16+

Гаражный «самострой» пойдет под снос

Где парковать и хранить свой автомобиль – актуальный вопрос для тысяч владимирцев. Обещанные властями многоуровневые гаражи пока не строятся, зато убираются старые. Причем за снос ратуют как чиновники, так и многие жители.

Гонения на гаражи-«ракушки» начались давно. В свое время сии сооружения так заполонили дворы жилых домов, что не осталось места ни для детских площадок, ни для лавочек, ни для прочих традиционных дворовых атрибутов. И власти города предпринимали активные действия для «очистки территорий». За ретивость в решении этого вопроса один из районных глав, помнится, даже получил кличку «Гараж». Сейчас кампания по сносу «ракушек», может быть, ведется не столь активно, но зато планомерно: ведь во Владимире осталось еще достаточно такого рода гаражей, места под которые когда-то выдавали льготникам, но ныне они существуют на птичьих правах. А борются с ними не только власти, но и рядовые жильцы.

Правила есть, но кто их соблюдает!

Четыре года назад во Владимире были утверждены правила установки временных металлических гаражей для индивидуального автотранспорта. Документ регламентировал порядок оформления документов на установку гаражей на муниципальных земельных участках, а также порядок согласования места размещения подобных временных построек на земле, находящейся в общедолевой собственности.

Суть правил сводилась к тому, что около дома могут поставить гаражи для автомобилей только инвалиды. Гаражам дается статус временных, нестационарных, они не могут быть названы объектами недвижимости и не подлежат госрегистрации. Все пути к приватизации земли и возможности продажи ее вместе с гаражом были закрыты. Список льготников предельно ограничили, да и требования к ним предъявили жесткие.

От инвалида требовались не только заявление, паспорт, удостоверение, подтверждающее инвалидность, и документы на машину. Нужно было пройти ряд инстанций и получить там согласование, а также схемы и копию фотосъемки земельного участка. Предполагалась и проверка подлинности документов заявителя со стороны администраций районов. Сразу выдавали только справку с адресами ближайших к дому гаражно-строительных кооперативов. Если на их территории не было свободных мест, власти начинали рассматривать вариант выделения свободного и незастроенного участка около дома. Рассчитывать приходилось лишь на краткосрочную аренду сроком до одного года. Автоматической пролонгации договора не предусматривалось. Исключался вариант продажи гаража или строительства на его месте капитальной конструкции. При отсутствии документов или окончании срока аренды временные гаражи становились самовольными постройками и в будущем подлежали сносу.

Некоторое время назад у городской прокуратуры возникли вопросы относительно нарушения прав отдельных льготников – обладателей временных гаражей. Дело в том, что в правилах было прописано, что все, кто владел гаражами до 1996 года, обязаны их переоформить. Тогда протест прокуратуры пришел в горсовет. Депутаты и правоохранители спорили долго, но пришли к выводу, что инвалидов можно освободить от такой «повинности». Председатель горсовета Сергей Кругликов заявил, что подобные правила вообще нужно отменять, а гаражам место только вдали от жилой застройки.

Казалось бы, власти предусмотрели все, но наши водители не славились бы своей удалью, если бы не придумали кучу способов обойти и подобные запреты.

На птичьих правах

С выходом городских правил число гаражей-времянок не уменьшилось. Наоборот, стали всплывать случаи приватизации таких построек, а также факты строительства на муниципальной земле капитальных гаражей. Повсеместно срабатывал один сценарий – инвалиды продавали гаражи другим лицам. Фактически поддержка льготников оказалась фикцией. Гаражами пользовались все, кому было по силам его приобрести. И этим владельцам и в голову не приходило, что был когда-то некий договор аренды земли, что его необходимо было продлевать и что сейчас их «домик для авто» – незаконный.

–   К одному оформленному гаражу прирастал еще один, самовольный. Затем на этом месте их возникало уже с десяток. Так город оброс гаражами-нелегалами, – рассказывает юрист администрации Октябрьского района Михаил Шолохов. – Сотрудники администрации ежедневно проводят рейды по проверке санитарного содержания города. В ходе них обращают внимание на металлические гаражи. В этом деле им помогают КТОСы. Уже в администрации проверяют наличие этих гаражей в реестре. Если их нет, то гараж считается самовольной постройкой. В первую очередь власти выписывают предписания убрать «нелегала» в течение месяца. Бумагу вручают лично или наклеивают на дверь гаража.

–   Как правило, владельцы таких гаражей дают о себе знать, приходят на заседания административной комиссии, соглашаются со штрафом в размере 500-1000 рублей. Но не все готовы перенести гараж с муниципальной земли на территорию ГСК или на свой участок на даче в добровольном порядке. Тогда приходится решать вопросы через суд, – говорит Михаил Шолохов.

По суду гараж опять-таки признают самовольной постройкой, незаконно занимающей земли мэрии, и отдают дело о сносе конструкции судебным приставам. Таких дел у исполнителей множество. На снос гаража уходит от недели до месяца. Затраты на вывоз гаража взыскивают с владельца. Если же хозяин так и не объявляется, его пытаются найти через РОВД. В 2008 году только на территории Октябрьского района было снесено 30 нелегальных гаражей, в прошлом году – 40. Причем было достаточно много коллективных построек, нелегально установленных по соседству. В этом году также уже есть порядка 5 эпизодов.

Собственник может заработать

Многие нелегальные гаражи расположены во дворах жилых домов. И являются помехой для собственников квартир. Согласно Жилищному кодексу земля под домом и около него считается общедолевой собственностью. В течение прошлого года фактически все владимирские многоквартирные дома обзавелись кадастровыми планами на землю. Поэтому теперь собственники могут оценить, на чьей земле стоит постройка.

– На общем собрании собственники вправе принять решение о сносе самовольного гаража. Они могут предъявить это требование к владельцу. В качестве заинтересованного лица собственники могут пригласить представителей администраций районов. Мы оказываем поддержку в этом вопросе, – говорит юрист администрации Октябрьского района.

Жильцы домов до сих пор еще мало осознают свои права и полномочия. К примеру, на сдаче земли в аренду под гаражи вполне можно заработать неплохие деньги. Удастся решить две проблемы сразу: и место для хранения автотранспорта найдется, и деньги на ремонт подъездов и лифтов накопятся.

Кто предложит альтернативу

В генплане развития города власти делают ставку на строительство полуподземных, подземных, встроенно-пристроенных и многоэтажных гаражей. Предполагается, что именно туда уйдет весь транспорт со дворов и из самовольных гаражей. За возведение таких многоэтажных гаражей должны взяться инвесторы. Понятно, чтобы проект окупился, необходимо будет взимать приличную плату за аренду места для авто. Вряд ли это многим автолюбителям будет по силам. Значит, без поддержки мэрии в любом случае не обойтись. Пока никаких таких планов в бюджете не отмечено. Хотя сроки решения вопроса с нехваткой гаражей стоят вполне реальные – к 2015 году подземные и многоуровневые гаражи должны быть.

Кстати

 Штрафы повышаются

Вновь ужесточается ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения. Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях приняла Госдума.

Теперь выросли штрафные санкции по транзитам и техосмотру. Сейчас после покупки автомобиля водитель вправе ездить без регистрации всего 5 дней. Обладая транзитами, можно протянуть время до 20 дней. Далее – штраф. Правда, весьма незначительный – 100 рублей. Некоторые позволяли себе ездить без регистрации довольно долго. Теперь такая леность многим станет не по карману. Штраф поднимут до 500-800 рублей. Сколько выписать: 500, 600 или 800 рублей, будет зависеть от инспектора ГАИ.

На сегодняшний момент наказание за отсутствие талона техосмотра – штраф в размере 200 рублей и запрет на эксплуатацию со снятием госномеров. Судя по статистике ГИБДД, нечасто, но попадаются такие водители, которые «забывают» вовремя пройти техосмотр и подвергаются такому наказанию. Теперь же с них «сдерут три шкуры». Вместо 200 рублей придется заплатить 800 рублей.

Сроки введения новых штрафов зависят от подписи президента и даты опубликования поправок в кодекс. Но, очевидно, это будет совсем скоро.

Анна Тумановская

Просмотры: