16+

Хороша «Кокетка», но «Смуглянка» краше

Темой городского конкурса парикмахерского искусства, прошедшего во Владимире, стали прически послевоенных лет. За час мастерам нужно было создать образ женщины сороковых-пятидесятых годов прошлого века.

– Этот конкурс мы посвятили 65-летию Победы, – говорит Татьяна Новикова, заместитель председателя жюри, начальник отдела бытового обслуживания, управления потребительского рынка, услуг и защиты прав потребителей администрации г.Владимира, – в нем решили отдать дань тем женщинам, которые воевали на полях Великой Отечественной или ждали своих мужчин в тылу, отдавая все силы фронту. Они работали, воспитывали детей, жили в сложных условиях и при этом хотели быть красивыми и привлекательными. Мы хотели, чтобы наши участники – а это достаточно молодые люди в возрасте от 19 до 36 лет – больше узнали об этом времени: посмотрели старые фотографии, поговорили со своими бабушками и дедушками. В конце концов, прически –  это тоже способ учить историю.

Сороковые и пятидесятые в нашей стране – это не только продукты по карточкам, разруха, восстановление государства из руин, холодное лето 53-го, хрущевская оттепель и запуск первого искусственного спутника Земли. Это трофейные немецкие, французские и итальянские фильмы, звезды которых стали для наших женщин источником вдохновения; привезенные из Венгрии, Чехословакии, Маньчжурии и Китая ткани и косметика, модные журналы. Кстати, даже несмотря на войну, у нас выходил журнал «Модели сезона» – правда, черно-белый и карманного формата. В нем перепечатывали фотографии американских манекенщиц. В 1957-м в Москве прошел Международный фестиваль молодежи и студентов, собравший представительниц Франции, Греции, Индии, Бирмы, Цейлона… И русские женщины старательно копировали их одежду и прически.

Красота требовала жертв. Поэтому девушки, стремящиеся выглядеть эффектно, химическим карандашом рисовали «чулки» на ногах, перешивали платья мам и бабушек, закрепляли сложные прически сладкой водой и даже пивом. Вместо бигуди использовали бумажные папильотки или пробки от вина.

– Конечно, нам всем очень хотелось быть красивыми, – вспоминает Тамара Калугина, член городского совета ветеранов войны и труда, почетный член жюри конкурса, – и у нас были образцы для подражания. С фронта присылали западные открытки с девушками, привозили журналы. Девчонки-фронтовички, которые приезжали из европейских стран, сразу становились законодательницами мод. И, конечно, были наши артистки – Любовь Орлова, Валентина Серова, Марина Ладынина… Но мне всегда больше всех нравилась Милица Корьюс из старого фильма «Большой вальс».

Тамара Калугина прекрасно помнит и прически тех лет. В первую очередь, косы – их укладывали «короной» вокруг головы или закручивали в баранки над ушами. Длинные волосы укладывали в пучки на затылке. Из отдельных прядей делали «ракушки» и «улитки». Челки подвивали или начесывали. Самые смелые девушки делали короткие стрижки – каре и «рамочку». «А мы тогда были студентками и, конечно, любили пофорсить, – улыбается Тамара Ефимовна, – помню, однажды я всю стипендию – а она у меня была повышенная, 240 рублей – отдала за модную шляпку. Пришла с ней в общежитие, денег не осталось ни копейки. И тогда наши девчонки сказали – если дашь нам ее поносить, будем тебя подкармливать».

Современные парикмахеры легко приняли условия ретро-игры. Правда, без невиданных в те времена пенок для укладки и лаков для волос обойтись не смогли. Зато в том, что касается образов, дали волю фантазии.

– Сначала я хотела взять за образец Соньку-Золотую ручку, – говорит Ксения Серова, парикмахер салона «Чародейка», – но потом вспомнила, что это самое начало ХХ века. Тогда я решила создать образ в стиле молодой Людмилы Гурченко. Это роскошная женщина в шляпе, мехах, в туфлях на высоком каблуке. Ее манеру одеваться, причесываться так и называли – «трофейный шик». Над прической я думала целую ночь. А шляпка и платье нашлись в бабушкином шкафу. Удивительно, но моей модели они подошли.

Модель Анастасия, кстати, с легкостью вошла в роль роковой красавицы 50-х: «А я и есть Гурченко, – смеется она, – вся такая неожиданная и карнавальная».

Ирина Осипова, мастер салона «Магнолия», придумала «Кокетку» –   собирательный образ женщины 40-х годов. «Тогда, я думаю, очень многие девушки хотели поскорее забыть о войне, – объясняет она, – и поэтому старались быть не просто красивыми, а шикарными – несмотря на то, что денег было мало, в магазинах ничего не купить – все добывали на черном рынке. Моя «Кокетка» может быть русской, американкой, англичанкой – главное, что она, несмотря ни на что, стремится нравиться, сражать наповал, притягивать взгляды, очаровывать».

Самую простую, но очень эффектную прическу создала Оксана Филипченко из парикмахерской «Шпилька». Ее вдохновил фильм «В бой идут одни старики». Мастер задумалась о женщинах, которые были на фронте – однако во врем я затиший между боями, в нечастые минуты отдыха, им тоже хотелось быть привлекательными. Но вот средств для этого было мало – волосы ни завить толком, ни уложить. Поэтому вся прическа «Смуглянка», как и в военное время, сделана с помощью шпилек и умелых рук. Для полноты образа были найдены настоящая военная гимнастерка, пилотка и кавалер в форме лейтенанта.

Сергей Барашков – единственный на конкурсе парик махер-мужчина и единственный представитель Коврова. Он так просил разрешить ему показать себя, что организаторы дрогнули – хотя по правилам иногородние участники не допускаются. «Я люблю ретро и винтаж, мне близки 40-е годы, и очень хотелось попробовать», – рассказал он. Впрочем, музой Сергея стала не Валентина Серова и даже не Марлен Дитрих, а вполне современная певица Дита фон Тиз. Кстати, многие остальные участники тоже слегка запутались во времени и изобразили образы 60-х, навеянные недавним фильмом Валерия Тодоровского «Стиляги».

Члены жюри, которые оценивали как профессионализм исполнения, так и чистоту образа, в итоге отдали первое место Ирине Осиповой с «Кокеткой», второй стала Юлия Мусатова из салона «С.Левина» с прической «Цветок Победы», третье место заняла Илона Татаринова и ее «Весна 46-го года». Почетные члены жюри Тамара Калугина и Роза Зайцева единодушно присудили поощрительный приз «Смуглянке» Оксаны Филипченко.

Марина Сычева

Просмотры: