16+

Следующая станция – Победа

Внимание, Поезд Победы прибывает к первой платформе! В субботу владимирцы встретили праздничный эшелон, пущенный железнодорожниками в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Клубы пара и свист, который было слышно даже в Загородном парке: тащил эшелон легендарный паровоз «Лебедянка» – последний на Горьковской железной дороге локомотив этой серии, который все еще на ходу. Остальные успели стать экспонатами – например, такая же «Лебедянка» стоит у входа на владимирский вокзал. Чтобы паровоз двигался, нужен кочегар – локомотив работает на угле и в день расходует до 15 тонн топлива. Как рассказал машинист Поезда Победы Николай Безденежный, железнодорожникам не пришлось специально осваивать управление раритетным агрегатом – паровоз в училищах проходили до 70-х годов, вместе с тепловозом и электровозом.

– Этот поезд в первую очередь для ветеранов Горьковской железной дороги, на нем отправляются в недельное путешествие те, кто работал у нас в годы войны, – говорит Александр Перепеча, председатель железнодорожного совета ветеранов, начальник эшелона «Поезд Победы», – а во-вторых, это подарок всем остальным людям, которые своими глазами могут увидеть, что представляла из себя железная дорога в 40-х. Здесь есть вагон-теплушка, в котором ездили солдаты, полевая кухня, несколько платформ с техникой военных лет.

Поезд Победы до 7 мая пройдет через Ковров, Муром, Вязники, Дзержинск, Арзамас, Казань, Ижевск – по всем городам, где трудились железнодорожники в годы войны. Нижегородский ветеран Василий Афиногентов отправлял эшелоны на фронт с 1943 года. «Мой отец и брат ушли на войну, а меня, восемнадцатилетнего, взяли на железную дорогу, – вспоминает он, – из Нижнего Новгорода – тогда он еще назывался Горьким – уходили поезда с танками, оружием, новобранцами. Обратно мы привозили раненых. Работать приходилось сутками. Время было трудное – бывало, на одной станции скапливалось несколько десятков эшелонов, каждый хотел пройти первым, начальники этих поездов грозились расстрелять всех остальных за задержку…На дорогах было опасно -фашисты бомбили наши поезда с земли и с воздуха, многие тогда погибли от снарядов. Я был так занят этой работой, что не сумел даже встретить отца, который вернулся с фронта в 45-м. А брат погиб на этой войне.

Пассажиры эшелона приняли участие в открытии Поклонного креста в честь всех железнодорожников, погибших на фронте, – его поставили на вокзале рядом с «Лебедянкой». Ветераны возложили к кресту цветы. «Очень приятно, что наш труд не забыт, – говорит казанский ветеран Илья Дмитриев, – ведь тем, кто водил фронтовые эшелоны, было ненамного проще, чем людям, которые воевали».

Владимирцы, пришедшие посмотреть Поезд Победы, разглядывали стоявшие на платформах тяжелый танк прорыва ИС-2, знаменитый миномет «Катюша», зенитные орудия. Но при этом старались не отходить далеко от вагона с полевой кухней: была обещана раздача «фронтовой еды». Повара приготовили гречневую кашу с тушенкой – такую, какую ели солдаты в годы войны, но в честь праздника сдобренную сливочным маслом. Очередь из желающих попробовать кашу выстроилась такая, словно голодные сороковые до сих пор не кончились – несмотря на ливень, люди хватали миски и ели, прикрываясь зонтами.

А ветераны в это время прямо под дождем вальсировали с девушками под звуки духового оркестра. Они справились. Они сделали все, что нужно. И они, как 65 лет назад, радовались тому, как это хорошо – жить без войны.

Марина Сычева

Просмотры: