16+

Кто стучится в дверь ко мне?

Во Владимире работает немало организаций, предлагающих установку и обслуживание домофонов. Их услуги весьма востребованы. Но, как и в любом деле, здесь тоже есть свои интересные нюансы.

Услуга в нагрузку

Домофон – простая система безопасности как многоквартирного, так и частного дома. Наибольшей популярностью эти устройства пользуются среди жильцов многоэтажек. С их помощью собственники квартир стараются защитить свои подъезды, куда так и тянет хулиганистых подростков и пьянчужек бомжеватого вида.

Из всего ассортимента владимирцы чаще выбирают аудиодомофоны. Бесспорно, видеодомофоны гораздо удобнее и безопаснее, но и цена их намного выше. Также ориентируясь на стоимость и уровень безопасности, жильцы выбирают ключ: обычный или электронный, оптическая или магнитная карточка. Вопрос выбора устройства – не сложный. Гораздо труднее придется на этапе выбора организации по установке домофонов. Хотя, казалось бы, чего проще: взял газету объявлений, обзвонил компании, заказал у тех, что дешевле. Так-то оно так, да без подводных течений не обходится. Проблема в навязываемом гарантийном обслуживании. Какие права и обязанности есть в этом вопросе у собственников: что они могут требовать, а от чего вправе отказаться?

Последние годы, с тех пор как стал действовать новый Жилищный кодекс, собственников жилья в многоквартирных домах упорно приучают к правообладанию общим имуществом и ответственности за него. Мы уже осознали, что лифты, лестничные площадки и прилегающая к дому территория – это наша ежедневная забота, ну, или тех, кого мы наняли в качестве управляющей компании. А что же домофон? Согласно правилам в состав общего имущества входят также механическое и электрическое оборудование, которым пользуется не один жилец, – домофон в их числе. И отвечают за его ремонт и обслуживание сами собственники.

Как же действуют домофонные компании? Они предлагают не товар и услугу по его установке, а некий комплексный продукт. Туда входит само оборудование, его установка и дальнейшее обслуживание, за которое собственникам приходится вносить ежемесячную абонентскую плату. Подобная оплата дает право звонить в компанию в любое время суток и требовать мастера в случае поломки домофона как внутри квартиры, так и на подъездной двери. Ремонт согласно договору обслуживания должен быть бесплатным, за исключением тех случаев, когда домофон вышел из строя по вине собственников.

Не исключено, что собственникам придется заплатить за покупку новых запчастей, поскольку это абонентской платой не окупается и договором не предусматривается. Обслуживание за абонентскую плату вроде бы удобно тем, у кого часто ломается домофон, кто живет в неспокойном районе. Но и здесь стоит подумать. Во-первых, дополнительная услуга стоит денег, во-вторых, компании часто стараются найти способ уйти от ее выполнения. Варианты могут быть разные: разночтения в договоре, якобы выявленное отсутствие заботы о товаре со стороны собственника, нет мастеров, нет оборудования и т.д. Поэтому разовый вызов мастера по мере необходимости может стать более выгодным решением.

Экономить – разрешается

Кстати, по поводу оплаты. Согласно статье № 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. То есть за содержание домофона должны платить все собственники. Как же быть, когда собственником выступает орган власти, а в квартирах проживают наниматели, заключившие с администрацией договор социального найма?

Здесь картину проясняет Жилищный кодекс, который указывает на обязанности нанимателей в этом вопросе. Но в каждом доме есть жильцы, которые наотрез отказываются от установки домофона. И заставить их сделать это никто не может. Так что оставшимся собственникам приходится заказывать на таких отказников дополнительные ключи, порой и за свой счет.

Многие жильцы протестуют против высокой цены на домофоны. Поэтому и отказываются от этого защитного устройства. Однако и здесь собственники имеют право платить по своему усмотрению. Можно сэкономить на самом оборудовании, куда входит блок управления домофоном, электромагнитный замок, кнопка открывания двери, дверной доводчик и блок вызова домофона. К примеру, выбрать менее «именитого» производителя.

Снизить стоимость можно за счет более дешевой двери, обычной металлической, без обшивки. Также на рынке компании предлагают разные цены на установку оборудования и его техническое обслуживание. Совсем необязательно платить одной и той же компании, можно за оборудование и установку заплатить первой фирме, предложившей наиболее приемлемые условия именно на эти услуги, и второй – за недорогое и качественное обслуживание.

У гарантии свой срок

В законе о защите прав потребителей сказано, что производитель или продавец вправе устанавливать гарантию на товар или услугу. Обязанности у них такой нет. В законе есть оговорка на этот счет. Все же, если продавец отказался указывать гарантию, потребитель имеет право предъявлять претензии к качеству товара в течение двух лет, правда, если он лично докажет наличие брака, то есть проведет экспертизу за свой счет.

Чаще всего дофомонные компании дают гарантию на год. Пока она действует, сломанное оборудование можно отремонтировать бесплатно. Здесь есть одна проблема – часто фирмы дают гарантию только на отдельные части комплекта, например, только на блок и трубку, но не на кнопку, доводчик или дверь. Так что заменить или отремонтировать их в случае обнаружения заводского брака будет проблематично.

В любом случае нюансы гарантийного обслуживания следует прописать в договоре, который должен быть у собственников в обязательном порядке. Там также необходимо прописать перечень обязательств компании по обслуживанию домофона и, кроме ремонта, включить туда настройку и регулировку системы.

Анна Тумановская

Просмотры: