16+

ТОЧКА ОПОРЫ

Ушедший Год учителя стал для российского образования временем оценок и подведения итогов реформы. О главных проблемах, которые пришлось решать в 2010-м, и о том, что ждет педагогов и учащихся в рамках реализацииуже новой президентской инициативы «Наша новая школа», мы попросили рассказать директора средней общеобразовательной школы в поселке Вольгинский Петушинского района Ольгу Арилину.

Ольга Сергеевна, с по­дачи президента Дмитрия Медведева Год учителя должен был задать сти­мул модернизации отече­ственного образования. Произошло ли это?

–  Школа сегодня по­добна далекой планете: на нее с восхищением смотрят власть, бизнес, общество, но помочь школе не очень полу­чается. Так, например, в информатизацию об­разования государство вложило значительные финансовые средства, а процесс идет медлен­но. Или мы говорим об энергосбережении, но у большинства сельских школ нет даже возмож­ности отремонтировать протекающую крышу и окна, выпускающие тепло, реанимировать убитые инженерные сети, установить датчи­ки движения. Модерни­зированная школа – это и современное оборудо­вание, которое позво­ляет сделать изучение предмета интересным, максимально полез­ным, но здесь тоже есть свои «но»…

И, безусловно, в новой школе должны работать учителя, на которых хо­чется быть похожими?

–  Кадровый вопрос в последние годы заметно утратил остроту в мега­полисах, в сельской же местности он остается острым: 70 процентов учителей нашей шко­лы – пенсионеры, из 46 педагогов всего двое мужчин. Однако ждать, что уважающий себя глава семейства придет в школу на существую­щую зарплату, не при­ходится…

–   Российская школа продолжает переход на нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда. Какова средняя зарплата сельского учителя?

–  НСОТ (новая систе­ма оплаты труда школь­ных преподавателей, состоящая из базового оклада и стимулирую­щих надбавок за работу с учениками, проверку тетрадей и т.д.) введена в большинстве регио­нов страны и протекает с учетом экономиче­ских и географических особенностей каждого региона. Во Владимир­ской области при 18-часовой недельной на­грузке тарифная ставка начинающего педагога составляет 4111 рублей в месяц, а у учителя выс­шей категории – 7665 рублей. Это проблема, и понятно, что без бы­строго и радикального решения ее образование захиреет, несмотря даже на самые распрекрасные реформы.

–  Как сказывается на качестве преподавания так называемое старение кадров?

–  Если речь о знании компьютера, то сегодня

для людей, работаю­щих с информацией, оно обязательно. Вопрос – в степени владения совре­менной техникой. Порой школьники заметно продвинутей в этом вопросе, чем, скажем, 60-летний учитель географии. Но! Педагогическое творче­ство, по большей части, требует от человека спе­цифических личностных качеств, умений и ин­теллектуальных усилий. Можно ли подменить бесценный жизненный опыт, преподаватель­скую одаренность и живое творческое сло­во учителя машиной? Нельзя… Зрелый обра­зованный человек – это носитель многовековых культурных, морально-этических ценностей, составляющих по сути народную мудрость, крепкую платформу для развития национальной истории.

Мы провели у себя сложное тестирование, показавшее, что 73 про­цента учителей школы влюблены в профессию, отсюда и результат: наши ребята – постоянные участники и победители областных олимпиад, по результатам ЕГЭ второй год выпускники школы не имеют двоек. Уже сей­час выявлено 3 кандидата на золотые медали и 1 на серебряную медаль, а уровень поступлений в вузы составляет 89 про­центов. Вольгинский -самый благоустроенный и спортивный поселок в об­ласти, интеллектуально-культурный ландшафт которого представлен на­учной средой. Отсюда и общий уровень подготов­ки и воспитания детей.

–  Национальная обра­зовательная инициатива «Наша новая школа» -документ, излагающий идеологию реформы рос­сийского среднего образо­вания. С точки зрения ав­торов инициативы, в силу демографических причин школьников в ближайшие годы станет меньше, что позволяет на каждую школу и каждое учениче­ское место направлять больше средств, чем ра­нее. Процесс пошел?

–  Не могу отвечать за

всех, но Вольгинская школа практически не финансируется по ка­питальному и косме­тическому ремонту по­следние лет 7. Между тем в бюджет организации нам удалось самостоя­тельно привлечь поряд­ка 8 миллионов рублей спонсорских денег. Такая поддержка во многом стала возможной бла­годаря политике руко­водства района: создан благоприятный климат по отношению к бизнесу. А это, в свою очередь, обеспечило нам создание одного из лучших в об­ласти кабинетов химии, замену технологического и холодильного оборудо­вания столовой, установ­ку пластиковых окон и дверей на первом этаже здания, оборудование тренажерного зала и дру­гие необходимые школе обновления. Замечу, что при этом наши отноше­ния со спонсорами носят двусторонний характер: в рамках программы «Социальное партнер­ство по созданию ци­вилизованного рынка труда» школа начала работу по подготовке лаборантов для одного из перспективнейших в фармацевтическом сек­торе отечественной эко­номики предприятия «ЛЕККО»…

–   Не игнорирует ли такое профориентирование внутренние запросы выпускников школы в угоду приоритетным для экономики района специ­альностям?

– Миссия образования -не только обучать в со­ответствии с быстро меняющимися требова­ниями общества, но и предугадывать, а в не­которых случаях форми­ровать новую реальность и готовить к ней людей. Работа на экономику середины XXI века и новую социальную си­стему – сложная зада­ча, которую мы решаем не волюнтаристскими методами. Профориен-тационное и психоло­гическое тестирование старшеклассников, кон­сультации родителей со специалистами школы, мониторинг вакансий

местных предприятий выявили общий вектор предпочтений на кон­кретный период време­ни: «ЛЕККО» сейчас нужны грамотные ка­дры, а молодые жители Вольгинского получат перспективную работу рядом с домом. В связи с тем, что идет сжатие человеческого потен­циала, не стоит вопрос и о «перепроизводстве» кадров: в единственном 11-м классе занимается 23 старшеклассника, в прошлом году это число равнялось 13. В нынеш­нем 10-м классе вообще не создано профильных групп, поскольку про­фессиональные инте­ресы у ребят оказались весьма разнообразными. Так что выбор вуза для выпускников 2012-го -дело самостоятельное.

–  Пресловутые поборы в школах – порождение века тотального потре­бительства или же ре­зультат того, что наше образование и наука недо­финансированы?

–   Отрицать, что де­нежное обращение в школах РФ существует, бесполезно. Оно есть и, видимо, будет раз­виваться, поскольку со­временные родители не хотят, чтобы их дети сидели за антикварными партами, помнящими прописи еще их бабушек (за последние 37 лет в Вольгинской школе по­менять в отдельных ка­бинетах мебель удалось лишь дважды). Сегодня в условиях самостоятель­ного развития регионов и школ в частности роль общественного управ­ления возросла резко, управляющие советы или традиционные роди­тельские комитеты ока­зывают влияние на всю школьную жизнь: они поддерживают учитель­ские инициативы или выдвигают собственные. Естественно, мы благо­дарны своему родитель­скому комитету за то, что его усилиями в классах школы, где обретается 1/6 часть 7-тысячного населения поселка, рож­дается уют.

–  Ольга Сергеевна, 40 лет, 22 из которых – в

статусе директора, вы отдали Вольгинской обще­образовательной школе, у вас есть почетное звание «Отличник просвещения СССР». Насколько это для вас важно?

–    Если учесть, что в школе всего 23 отлич­ника среди учащихся и 6 среди учителей, то мне есть чем гордиться -я в авангарде. А если серьезно, то чувство от­личника у современно­го директора должно быть хроническим. Ведь успешность развития той или иной школы определяет степень эф­фективности директора как менеджера, момен­тально реагирующего на любые изменения в правовой, в социально-экономической ситуации территории. Директор школы не может не ду­мать, как лучше исполь­зовать имеющиеся бюд­жетные и внебюджетные ресурсы и при этом, безусловно, обеспечи­вать конституционные гарантии бесплатного качественного образо­вания. Самая большая сложность в этой ра­боте состоит в том, что многие вопросы надо немедленно решать, но решение их лежит не в плоскости должностных возможностей руково­дителя образовательного учреждения. Достучаться же до чиновничества не всегда получается.

–  Это вы об истории с тендером на постав­ку продуктов питания школе?

–  История эта на про­тяжении полугодия протекает под лозун­гом «Низкое качество за маленькие деньги» и вызывает вопрос «Кому это нужно?». Точно ни детям, ни учителям, ни родителям.

Покровское горпо, проигравшее тендер на поставку продуктов пи­тания другому пред-

приятию местного потребрынка, обслуживало школу на протяжении долгих лет без сбоев и нареканий на качество продукции. Деятель­ность же нового поставщика сопровождается систематическим состав­лением актов в управле­ние образования райо­на. Конец года вообще ознаменовался полной выборкой продуктов. Питание школьников сорвано не было лишь по той причине, что мы смогли изменить меню и держали школьников на выпечке. Потеряв прежнего поставщика продуктов вместе с его поварами и услугами, мы потеряли и школьный буфет. Проблема теперь в том, чтобы в кратчайшие сроки найти специали­стов, готовых за мини­мальные деньги работать на кухне, а управлению образованием предстоит создать новые штатные единицы и изыскать средства на зарплату новых сотрудников.

Надеюсь, история эта не станет хитом насту­пившего года.

–  Подводя итоги Года учителя, на чем все-таки хотелось бы сфокусиро­вать внимание?

–  Год закончился для нас, что называется, фифти-фифти: мы мно­го чего успели сделать в плане обустройства зда­ния, оценить различные стороны собственной пе­дагогической и органи­зационной деятельности, завоевать победы в об­ластных олимпиадах, но год высветил и сюрпри­зы, последствия которых приходится ликвидиро­вать сегодня. Жизненный опыт между тем под­сказывает: все проходит, главное, что есть школа -отправная точка, ставшая точкой опоры в жизни каждого из нас.

Маргарита АХТЯМОВА

Просмотры: