Маленький, кругленький, обменивается с трудом

Ассортимент компакт-дисков в торговых точках становится все богаче. Кроме привычных музыки и фильмов, тут и обучающие программы, и карты, и учебные пособия, и справочники, и развивающие игры для детей, и еще бог знает что. Но, как и с любой продукцией, с дисками тоже возникают проблемы.

А денежки тю-тю

Мало ли, что может не устроить покупате­ля: не подошли параме­тры, не «читается» диск, содержимое обмануло ожидания… Можно ли, подобно другим товарам, вернуть или поменять диски? В законе о защите прав потребителей есть статья №25. Там гово­рится, что потребитель вправе обменять непро­довольственный товар надлежащего качества на аналогичный, если тот не подошел по фор­ме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Берутся в расчет только эти па­раметры. Технические характеристики дисков к ним не относятся.

И это еще не все. В статье упоминается пере­чень качественных то­варов, не подлежащих возврату и обмену. Там есть указание на непери­одические издания, к ко­торым относятся книги, брошюры, альбомы и т.д. Слов «компакт-диски» там нет, поэтому между продавцами и покупате­лями нередко возникают споры.

- В перечне говорится о непериодических изда­ниях, воспроизведенных на технических носите­лях информации. К ним относятся и компакт-диски, на которых запи­сана любая информация, будь то игры или посо­бия, – пояснила главный специалист-юрист отдела по защите прав потреби­телей Ольга Костина.

Но есть другой ню­анс. В законодательстве имеется ссылка на то, что товар может быть заменен в случае, если не повреждена упаковка. Что касается дисков, это требование соблюсти практически невозмож­но.

В этом случае, если есть основания, нуж­но «упирать» на статью № 18 закона о защите прав потребителей. Она касается бракованной

продукции. И предлагает пять вариантов разреше­ния конфликта: обмен на аналогичный товар, обмен на товар другой

марки, устранение не­достатков, уменьшение цены, возврат денег. Первое, что предлагают продавцы, конечно, об­мен дефектного диска на качественный. Чаще все­го в небольших секциях по продаже дисков нет в наличии аналогичного экземпляра. Так что при­ходится выбирать что-то другое из представлен­ного в торговом зале ассортимента или ждать заказа. Если цены дисков различны, то придется доплачивать.

Есть также право по­требовать вернуть деньги назад и отдать бракован­ную покупку обратно. На это продавцы идут неохотно, поэтому потре­бителю в данном случае поможет письменно со­ставленное заявление на имя директора магазина с требованием вернуть деньги. На эту процедуру по закону отводится 10 дней. Важно не забыть проставить дату и попро­сить расписаться продав­ца на втором экземпляре, который остается у по­купателя.

Ищи дефект

А теперь подробнее о том, какие бывают дефекты компакт-дисков.

Первый – диск не «читается» или не вос­производится. Такое происходит либо из-за некачественной записи производителя, либо из-за брака самой болван­ки. Здесь поможет про­верка диска. В каждом магазине должна быть возможность проверить электронный носитель, причем в присутствии потребителя. Кроме того, диск может не читаться из-за царапин. Проблема в том, чтобы доказать их производственный, а не эксплуатационный характер.

- Чтобы избежать по­добных ситуаций, нужно проверить диск в при-

сутствии продавца, но только после покупки. Причем продавец впра­ве предложить прове­рить диск, а потребитель может потребовать это сделать, – говорит начальник отдела по контролю за качеством товаров и услуг Наталья Денисова.

Кроме царапин на воспроизведение влияет однородность покрытия диска с его записанной стороны. Если после покупки потребитель вскрыл упаковку в при­сутствии продавца и за­метил более яркие пят­на на обратной стороне диска, чем на остальной поверхности, то стоит сразу проверить диск на работоспособность. Как правило, такие пятна также свидетельствуют о дефекте диска.

Далее. Случается, что даже при просмотре фильмов на лицензион­ных дисках часть записи идет без перевода. В та­ких случаях мы шутим: переводчик пошел чайку попить. Отсутствие зву­ка, перевода, четкости картинки, помехи – все это брак. Не меньше претензий у потребите­лей к аннотации диска. На обложке всегда име­ется краткое содержание фильма. Большинство потребителей выбирают диски, исходя из этих двух-трех строчек, еще обращают внимание на жанр и фамилии акте­ров. Увы, порой и эта информация бывает не­достоверной.

К примеру, встречается, что производители забывают упомянуть, что данный фильм -часть сериала, купив диск с одной серией, потом придется приоб-ретать и остальные. Не­редко на обложке пишут аннотацию к только что отснятому продолжению картины, а на деле оказывается предыдущая версия. Вся эта недо­стоверная и неполная информация вводит по­требителя в заблужде­ние, что также, согласно закону, может считаться дефектом.

На всякий случай

Долгое время считалось, что только обеспе­ченные любители кино и музыки могут позволить покупать себе лицен­зионную продукцию. Ведь она была дороже пиратской в разы. Вре­мена меняются, и теперь легальные видео- и аудиодиски продаются во всех сетевых магазинах, супермаркетах и гипер-маркетах по вполне при­емлемым ценам – от 99 до 150 рублей. Правда, на новинки кино и му­зыки планка повыше -200-350 рублей, однако при распродажах диски можно купить и за 30-50 рублей.

Впрочем, в свете при­нятого в конце октября правительственного по­становления «О возна­граждении за свободное воспроизведение фоно­грамм и аудиовизуаль­ных произведений в лич­ных целях», по которому производители звуко- и видеовоспроизводящей техники будут перечис­лять в пользу авторов и исполнителей компенса­ционный сбор, эксперты предрекают подорожание компакт-дисков. Так что все же не лишним будет знать, по каким внешним признакам можно отли­чить лицензионный диск от пиратской копии.

Во-первых, оформле­ние. Вкладыши должны быть ровными и прямы­ми, с адекватной цве­топередачей картинки, с информацией без ор­фографических ошибок. Во-вторых, выходные данные. Согласно зако­нодательству, на коробке и на самом диске должно быть указано наименова­ние лицензиата и номер лицензии. Все данные производителя от назва­ния до адреса должны быть. Хорошо, если будут фирменные наклейки и голограммы. Все это вкупе дает гарантию того, что удовольствие от просмотра не будет омрачено помехами или сбоями в работе диска.               

Анна ТУМАНОВСКАЯ

Запись опубликована в рубрике Потребитель. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Конец испытательного срока. Увольнение по собственному желанию
Массажные кресла: здоровье гарантировано!
Кипр. Таможенные правила и контроль.

Комментарии запрещены.