По результатам опроса, проведенного компанией ACNielsen среди интернет-пользователей в 38 странах мира, российские потребители попали в категорию наименее разбирающихся в информации о питательной ценности продуктов и напитков.
Социологи пришли к выводу, что у россиян значительные пробелы в знаниях об ингредиентах, важных для здорового и сбалансированного питания. Еще ряд опросов подтверждает, что отечественный потребитель в редких случаях обращает внимание на состав покупаемой им продукции.
Доверяй, но проверяй
Потребители при выборе товара смотрят, в первую очередь, на оформление этикетки. А производители, зная эту слабость, стараются: ярких и сочных красок не жалеют. И вдобавок размещают на этикетках заманчивые обещания, которые зачастую не выполняют.
- Сегодня каждому потребителю перед покупкой очень важно смотреть состав продукта. На упаковке может быть заявлено все, что угодно. Мы же хотим получить натуральный и качественный продукт, — говорит начальник отдела по контролю за качеством товаров и услуг владимирского городского управления потребительского рынка и услуг Наталья Денисова. — На этикетке написано, что продукт без добавок, а в составе значатся соя, усилитель вкуса. Особенно внимательными стоит быть при выборе детского питания, а также людям, страдающим аллергией.
К примеру, в одном владимирском супермаркете в разделе «акции» представлен маложирный творог. Покупатели берут его охотно — цена привлекает. Но стоит приглядеться, как обнаруживается, что маложирным его можно назвать с очень большой натяжкой — 7,5%. Конечно, не 10%, но вместе с тем в продаже имеется творог с 1 и 5% жирности. Или вот: на упаковке с замороженными котлетами заметна надпись: домашние, изготовлены из телятины. В составе же, помимо говядины, есть свиной шпик и растительный белок.
Контроль и наказание
Чтобы изготовители ощущали ответственность, нужны контроль и наказание. В качестве надзорного органа выступает Роспотребнадзор, возможности которого на данный момент ограничены, поскольку периодичность проверок лимитирована — 1 раз в 3 года.
С определением наказания еще сложнее. Много лет назад в законе о защите прав потребителей прописали статью о праве покупателя на безопасность товара. В ней сказано, что мы вправе потребовать от продавца предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе и реализуемых им товарах. По всему выходит, что производитель не дает достоверную информацию о товаре, так как на этикетках говорит об одном, а в составе указывает иное? Так, да не так. В той же статье поясняется, что в составе должны быть указаны наименования пищевых добавок, БАДов, продуктов ГМО. Получается, что производитель не виноват, ведь в составе он эти компоненты указывает. А уж то, что обещано в названии или определении к нему, — это, видимо, дело десятое. Ситуацию призван был прояснить технический регламент «О маркировке упакованных пищевых продуктов для потребителей», который бы структурировал этикетку по всем спорным моментам. Документ прошел первое чтение в Госдуме.
Там, кстати, есть пункт о том, что при использовании ароматизатора, а не продукта, нужно помещать на этикетку фразы типа: со вкусом, с ароматом или ароматизированный.
Можно надеяться, что как только регламент вступит в силу, с прилавков пропадут псевдомаложирные и низкокалорийные продукты. Поскольку в документе пропишут норму содержания жира и калорий для того, чтобы называться диетическими товарами. Кроме того, регламент предписывает производителям указать в составе те продукты, которые могут вызвать аллергию.
Каша из топора
Еще один важный момент техрегламента. Согласно статье № 9, компоненты, входящие в состав пищевой продукции, указываются в порядке убывания их массовой доли на момент производства пищевой продукции. К примеру, первым в списке мясных полуфабрикатов должно значиться мясо. Иначе их нельзя уже называть таковыми.
В магазинах можно встретить замороженные котлеты, в составе которых первой идет питьевая вода. Причем не простая из-под крана, а очищенная ионами серебра. Вряд ли потребитель, желающий покушать на ужин что-то вкусное, думал о «водных» котлетках. Получается прямо как в той сказке — про варку каши из топора.
И такие сюрпризы ожидают во многих продуктах: в сгущенном молоке, сосисках, колбасе, глазированных сырках, кабачковой икре, тушенке. Даже в приправах к блюдам, где, страшно сказать, в ряду перца, лука, пастернака числятся усилитель вкуса и запаха, ароматизаторы,белок сои, эмульгатор. Не многовато ли для одного пакетика? На первом месте в составе таких приправ значится либо соль, либо лук с чесноком. Вот и получается, что доверчивый потребитель платит за воду вместо котлет и за соль вместо куриной заправки.
Подсчитай число «Е»
В случае принятия техрегламента у потребителя перестанет болеть голова по поводу разгадывания природы всего спектра Е, указанного в составе продукта. Порой чтение состава напоминает разгадывание кроссворда или того хуже — расшифровку шпионского кода. В регламенте же прописано, что при наличии пищевой добавки в составе пищевой продукции должно быть указано ее технологическое назначение — регулятор кислотности, эмульгатор, стабилизатор. А также наименование такой пищевой добавки, которое может быть заменено индексом пищевой добавки в соответствии с международной цифровой системой кодификации пищевых добавок (INS) или системой кодификации пищевых добавок Европейского союза (Е). Если пищевая добавка имеет разные технологические назначения, указывается то технологическое назначение, которое соответствует цели использования в данном случае.
Обилие номеров Е трудно запомнить. Эксперты советуют потребителям считать их количество: товар с числом больше трех не стоит употреблять детям и аллергикам. Еще более значительный список компонентов должен вызывать опасения у всех остальных покупателей.
Анна ТУМАНОВСКАЯ
Возможно Вас также заинтересует:
- Эти «Е» — они такие разные! Владимирский потребитель редко смотрит на состав продукта, ориентируясь на цену....
- Покупателей рыбы призывают не переплачивать за воду В апреле вступили в силу новые нормативы, касающиеся продажи морепродуктов....
- «Дачный» держит оборону В регионе растут цены на хлебобулочные изделия. Рост небольшой, но,...
- Пармезан, а как на моцареллу похож! Сыры на владимирских рынках и в магазинах продаются в одинаковой...