16+

В ПОГОНЕ ЗА ЗДОРОВЬЕМ МЕЛОЧЕЙ НЕ БЫВАЕТ

 

Лекарства дорожают, а количество схожих по действию препаратов от разных производителей постоянно увеличивается. Нередко мы покупаем совсем не то, что нам нужно, и сожалеем о потраченных деньгах. А можно ли их вернуть?

         Благое намерение власти обуздать рост цен на лекарства имеет и побочный эффект. Ассортимент в аптеках упал, а цены на медикаменты, не входящие в перечень контролируемых, подскочили. Новации бьют по самим покупателям. Как сообщила нам одна из читательниц «Призыва», в одной из владимирских аптек фармацевт ей отказала в продаже лекарств отдельными пластинками таблеток и ампулами – покупай, мол, всю упаковку. Якобы это требование областного департамента цен и тарифов. В другой аптеке женщине разъяснили, что запрета на продажу лекарств «россыпью» никто не вводил, но фармацевтов обязали вести отдельный журнал проданного таким образом товара. Это хлопотно, и многие аптеки предпочитают отказывать клиентам. Исключение делают разве лишь для дорогостоящих препаратов. В этих условиях риск приобрести что-то ненужное, но уже в большем объеме, также вырастает.  

         Инструкцию надо читать!

А причин вернуть купленное лекарство – множество. К примеру, только дома ознакомились с инструкцией, и выяснилось, что препарат не подходит из-за противопоказаний. Или уже при приеме обнаружилась побочная реакция. Либо «панацея» не эффективна – не помогает, и все тут!

Завсегдатаи аптек знают: купленное там обменять невозможно. Лекарства и препараты медицинского назначения входят в группу товаров, которые не подлежат ни возврату, ни обмену. Но есть шанс! Помимо закона о защите прав потребителей, существуют и правила продажи отдельных видов товаров, в том числе лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Согласно им лекарства должны иметь сведения о госрегистрации. Если нет – у покупателя есть повод вернуть препарат.

Изделия медицинского назначения должны иметь сведения о назначении, способе и условиях применения, действии и оказываемом эффекте, ограничениях для применения. Если информация отсутствует – это опять-таки причина для возврата. Стоит учитывать: отсутствие полной информации о лекарственном препарате или медицинском приборе причисляет их к разряду некачественных, поэтому покупатель вправе настаивать на возврате денег. То же правило действует в случае недостоверной информации. К примеру, когда на упаковке обещают одно, а в показаниях к применению, указанных в инструкции, – иное.

Есть еще одна возможность частично вернуть потраченные деньги – дать объявление в газете или Интернете. Таких предложений довольно много. Если есть чек о покупке, сохранена упаковка, остались нетронутыми пластинки или емкости, то шансы продать лекарства высоки. Но, конечно, для успешной реализации нужно сделать ценовую скидку.

         На слух не надейся

С тех пор, как тонометры и глюкометры появились в свободной продаже во всех аптеках, число нареканий на эти товары во владимирский отдел по защите прав потребителей и управление Роспотребнадзора существенно выросло. Люди жалуются, что аппараты показывают неверные значения, плохо работают и т.п. Но многократные проверки в центре метрологии показали: большинство приборов технически исправны. А дело в том, что при их выборе покупатель не учел ряд параметров.

Для начала рассмотрим типичные случаи, произошедшие с владимирскими потребителями. Женщина купила в аптеке для своего сына полоски для глюкометра. Дома выяснилось: не подходят. В возврате денег ей отказали. Как считают специалисты отдела по защите прав потребителей, правомерно, а на будущее советуют всегда иметь при себе рецепт врача, где указано точное название препарата.

Женщина купила для пожилой мамы тонометр-автомат. Подобные приборы отличаются высокой чувствительностью, у пользователя же были проблемы с сосудами, от этого, как оказалось, тонометр занижал показания. У старушки случился инсульт. Ее дочь захотела вернуть «бракованный» тонометр. Однако обследование подтвердило: прибор исправен. Тут нужно быть очень внимательным! И пожилым людям лучше приобретать тонометры-полуавтоматы. Правда, освоить их представителям старшего поколения сложно. К примеру, надо уяснить порядок, когда включать кнопку, когда качать грушу и когда перестать, когда следует смотреть на панель, где будут видны показания. Но без этого никуда, если, конечно, под рукой нет более молодых людей, способных прийти на выручку.

А вот еще пример. Супруги купили в подарок родителям дорогой тонометр. Когда пенсионеры стали им пользоваться, он показывал ошибочные данные. Отправили на экспертизу в лабораторию. И вновь подтвердилась исправность прибора. Причина была в том, что аппарат был настроен накачивать только 150 мм рт. ст. Пожилые люди же страдали гипертонией. Когда тонометр перенастроили вручную, показания стали верными. Здесь совет только один – внимательно читайте инструкцию и проверяйте прибор перед покупкой. Как правило, все аптеки идут навстречу покупателям и предлагают измерить давление на аналогичном тонометре.

И еще. При такого рода покупках нужно учитывать ряд особенностей. Во-первых, функциональные. Долгое время считалось, что для пожилых людей лучшие тонометры – механические. Однако многие люди в таком возрасте плохо слышат, поэтому улавливают пульсацию только отчасти, ставят неточные показания и, как следствие, принимают совсем не те лекарства. Поэтому, с известными оговорками, лучше пользоваться автоматом или полуавтоматом. Здесь есть свой жирный плюс – удобство. И  наглядность. Так, в некоторых моделях в случае повышенного давления тонометр подает сигнал, часть имеют индикатор аритмии, правда, далеко не все кнопки сопровождают надписи на русском языке.

Беда от БАДа

И наконец, не менее распространенная группа не подлежащих возврату и обмену качественных препаратов – биологически активные добавки. Парадокс – они не являются лекарственными препаратами, но все равно их продавцу не вернешь. Затрудняет этот процесс не только законодательный запрет, но и категорические отказы продавцов, которые перед покупкой предельно вежливы, внимательны к клиенту и «всегда на связи», а после покупки их и след простыл. А ведь до сих пор очень многие покупают БАДы у частных распространителей или по почте.

Тех, кто верит, что нормализовать давление, вылечить аллергию, хандрозы, простуду, мигрень можно с помощью БАДов, – в избытке. Сколько бы Роспотребнадзор ни выпускал памяток для потребителей, сколько бы специалисты отделов по защите прав потребителей ни увещевали разочарованных обладателей БАДов, спрос на этот товар по-прежнему высок.

Порой покупателей вводят в заблуждение (что может послужить основанием для возврата товара) разного рода обещаниями и рекламой, но доказать сей факт и еще найти того, кому предъявить претензию, сложно. Поэтому любое предложение БАДа без документов должно насторожить, слишком высокая цена – отпугнуть, бесконечный перечень недугов, от которых якобы излечивает это чудо-препарат, – заставить отказаться от покупки.

Анна ТУМАНОВСКАЯ

Просмотры: