16+

Пармезан, а как на моцареллу похож!

Сыры на владимирских рынках и в магазинах продаются в одинаковой обезличенной целлофановой упаковке. Как не растеряться в этом изобилии и выбрать именно тот сорт и вкус, который требуется?

Выбор велик, а информации – ноль

Наши потребители, судя по статистике, не так уж и часто балуют себя вкусным и полез­ным продуктом – сыром. Лидирующие позиции здесь занимают Греция, Франция и Германия. Россия поедает сыра в разы меньше.

Что же наш рядовой потребитель, регулярно посещающий магазины, может рассказать о сыре? Мало. И отнюдь не из-за отсутствия любопытства или нежелания прочи­тать этикетку. Дело в том, что информации на товаре практически нет. На торговую точку – рынок или в магазин – сыры приходят в виде головок или брусков. На парафиновой упаковке все необходимые сведе­ния есть, да и у торгов­цев имеется сопроводи­тельная документация к каждому продукту, но на прилавок попадает сыр фасованный – от­резанный кусок, запа­кованный в целлофан. В сетевых магазинах и гипермаркетах на цел­лофан хотя бы клеят этикетку, на рынках же и этого нет.

Впрочем, и на наклей­ке информация весь­ма скудная. Название сыра, процент жирности, вес, цена, дата упаковки и срок годности. Даже название производи­теля преподносится в зашифрованном виде: либо это только страна, либо отдельный го­род, либо сокращен­ное имя предприятия-изготовителя.

А выбор на наших при­лавках – приличный. Хо­рошим спросом у владимирцев пользуются «Рос­сийский», «Гауда», «Голландский», «Тильзитер», «Пошехонский», «Эдам», «Мааздам», «Сметанковый», «Сливочный», ну и, конечно, «Колбас­ный». Встречаются и до­вольно любопытные на­звания: «Король Артур», «Орфей», «Рокишкио», «Мааздамер». На рынках и в магазинах продают­ся достаточно большие объемы продукции рос­сийских производителей (при этом ассортимент отечественной продук­ции довольно узок), но не меньше половины прилавков занимают из­готовители из Белоруссии, Польши, Германии, Литвы, Нидерландов, Новой Зеландии.

Как узнать вкус продукта до покупки? Сложный вопрос. Те, кто затоваривается на рын­ке, могут спросить вкус сыров у продавцов. Они охотно сообщают, кото­рый из сыров посолонее, послаще, поострее, по­мягче, потверже. Правда, вкусы у всех разные, поэтому не стоит удив­ляться, если желаемое не совпадет с реальностью. В магазинах же вообще трудно дождаться и та­ких ответов.

С недавних пор в не­которых владимирских сетевых магазинах на этикетках стали указы­вать состав продукта. Но и здесь есть свои сложности. Даже человеку, обладающему острым зрением, для прочтения этикеток по­надобится предельная концентрация. Шрифт настолько мелкий, что порой требуется лупа. И это еще не все. Нередко состав продукта пишет­ся не полностью: там не находится места для от­дельных ингредиентов, в частности, красителей и консервантов, бывает, появляются совершенно непереводимые сокра­щения. А то и вовсе после слова «состав» идет «100%», и поди сам догадайся, к чему эти проценты относятся.

ГОСТ не прост

В нынешнем году всту­пил в силу новый ГОСТ «Сыры твердые и полутвердые». Именно эта группа сыров наиболее востребована на нашем рынке. Туда входят та­кие виды, как «Россий­ский», «Голландский», «Костромской», «Гауда». Согласно Госстандарту, в составе первое место должно занимать основ­ное сырье – натуральное коровье молоко, обезжи­ренное коровье молоко и сливки. Далее идут функционально необ­ходимые ингредиенты: бактериальные заква­ски и концентраты молочнокислых бактерий, молокосвертывающие ферментные препараты животного происхожде­ния, а также кальций хлористый (Е509), пред­назначенный для при­менения в пищевой и фармацевтической про­мышленности, а также вода и соль. Не исклю­чены пищевые добав­ки: стандарт разрешает использовать красители Е160а, Е160b, а также компонент Е341.

Но легальный состав еще далеко не гарантия вкуса. Более важную роль играет соблюдение технологии при сырова­рении. Чтобы снизить себестоимость продукта, молочные жиры нередко заменяют растительны­ми. Такой сыр должен называться сырным про­дуктом, а не сыром. Увы, лишь единицы следуют этому требованию. В крупном магазине нам встретился всего один такой образец из 40 наи­менований. Это объясня­ется нежеланием произ­водителей снижать цены. Ведь вслед за правдивым составом должна быть и оправдывающая затраты цена. Так, сырный про­дукт «Колбасный» про­дается за 30 рублей, а сыр «Колбасный» – за 90!

Анна ТУМАНОВСКАЯ

Просмотры: