18+
Погода: +3,1°C
Курсы валют: $00 00

Чтобы не уйти с работы инвалидом

29.04.2010

Ежегодно в стране больше 300 тысяч человек получают травмы на производстве, около 6 тысяч случаев заканчиваются летальным исходом. Вчера, во Всемирный день охраны труда, областная инспекция труда и следственное управление областной прокуратуры Владимирской области попытались в очередной раз привлечь внимание к проблемам безопасности рабочего места.

Люди падают с высоты, попадают в движущиеся части механизмов, получают удары током – и все это на работе… По материалам Минздравсоцразвития, уровень смертельного травматизма в России составляет 12 случаев на сто тысяч работников, что в несколько раз выше, чем в любой европейской стране. Примерно четверть работающего населения трудятся в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам.

По причинам, связанным именно с профессиональной деятельностью, ежегодно умирает больше 160 тысяч человек; около 200 тысяч получают травмы на производстве, у 10 тысяч обнаруживают профессиональные заболевания, 14 тысяч становятся инвалидами. «Каждый работодатель должен усвоить – если он принимает на работу человека, то обязан обеспечить ему безопасность», – утверждает Владимир Зиновьев, руководитель Государственной инспекции труда во Владимирской области.

По словам Владимира Зиновьева, сегодня в нашем регионе зарегистрировано более 63 тысяч хозяйствующих субъектов, из них 803 – крупные предприятия, остальные представляют средний и малый бизнес. В год инспекция проверяет около 3% объектов: по закону, с плановыми проверками на предприятие можно приходить один раз в три года, однако если поступили заявления от работников, это дает возможность нанести внеплановый визит. В прошлом году с устными жалобами в инспекцию обратились 5125 человек – это в полтора раза больше, чем в 2008-м. «Ежедневно приходит около ста человек, и это число не снижается», – пояснил Зиновьев. Письменные жалобы отправили 2144 обиженных работника (на 89% больше, чем год назад). 93% этих жалоб и заявлений были признаны обоснованными.

По результатам прошлогодних проверок инспектора выявили на предприятиях около 11 тысяч случаев нарушения законодательства об охране труда. Хуже всего, как оказалось, дела обстоят в обрабатывающем производстве, строительстве, сельском хозяйстве, сфере коммунальных и социальных услуг. Именно здесь несоблюдение правил безопасности отзывается самыми тяжелыми последствиями.

По данным инспекции, в прошлом году в области было расследовано 132 несчастных случая, 71 из них закончился тяжелыми травмами, 29 привели к смерти пострадавшего. Что интересно – только 9 из них произошли на крупных предприятиях, 20 других – на малых и средних, где о безопасности сотрудников заботятся слабо.

Сэкономить на чужом здоровье

- Сейчас говорят, что кризис заставляет предпринимателей идти на минимизацию всевозможных издержек, – объясняет Юрий Пальцев, руководитель отдела процессуального контроля следственного управления следственного комитета прокуратуры РФ по Владимирской области. – И именно средства, которые должны быть потрачены на охрану труда и технику безопасности, оказываются первыми в списке сэкономленных. Так, многие бизнесмены экономят на покупке защитных устройств для своего оборудования. В результате в Вязниковском районе на деревообрабатывающем предприятии не оказалось ограждения, и отрезок горбыля, вылетевший из станка, разбил рабочему голову и грудь. Или не покупают сотрудникам средства индивидуальной защиты. В Селивановском районе частный предприниматель не выдал людям спецодежду, в итоге на сверлильном станке работнику закрутило рукав, и он остался без руки.

Некоторые случаи называют совсем вопиющими: так, в сентябре прошлого года в Коврове человек вышел ремонтировать башенный кран без страховки и сорвался. В Гусь-Хрустальном районе каменщик задел светильник и погиб от удара током. Последнее происшествие – в Муроме на работу пильщиком приняли несовершеннолетнего, который не прошел ни медицинское обследование, ни инструктаж. Первого марта он попытался во время работы станка поправить заготовку бревна и в итоге потерял ногу. Правда, подобные эпизоды в последнее время редкость: необученных людей на производстве становится меньше, и спасибо за это стоит говорить как раз кризису – увольнять с работы предпочитают все-таки непрофессионалов.

Кажется, что безопаснее всего работать в офисе. Однако и здесь сотрудники, бывает, рискуют здоровьем: слабое освещение губит глаза, низкая температура и высокая влажность привлекают инфекции, сильный шум действует на нервы, излучение от приборов подрывает настрой внутренних органов. Чтобы избежать этого, работодателям нужно регулярно проводить аттестацию рабочих мест – чем, понятно, многие пренебрегают. В более развитой стране сотрудник, «заработавший» очки или хронический насморк, отсудил бы у работодателя столько, что тот навсегда заречется экономить. У нас отсудить компенсацию за лечение – значит, потерять оставшееся здоровье (и почти наверняка – еще и работу). Максимальная компенсация морального вреда, выплаченная в пределах региона, – 50 тысяч рублей – начальство не вразумит, а, скорее, разозлит.

При этом наказание за пренебрежение мерами безопасности и в инспекции труда, и в областной прокуратуре называют «не вполне адекватным»: штраф до 200 тысяч рублей, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы максимум на год. Только в случае летального исхода или причинения тяжкого вреда здоровью (это ампутация, тяжелые черепно-мозговые травмы, проникающие ранения) по факту происшествия можно возбудить уголовное дело (до 2003года это можно было сделать и при «среднетяжелых» последствиях).

Где суд, там и дело

В прошлом году в следственные отделы поступило 111 сообщений о нарушении правил охраны труда. В большинстве случаев в возбуждении уголовного дела было отказано на основании отсутствия состава преступления. «Это те случаи, когда несчастье произошло из-за грубой неосторожности самих работников или же при отсутствии трудовых отношений, – объяснил Юрий Пальцев, – к сожалению, бывает и такое: компания принимает на работу человека, но в документах это никак не отражается – нет ни трудового договора, ни контракта. И получается, что ответственности за жизнь и здоровье такого сотрудника работодатель не несет».

Всего в 2009-м во Владимирской области было возбуждено 8 уголовных дел. В двух случаях (между прочим, оба – со смертельным исходом) дело прекращено за примирением сторон: работодатели предложили родственникам компенсацию, достаточную для того, чтобы те отозвали заявления. По двум случаям вынесены обвинительные приговоры: начальник бюро, в котором сотрудник получил удар током в 6 тысяч вольт, осужден на 6 месяцев условно; мастер завода, «благодаря» которому кровельщик потерял ногу, – 8 месяцев условно. «В обоих случаях приговор связан с твердой позицией потерпевших, – говорит Юрий Пальцев, – если они действительно настаивают, что виновный должен понести наказание, суд обязан с этим считаться».

Сотрудников владимирских предприятий призывают «не спускать» работодателям нарушения своих прав. «Уровень реагирования на сообщения о нарушениях трудового законодательства у нас выше, чем в среднем по России, – объясняет Владимир Зиновьев, – и с трудовой инспекцией работодатели пока все-таки считаются, потому что знают – наказания не избежать. Может быть, это не очень серьезное наказание, но оно все равно будет. В тех случаях, когда отказано в возбуждении уголовного дела, мы можем доказать административное правонарушение и все равно привлечь виновных к ответственности. И поэтому, например, из 11 тысяч нарушений, обнаруженных в прошлом году, 9,5 тысячи к настоящему времени устранено. Но мы не можем приставить контролера к каждому рабочему месту. Поэтому если что-то случилось – жалуйтесь».

Кстати

В прошлом году рейтинг опасных профессий области пополнили… почтальоны. В области зарегистрировано уже два эпизода, когда выход на работу «человека с толстой сумкой на ремне» закончился смертью: в прошлом году была убита женщина в Гусь-Хрустальном районе, в этом году – в Ковровском. В обоих случаях нарушения трудового законодательства не нашли: по закону, работодатель не обязан предоставлять почтальонам, разносящим пенсии старикам, ни служебный транспорт «до места вручения», ни средства индивидуальной защиты. Однако сейчас эти вопросы все-таки собираются рассмотреть.

Марина Сычева

Обсуждение закрыто.