представителей общественности.

Налево пойдешь – казенным станешь…

Суть закона в том, что все бюджетные учреждения должны будут разделиться на три категории – казенные, бюджетные и автономные. Присутствующих на «круглом столе» интересовало, естественно, как это будет соотнесено с учреждениями образования.

Итак, казенные – это, по сути, те учреждения, которые сегодня уже работают и будут продолжать свое существование по жесткой смете, которая им определена в бюджете. Не вписались в смету – ваша проблема.

В статусе казенных, скорее всего, останутся те учреждения, которые не могут предоставлять платные образовательные услуги, например, детские дома и интернаты. Бюджетные учреждения будут получать бюджетное финансирование в виде субвенций в объеме, необходимом для обеспечения реализации федерального государственного образовательного стандарта и для выполнения государственного задания, но при этом они получат некоторую свободу действий. Например, они могут сами решать, сколько и куда можно будет потратить деньги. Бюджетные учреждения, за рамками госстандарта, смогут оказывать платные дополнительные услуги и распоряжаться самостоятельно полученной прибылью.

Автономные учреждения считаются учреждениями более высокого типа. Они так же, как и бюджетные собратья, получат субвенции, так же смогут предлагать дополнительные возможности для учащихся за деньги, зато и распоряжаться своими деньгами они имеют право свободно. Кроме того, автономные учреждения смогут привлекать инвестиции. Таким образом, закон как бы предлагает в системе общего образования большую самостоятельность учреждениям в принятии решений. Следует подчеркнуть – гарантированное Конституцией России право граждан на бесплатное образование и обеспечение финансирования на эти цели из бюджетов всех уровней остаются неприкосновенными.

Педагог или менеджер?

На «круглом столе» было поставлено несколько основных вопросов: какими критериями следует руководствоваться, определяя вид учреждения? Какие риски ждут учреждения в случае, если они будут бюджетными или автономными? Что будет с сельскими малочисленными школами? Как определить границу между платными и бесплатными услугами?

– Работники образования недопонимают суть этого закона и тех преобразований, которые нас ожидают, – осадил коллег зам. главы региона, курирующий образование, Сергей Мартынов. – К преобразованиям должны быть готовы, в первую очередь, руководители учреждений. Именно от их позиции, их понимания и умения работать в новых условиях будет зависеть устойчивость работы их учреждений. Вполне возможно, придется принимать и какие-то кардинальные управленческие кадровые решения. Есть опыт проведения данного проекта в сфере здравоохранения, там произошла большая смена руководителей учреждений. Такую же большую работу нам предстоит сделать и в сфере образования. Механизм уже запущен и должен давать результаты.

Практически у всех выступающих на «круглом столе» было больше вопросов, чем ответов и предложений. По мнению начальника управления образования округа Муром Валентины Клещевниковой, самым главным критерием для смены статуса и перехода на автономию должно быть умение учреждением зарабатывать деньги. Если брать школы округ а Муром, здесь всегда не особо приветствовалось широкое развитие дополнительных платных образовательных услуг, поэтому им сегодня определяться со статусом не совсем просто.

В округе сегодня работает 21 общеобразовательная школа, среди них есть две школы, которые, по мнению Валентины Ивановны, должны остаться казенными – в них обучаются дети с ограниченными возможностями, то есть дети, которые нуждаются в особом подходе к обучению. Такие школы, как справедливо заметила начальница, в будущем вряд ли смогут зарабатывать для себя денежные средства.

–  Говорить о том, готовы ли сегодня руководители школ к статусу автономных, пока трудно, – заметила Валентина Клещевникова – Ведь подобно тому, как не каждый человек может стать успешным предпринимателем и заниматься, точно так же и не каждый из сегодня работающих директоров готов сразу перевести свое учреждение в автономию.

Свою муромскую коллег у поддержала начальник управления образования Вязниковского района Галина Рогова.

– Руководитель учреждения должен быть в первую очередь педагогом, а потом уже менеджером, – высказала Галина Александровна мнение, идущее вразрез с официальной позицией вышестоящих чиновников.

Сегодня в школах Вязниковского района 86% детей занимаются в учреждениях дополнительного образования бесплатно. Чтобы купить ту или иную услугу, население должно быть платежеспособным, уверена Галина Рогова. Нужно учитывать, что во Владимире одна платежеспособность у родителей, в Собинке или Гороховце – другая. Здесь необходимо принимать во внимание все нюансы.

Нельзя требовать перехода на автономию и от сельских школ, уверен начальник управления образования Кольчугинского района Владимир Дергунов.

– Сельские школы влачат жалкое существование, – констатировал Владимир Николаевич. – Сегодня наполняемость там – в пределах 50 человек. Никакой возможности зарабатывать собственные средства у этих школ нет, поэтому мы их видим только казенными образовательными учреждениями.

Платить или не платить?

Вопрос о платных дополнительных образовательных услугах на сегодняшний день самый больной. Руководители на местах сами до конца не разобрались, где проходит граница между платными и бесплатными образовательными услугами в школе. Что уж говорить о родителях.

Школа № 6 округа Муром за год зарабатывает около 1 млн рублей на дополнительных образовательных услугах. По мнению директора школы Ольги Кондратьевой, примерно 47% родителей в состоянии оплачивать дополнительные услуги для своего ребенка, а учреждение готово предоставлять услуги ста процентам детей – кадровый состав и материально-техническая база учреждения позволяют это сделать.

–  К сожалению, родители сегодня еще не до конца проинформированы, что их детям будет доступно, и смогут ли люди, по крайней мере, нашего микрорайона, оплачивать дополнительные образовательные услуги, – констатировала Ольга Владимировна.

На самом деле все страхи родителей как раз и возникли из-за того, что до сих пор никто не знает, что входит в понятие государственный образовательный стандарт, какие именно бесплатные предметы будут в него входить и, стало быть, оплачиваться государством. Собравшихся поспешила успокоить заместитель директора областного департамента образования Ольга Беляева. Она сослалась на Приказ Министерства образования и науки РФ, который утвердил новый федеральный образовательный стандарт. В него вошли все обязательные предметы, включая изобразительное искусство, музыку, физическое воспитание и так далее.

Госстандарт будет реализовываться с 1 сентября 2011 года. Например, для начальной школы он включает в себя 20 часов в неделю обязательных предметов (математика, русский язык, чтение, музыка и т.д.) плюс 10 часов внеурочной работы, из которых ребенок может выбрать то, что его привлекает и соответствует его способностям. Это все оплачивается государством. А вот то, что выходит за рамки этих тридцати часов, родители могут выбрать сами – например, учиться играть на флейте, изучать испанский язык, и т.д. – это уже будет оплачиваться из семейного бюджета.

В старших классах госстандарт включает в себя 36 часов в неделю плюс 4 часа факультативных занятий. То есть 40 часов, обязательных к оплате государством. Понятно, что старшеклассник сорока часами не обойдется, ему придется брать дополнительные услуги, которые выходят за рамки стандарта.

–  Если учреждение готово перейти в статус бюджетного или автономного, оно уже сейчас должно наработать огромный пласт дополнительных услуг, – заметила Ольга Беляева. – У кого уже есть наработки, тому будет легко перейти. Если нет этого запаса, нужно взвесить все свои шаги.

Главное, не перестараться

Были высказаны и опасения, как бы чиновники, искажая закон, не сбились на планирование сверху по поводу наличия в каждой отдельной территории в процентном отношении какого-то количества автономных учреждений.

– Вдруг кто-то придумает, что, например, в Кольчугинском районе должно быть не два автономных учреждения, а 10% от общего числа, – заметил Владимир Дергунов из Кольчугина. – Такая практика сейчас существует по другим учреждениям, и нам надо избежать этого. Сейчас с нас уже требуют отчеты, сколько у нас создано автономных учреждений, сколько мы планируем создать. Это преждевременно, потому что все только в стадии осмысления. Но почему речь идет только об автономных? У нас ведь остается право рассматривать вопрос и по казенным, и по бюджетным учреждениям. Мы нашим директорам дали право выбрать – бюджет или автономию. Если они выбрали автономию, мы их будем учить работать в новых условиях.

«Круглый стол» не дал ответов на все вопросы. Все сошлись на мнении, что нужно чаще встречаться, в смысле – проводить как можно больше учеб. Те, кто писал этот закон, не дал к нему подробных объяснений, не разработал механизм его претворения в жизнь. Но в целом закон принят как прогрессивный. В новом режиме учреждения образования, как и остальные бюджетники, начнут работать с 1 июля 2012 года. Так что впереди есть полтора года, чтобы все проработать и принять правильное решение.

Ирина Дубиневич

Просмотры: