16+

Домик в деревне: хорошо иметь, но сложно жить

Территория Головинского сельского поселения по протяженности занимает второе место в Судогодском районе и первое – по количеству населенных пунктов. Летом в деревнях добавляется жителей, но проблем меньше не становится. На что меняют городской комфорт дачники и что считают нормой жизни деревенские? Попытаемся разобраться.

Дели, как знаешь, живи, как хочешь

–  У нас 66 населенных пунктов из 200, которые есть в районе, поэтому чтобы только сход провести в каждой, нужно больше двух месяцев без выходных и праздников ездить и ездить, – говорит Игорь Прокопенко, глава Головинского сельского поселения. Его «Волга» в этот момент меняла после поворота асфальтовую дорогу на грунтовую и въезжала в деревню Захарово. Здесь планировался сход жителей. На нем должны были избрать старосту и обсудить план действий на ближайшее время.

Подобные сходы проходят и будут проходить все лето в деревнях и Судогодского района, и по всей области. С этой позиции сход в Захарово можно считать типичным – проблемы-то у всех крупных деревень схожие. Здесь 88 домов, но в Захарово жители неожиданно обсудили вопрос, которого в повестке дня не было. О таких говорят просто – наболело! Впрочем, обо всем по порядку.

Весь бюджет Головинского поселения – 10 млн рублей. «Хоть тресни, а больше не будет, вот и дели, как хочешь», – констатирует глава.

На благоустроительные работы поселений в прошлом году потрачено 1 млн 640 тыс. рублей. Если эту сумму разделить на все деревни поселения, то получится смешная цифра – 25 тысяч рублей. В списке обязательных – ремонт, подсыпка, чистка дорог, уборка мусора, озеленение. Кроме того, головная боль глав – уличное освещение, ремонт колодцев. Совершенно ясно, что средств бюджета на все про все не хватит.

–  Захарово – ваша деревня, и то, как жить, вам решать, – начал сход Игорь Прокопенко. – Захотели что-то построить – пожалуйста, давайте идеи. Если они приемлемы, не противоречат законам, то будем решать, как поддержать. Ваш дом – частная собственность, а в целом-то вы – общность, деревня, поселение. Правила и нормативы должны быть общими для всех.

Весной и летом кошмар деревенских жителей – пожары. Глава обратил внимание на состояние территорий, которые находятся «на задах» дворов. Результат небрежности и запустения – 290 пожаров в поселении за 15 дней мая.

–  Кучу мусора зажгли и ушли, так в Ильино дом сгорел, искра под крышу залетела. Поймите, никто чужой сюда не придет и за вас не сделает, да и не нужен вам чужой, вы сами – хозяева и сами должны принимать решение, – настаивал Игорь Прокопенко. И вспоминал, как несколько лет назад в Захарово сгорело сразу семь домов.

Бывший асфальтовый завод недалеко от деревни взят мусором в плотное кольцо.

– Но ведь это же наш с вами мусор, – горячится глава, – никто чужой не принес. И сами же начинаем возмущаться: «Давайте ликвидируйте свалку!» А кто ее сделал? Уверен, что он из населенных пунктов тащится, лишь бы не у меня был мусор, с глаз долой его. И это наше отношение к своей земле, к своей деревне…

Кому не гоже, а нам в приход!

На благоустройство Захарово в 2009 году израсходовано 121 тысяча 700 рублей. Из них на ремонт дороги ушло 44,8 тыс. рублей, на освещение – 35 тысяч рублей, на колодцы – 28,6 тысячи рублей, на спил деревьев потрачено 13,3 тыс. рублей. Вот такая арифметика! В некоторых семьях располагают гораздо большими суммами на обустройство дачных и загородных участков в сезон. Но в Захарово такая бюджетная жизнь. И другой пока не предвидится.

Как жить на эти деньги? Исключительно за счет деревенской смекалки и взаимопомощи. За один час работы грейдера зимой от специализированной организации просят 1800 рублей. Таких денег нет. Поэтому нанимают, за совершенно другие, жителя деревни, у которого есть трактор. Его «механический дворник» после каждого снегопада может и не выйдет на уборку, но как только станет ясно, что проехать сложно, дорогу пробьет. Другой пример: 8 кубов щебня стоят около 8 тысяч рублей. Пять машин привез – 40 тысяч рублей отдай. Дорого. Ищут другие варианты: строительный мусор, совершенно бесплатно отдаваемый, лишь заберите, срочно вывозится на сельские дороги.

– Хватаемся, оплачиваем аренду машины и вперед! – говорит Игорь Прокопенко. – Чистим, как получается, ремонтируем, как можем, шоссе у нас с вами пока нет и асфальта тоже. Есть10 колец для колодца, 5 фонарей, привозим в деревню, просим своими силами установить. И одни делают, а другие недоумевают: «С какой стати, не будем! Пусть местная власть и занимается!» Но если мы будем ждать, когда у нас появится нужное количество денег, мы никогда ничего не сделаем. Для постройки одного колодца (на 8-10 колец) нужно 27-28 тысяч. В целом по поселению около 2 млн рублей необходимо, чтобы установить по одному новому колодцу в каждом населенном пункте.

Бумага терпит. Деревня – нет!

Расчистка грунта, ремонт дорог, чистка от снега, опахивание, копание колодцев, замена лампочек – все эти работы для жителей деревни не просто общественная нагрузка. Многие считают их обязанностью. И ответ на вопрос, кто, если не мы, знают точный. Поэтому и возмутились жители Захарово, когда на сходе староста деревни Виктор Коваленко, кстати, награжденный в прошлом году почетной грамотой как лучший, зачитал одно из десяти писем, которые пришли во все инстанции от гражданина, выросшего в деревне, но сейчас приезжающего сюда к матери. В чем только не обвинял местную власть, старосту обеспокоенный корреспондент! По его мысли, коррупция и необоснованно бесчеловечное отношение к его матери, к жителям определенной части деревни прописались в Захарово. И колодец-то вырыт не так и не теми, и дорога-то отремонтирована бессмысленно и бесполезно – никто по ней не ездит 30 лет, и матушку его поздравили с великим праздником Победы не так. По этому поводу он лично был на приеме в высокой инстанции, о чем сообщили все местные СМИ.

–  А почему у нас не спросили? – горячились селяне. И единодушно проголосовали за порицание жалобщика.

–   Не пиши больше, прошу тебя, – выдвинулась вперед одна из участниц схода, – меня во Владимире в последнее время только и спрашивают: что у вас там в Захарово? Деревня стала на слуху. Мы же выросли с тобой здесь! Не славь нас!

И попросили соседа быть активнее, когда речь идет об общедеревенских делах, таких, как субботник, обустройство обелиска, дороги и т.п.

– Вы не даете работать нам, только жалобы ездим разбирать. Вы что думаете, если у меня каждый день на голове инспектор сидеть будет, появится больше средств и возможностей работать? – спросили у возмутителя деревенского спокойствия представители власти.

–  Таких писем у нас – штук 10, и по каждому ездим в администрацию, в область. Старосту проверяют и проверяли всю зиму, ездили в прокуратуру, ОБЭП… Работать было некогда. И это из-за одного человека!

Приходят к беспокойным

Оставим на совести автора посланий его эпистолярное увлечение. Замечу только:  многочисленные проверки не подтвердили фактов, изложенных в жалобах. Очевидно другое: Головинское поселение – глубоко дотационное. Глава поделился новостью, которая может повлиять на бюджетное устройство всего поселения. Недалеко от Захарово австрийские инвесторы выкупили 28 гектаров и планируют построить цех по производству упаковки для кисло-молочной продукции. Причем бизнесмены обещали подвести газ к производству, а значит, и деревня может быть газифицирована. Но жителей еще и обрадовала перспектива возможного трудоустройства. «Пусть приходят», – заключил сход.

Так же единодушно они проголосовали за старосту, решив оставить на этом посту Виктора Коваленко. Он поделился планами. Среди забот повседневных и внесезонных – обустройство дороги, окашивание территории вдоль дороги, обрезка деревьев, строительство часовни у памятника погибшим в 1941-45 годах воинам. Ее будут возводить на средства жителей деревни, администрации, посильная помощь обещана со стороны местного священника отца Андрея. Кроме того, староста предложил обустроить футбольную площадку и получить паспорта на земельные участки для памятника и трансформаторной будки.

Открытым пока оставили жители вопрос по сбору мусора. Глава поселения предложил установить контейнеры. Он же сообщил хорошую новость: уличное освещение будет переведено на автоматический режим работы, а лампы заменены на энергосберегающие.

– Мы взяли несколько критериев, по которым определяем объемы бюджетной поддержки, помощи. Первый – численность населенного пункта, а второй – активность, желание, стремление жителей пойти навстречу переменам. Вы готовы – и мы пришли к вам, – заключил глава немудреные принципы политики местного самоуправления в условиях одной не самой богатой деревни Захарово.

Светлана Салатаева