16+

Лекция с сурдопереводом

Недавно «Центру профессионального образования инвалидов ВлГУ» исполнилось 16 лет. Сегодня это единственное учебное заведение в городе и области, где инвалиды по слуху, зрению, опорно-двигательной системе могут получить среднее специальное или высшее образование.

Профессиональным обучением инвалидов в области занимаются с 1936 года. Во Владимире, к примеру, раньше ребята могли получить специальное образование в авиамеханическом колледже. Сейчас здесь нет этой практики, но два года назад ВлГУ получил лицензию на среднее профессиональное образование. И теперь на первых двух курсах по информационным технологиям машиностроения учится 37 человек. «Центр профессионального образования инвалидов ВлГУ» – единственный в России, где есть возможность получить рабочую специальность. В частности, здесь готовят операторов для работы на станках с числовым программным управлением.

Еще около 200 инвалидов получают в ВлГУ высшее образование. В общей сложности на четырех специальностях факультета для обучения инвалидов (компьютерная система управления в производстве и бизнесе, управление информатики в технических системах, роботы и робототехнические системы, информационные системы) учатся 130 человек. Для воспитанников центра есть даже магистратура и аспирантура. Сейчас там учится один человек, еще два аспиранта готовятся в этом году защитить диссертацию. Остальные студенты с ограниченными возможностями учатся на других факультетах. В этом году слабовидящая девушка поступила на гуманитарный факультет и прекрасно показала себя в учебе, сессию сдала без проблем, на стипендию.

Директор   «Центра профессионального образования инвалидов ВлГУ», профессор кафедры автоматизированных технологических процессов механико-технологического факультета Игорь Егоров говорит, что больше всего среди студентов его центра ребят с нарушениями слуха. Они едут во Владимир со всей России: из Калининграда, Мурманска, Ижевска, Чувашии, Мордовии, из Тюмени, Иркутска, с Урала. А также из Липецка, Ярославля, Тулы, Ставропольского и Краснодарского краев.

Отличаются ответственностью

Игорь Николаевич отмечает, что студенты-инвалиды сильно отличаются от обычных студентов, причем исключительно в лучшую сторону. У них, например, не бывает проблем с посещением. Они не прогуливают занятия, а если необходимо куда-то уехать, то обязательно ставят в известность директора центра.

– Допустим, студенту нужно пройти медобследование в родном городе. Он знает, что уехать можно только с моего разрешения, поэтому приходит и отпрашивается, – говорит Игорь Николаевич. – Я его обязательно спрашиваю, куда он едет, есть ли у него деньги, знают ли родители о его отъезде… К этим студентам нужен особый подход. Иногда ловлю себя на мысли, что мы относимся к ним, как к родным, и переживаем не меньше, чем за собственных детей.

Кроме того, студенты-инвалиды более серьезно и ответственно относятся к учебе. Несмотря на то, что им явно тяжелее заниматься, чем обычным «мученикам» науки, тем не менее образовательная программа у тех и других ребят одинаковая (плюс у инвалидов есть еще дополнительные дисциплины – русский язык, валеология, психология).

Это, кстати, сильно удивило американцев, которые, обучая инвалидов, облегчают им программу. У студентов центра, например, есть курс «Теория управления», длящийся 3 семестра. Читает его Игорь Егоров. Однажды он предложил своим иностранным коллегам поставить точно такой же курс для их студентов, но американцы отказались, объяснив, что ребятам будет сложно освоить этот предмет.

В другой раз, когда преподаватели одного американского университета приехали в ВлГУ, их пригласили на защиту дипломов студентами-инвалидами по слуху. По словам Егорова, иностранцы были в шоке. «Глухой не может делать такие проекты», – заявили они.

Несмотря на то, что студенты центра более благодарные слушатели, чем обычные студиозусы, преподавателям приходится с ними непросто. «Нужно иметь дар, чтобы работать с нашими ребятами», – заметил Игорь Николаевич. Во-первых, это дополнительная ответственность – нельзя, чтобы молодые люди уходили с занятия, не поняв, что им рассказывал лектор, поэтому практически все преподаватели читают лекции с помощью сурдопереводчика. Во-вторых, необходимы терпение, такт и понимание в общении с глухими.

Находят себя и в работе, и в семье

По словам директора центра, все их выпускники востребованы как специалисты. Звучит это несколько парадоксально, поскольку сегодня даже здоровым людям непросто найти работу. Для облегчения трудоустройства после окончания вуза ребят обычно направляют на практику в родной город, чтобы у них был шанс зарекомендовать себя на перспективу в конкретной организации. Правда, не все хотят ехать на малую родину. Некоторые предпочитают остаться во Владимире и присмотреть здесь «теплое местечко».

Неплохо складывается и личная жизнь воспитанников центра. Многие, кстати, находят свою «вторую половинку» непосредственно на факультете. Так познакомились Андрей из Владимира и Татьяна из Суздаля. Поженились, родили ребенка. Андрей работает программистом в фирме, занимающейся кадастровыми вопросами. Парень хорошо зарабатывает, купил трехкомнатную квартиру, машину.

В свое время на факультете учились парень и девушка из Нижнего Новгорода. До поступления в ВлГУ они были не знакомы между собой. А здесь нашли друг друга, поженились, родили дочку и даже ходили с ней на лекции, потому что ребенка не с кем было оставить. Игорь Егоров со смехом вспоминает, как молодые родители слушали лекцию, а малышка сидела рядом и увлеченно грызла грушу.

Законом не предусмотрено

Несмотря на то, что сегодня много говорится о необходимости поддержки инвалидов, в том числе путем предоставления возможности образования, сделано в этом направлении мало. Центр обучения людей с ограниченными возможностями ВлГУ, как и многие другие подобные центры в России, существует за счет внебюджетных средств университета. Деньги из федерального бюджета на обучение инвалидов поступают лишь в три вуза страны – Новосибирский, Бауманский и Российский государственный гуманитарный университет, где учатся «опорники».

К сожалению, в России нет нормативно-правовой базы специально для людей с ограниченными возможностями. Например, в законе не существует понятия «студент-инвалид», а только «студент» или «инвалид». Вместе с тем, это существенно для преподавателей, работающих с такими ребятами. Так, например, в Новосибирском или Бауманском университетах на 3-4 «особенных» студентов приходится один наставник. В ВлГУ и большинстве других вузов России на одного преподавателя приходится 10 инвалидов.

– На работу с ребятами у наших преподавателей уходит гораздо больше часов, поэтому совсем не остается времени для разработки методичек или пособий для таких студентов, – говорит Игорь Егоров. – Приходится наверстывать в выходные дни и в свое свободное время.

На недавнем совещании ректоров вузов, в которых учатся ребята с ограниченными возможностями, была поставлена задача – на базе ресурсных центров для обучения инвалидов, к которым относится и ВлГУ, создать консорциум вузов. Это необходимо, чтобы открыть для таких университетов финансирование и ввести в штат дополнительные ставки: психологов, логопедов, инженеров, программистов. Важно создать и единый информационный банк данных по инвалидам. Сейчас никто не знает, сколько их в стране, какие у них нозологии, какие есть возможности для их образования.

По словам Игоря Егорова, нужно также создать систему повышения квалификации, переподготовки и дополнительного образования как для преподавателей, работающих с инвалидами, так и для самих инвалидов. Ведь сейчас, если человек с ограниченными возможностями захочет получить второе высшее образование или повысить свой профессиональный уровень, он не сможет этого сделать, поскольку для этого не созданы условия. Слабослышащему нужен сурдопереводчик, слепому – специальная техника. А все это стоит немалых денег. При существовании же центра повышения квалификации инвалид мог бы в течение месяца получить необходимые ему знания.

Пять лет назад министерство объявляло конкурс на лучший университет в плане подготовки инвалидов, и ВлГУ его выиграл. Наш университет признали лучшим в ЦФО по обучению людей с ограниченными возможностями. Учреждению разово выделили почти два миллиона рублей на покупку необходимого оборудования. На этом финансирование прекратилось. В этом году статус головного центра по обучению инвалидов будет пересмотрен правительством. Егоров надеется, что они опять смогут получить звание лучшего, но важно, чтобы этот статус носил не просто формальный характер, а под него шло постоянное финансирование.

Кира Смирнова

Просмотры: