Не все полезно, что в рот полезло

По результатам опроса, проведенного компанией ACNielsen среди интернет-пользователей в 38 странах мира, российские потребители попали в категорию наименее разбирающихся в информации о питательной ценности продуктов и напитков.

Социологи пришли к выводу, что у россиян значительные пробелы в знаниях об ингреди­ентах, важных для здо­рового и сбалансирован­ного питания. Еще ряд опросов подтверждает, что отечественный по­требитель в редких слу­чаях обращает внимание на состав покупаемой им продукции.

Доверяй, но проверяй

Потребители при вы­боре товара смотрят, в первую очередь, на оформление этикетки. А производители, зная эту слабость, стараются: ярких и сочных красок не жалеют. И вдобавок размещают на этикетках заманчивые обещания, которые зачастую не вы­полняют.

- Сегодня каждому потребителю перед по­купкой очень важно смотреть состав продук­та. На упаковке может быть заявлено все, что угодно. Мы же хотим получить натуральный и качественный про­дукт, — говорит началь­ник отдела по контролю за качеством товаров и услуг владимирского го­родского управления по­требительского рынка и услуг Наталья Денисова. — На этикетке написано, что продукт без добавок, а в составе значатся соя, усилитель вкуса. Осо­бенно внимательными стоит быть при выборе детского питания, а так­же людям, страдающим аллергией.

К примеру, в одном владимирском супермар­кете в разделе «акции» представлен маложир­ный творог. Покупатели берут его охотно — цена привлекает. Но стоит приглядеться, как об­наруживается, что ма­ложирным его можно назвать с очень боль­шой натяжкой — 7,5%. Конечно, не 10%, но вместе с тем в продаже имеется творог с 1 и 5% жирности. Или вот: на упаковке с заморожен­ными котлетами заметна надпись: домашние, изготовлены из телятины. В составе же, помимо говядины, есть свиной шпик и растительный белок.

Контроль и наказание

Чтобы изготовители ощущали ответствен­ность, нужны контроль и наказание. В качестве надзорного органа вы­ступает Роспотребнадзор, возможности кото­рого на данный момент ограничены, поскольку периодичность проверок лимитирована — 1 раз в 3 года.

С определением на­казания еще сложнее. Много лет назад в законе о защите прав потребите­лей прописали статью о праве покупателя на бе­зопасность товара. В ней сказано, что мы вправе потребовать от продавца предоставления необ­ходимой и достоверной информации об изгото­вителе и реализуемых им товарах. По всему выходит, что производитель не дает достоверную информацию о товаре, так как на этикетках говорит об одном, а в составе указывает иное? Так, да не так. В той же статье поясняется, что в составе должны быть указаны наименования пищевых добавок, БАДов, продуктов ГМО. Получается, что про­изводитель не виноват, ведь в составе он эти компоненты указывает. А уж то, что обещано в на­звании или определении к нему, — это, видимо, дело десятое. Ситуацию призван был прояснить технический регламент «О маркиров­ке упакованных пище­вых продуктов для по­требителей», который бы структурировал этикетку по всем спорным момен­там. Документ прошел первое чтение в Госдуме.

Там, кстати, есть пункт о том, что при исполь­зовании ароматизатора, а не продукта, нужно помещать на этикетку фразы типа: со вкусом, с ароматом или арома­тизированный.

Можно надеяться, что как только регламент вступит в силу, с при­лавков пропадут псевдомаложирные и низко­калорийные продукты. Поскольку в документе пропишут норму содер­жания жира и калорий для того, чтобы назы­ваться диетическими товарами. Кроме того, регламент предписывает производителям указать в составе те продукты, которые могут вызвать аллергию.

Каша из топора

Еще один важный момент техрегламента. Согласно статье № 9, компоненты, входящие в состав пищевой про­дукции, указываются в порядке убывания их массовой доли на момент производства пищевой продукции. К примеру, первым в списке мясных полуфабрикатов должно значиться мясо. Иначе их нельзя уже называть таковыми.

В магазинах можно встретить заморожен­ные котлеты, в составе которых первой идет питьевая вода. Причем не простая из-под крана, а очищенная ионами серебра. Вряд ли по­требитель, желающий покушать на ужин что-то вкусное, думал о «во­дных» котлетках. Получается прямо как в той сказке — про варку каши из топора.

И такие сюрпризы ожидают во многих про­дуктах: в сгущенном мо­локе, сосисках, колбасе, глазированных сырках, кабачковой икре, тушен­ке. Даже в приправах к блюдам, где, страшно сказать, в ряду перца, лука, пастернака числятся усилитель вкуса и запаха, ароматизаторы,белок сои, эмульгатор. Не многовато ли для одного пакетика? На первом месте в составе таких приправ значится либо соль, либо лук с чесноком. Вот и полу­чается, что доверчивый потребитель платит за воду вместо котлет и за соль вместо куриной за­правки.

Подсчитай число «Е»

В случае принятия тех­регламента у потребителя перестанет болеть голова по поводу разгадывания природы всего спектра Е, указанного в составе продукта. Порой чтение состава напоминает раз­гадывание кроссворда или того хуже — рас­шифровку шпионского кода. В регламенте же прописано, что при на­личии пищевой добавки в составе пищевой про­дукции должно быть ука­зано ее технологическое назначение — регулятор кислотности, эмульгатор, стабилизатор. А также наименование такой пи­щевой добавки, которое может быть заменено ин­дексом пищевой добавки в соответствии с меж­дународной цифровой системой кодификации пищевых добавок (INS) или системой кодифи­кации пищевых добавок Европейского союза (Е). Если пищевая добавка имеет разные техноло­гические назначения, указывается то технологическое назначение, которое соответствует цели использования в данном случае.

Обилие номеров Е трудно запомнить. Экс­перты советуют потре­бителям считать их ко­личество: товар с числом больше трех не стоит употреблять детям и ал­лергикам. Еще более значительный список компонентов должен вы­зывать опасения у всех остальных покупателей.

Анна ТУМАНОВСКАЯ

Возможно Вас также заинтересует:

  1. Эти «Е» — они такие разные! Владимирский потребитель редко смотрит на состав продукта, ориентируясь на цену....
  2. Покупателей рыбы призывают не переплачивать за воду В апреле вступили в силу новые нормативы, касающиеся продажи морепродуктов....
  3. «Дачный» держит оборону В регионе растут цены на хлебобулочные изделия. Рост небольшой, но,...
  4. Пармезан, а как на моцареллу похож! Сыры на владимирских рынках и в магазинах продаются в одинаковой...
Запись опубликована в рубрике Потребитель. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Что наша жизнь? Вечный праздник! Так ли страшен диплом? Дипломная работа на заказ Виллы и коммерческая недвижимость в Испании

Комментарии запрещены.